Позднее признание

Политика
04 Июль 2023
11:39
1945
Позднее признание

Париж не заинтересован в мире на Южном Кавказе 

В недавнем выступлении перед армянской общиной в Марселе президент Франции Эмманюэль Макрон признал, что его политика на Южном Кавказе противоречит стремлению Евросоюза установить мир между Азербайджаном и Арменией. 

А на вопрос, почему его линия идет вразрез с тенденцией на установление прочного мира, он ответил, что все равно будет придерживаться собственной риторики, даже если «останется почти единственным в международной геополитической семье с такой повесткой дня». С учетом того, что количество французских граждан армянского происхождения, имеющих право голоса, около 600 тыс. человек, или 1 процент от общей численности избирателей, чисто арифметически непонятно, почему Макрон является фактическим заложником радикальных элементов армянской диаспоры, несмотря на то, что они имеют в стране пармезана мизерное влияние. 

Чисто логически этот вопрос также повисает в воздухе, так как древняя шахматная поговорка гласит, что на ослабевшего короля точат бивни и копыта не только вражеские слоны и лошади, но и собственные ослы при случае пытаются лягнуть его. 
По последним событиям во Франции отчетливо видно, что нынешний хозяин Елисейского дворца не справляется с внутриполитической предреволюционной ситуацией, когда, говоря словами классика, «верхи не могут управлять, а низы не хотят жить по-старому». Однако бывший банкир с наполеоновскими амбициями вместо того, чтобы взяться за руль государственной машины, перешедшей в режим автопилота, почему-то именно в Марселе озвучивает всякие глупости. Хотя его подобные заявления, к сожалению, явление не редкое, тут вспоминается буквально пророческое интервью Президента Ильхама Алиева телеканалу «Аль-Арабия» 4 октября 2020 года в самый разгар Отечественной войны. «Мы живем на своей земле, и если Франция хочет самоопределения для Нагорного Карабаха, пусть отдаст им город Марсель, почти половину жителей которого составляют армяне, позволит им провозгласить республику, предоставив независимость, в том числе корсиканцам и баскам. Они должны прекратить нападки на Азербайджан, подрывая наш авторитет. Если мы начнем говорить о наемниках и террористах, то обвиняющие нас сами окажутся в неловком положении, увидев себя в зеркале. Если мы начнем говорить то, что думаем, там начнется большой переполох», - сказал тогда глава государства. То есть уже тогда было понятно, что говорить в таком тоне с официальным Баку и выступать с открытыми обвинениями неприемлемо. 
И еще уместно вспомнить, как бесноватый и хитроватый дервиш Масталишах из комедии «Мусье Жордан, ученый ботаник…» великого классика азербайджанской литературы Мирзы Фатали Ахундзаде «взрывал» Париж. Он использовал приемы пиротехники для пущего правдоподобия, а Макрон соорудил другую бочку с порохом, поставив весь политический капитал на поддержку крупных олигархических кругов, без учета народных масс. Так что процессы, в эти дни происходящие во Франции, не возникли спонтанно подобно пене. Недовольство политикой Елисейского дворца поступательно нарастало фактически с начала правления тщеславного автора предвыборной программы либеральных реформ, само название которой - «Révolution» говорит о непомерном честолюбии рядового финансиста, ворвавшегося в большую политику при поддержке зарубежных тугих кошельков и затем столкнувшегося с жестоким разочарованием. Не все обратили внимание, но именно Макрон дал старт революционным процессам в своей стране - помнится, движение «желтых жилетов», начавшееся в ноябре 2018 года с обычных для европейцев манифестаций против намерения правительства повысить налог на углеродное топливо, очень скоро расширилось до широкого спектра других социальных и экономических требований. Не успели стихнуть масштабные протесты той поры, как зимой 2021 года по стране прошла волна протестов против законопроекта, одна из статей которого запрещает распространять фотографии или видео полицейских с целью установления их личности. Этот пункт вызвал обширные протесты в стране - его противники посчитали, что полицейских будет сложнее привлечь к ответственности за насилие. 
Уже с осени прошлого года проходят общегосударственные забастовки против роста стоимости жизни, в которых принимают участие несколько миллионов человек, включая сотрудников авиакомпаний, коммунального хозяйства, работников нефтеперерабатывающих заводов, атомных электростанций и даже домохозяек. Но грохота пустых кастрюль, которым француженки встретили очередные «грандиозные» планы по внедрению непопулярной пенсионной реформы, Макрон «не расслышал», а потому все акции протеста с тех пор выливаются в массовые аресты и столкновения с полицией, сопровождаемые применением водометов и слезоточивого газа. 
Но властям страны пармезана и этого мало, они хотят испытать терпение народа насильственными смертями. Так, неделю назад полицейские застрелили 17-летнего юношу алжирского происхождения по имени Наэль. По версии правоохранителей, молодой человек отказался подчиниться требованиям полиции и попытался скрыться после того, как его попросили выйти из автомобиля, но ведь в цивилизованной стране это не может быть поводом для стрельбы из табельного оружия. В результате погромы охватили не только родной город Наэля Нантер, где была атакована мэрия, сож-
жены десятки автобусов и автомобилей, разбиты витрины магазинов, но и Париж, Марсель, Лион, Страсбург, Нант и другие крупные города. То есть власти не разобрались с ситуацией, предпочтя применение самого широкого спектра спецсредств, в том числе бронетехники для подавления протестов. 
Происходящее во Франции уже вызвало широкий международный резонанс, включая обеспокоенность ООН. «Этот инцидент - повод для страны всерьез задуматься о решении проблем расизма и дискриминации, глубоко укоренившихся в правоохранительных органах», - говорится в пресс-релизе глобальной структуры. 
Беспорядки в стране дошли до того, что президент Макрон был вынужден покинуть двухдневный саммит Евросоюза в Брюсселе и отменить пресс-конференцию по его итогам, в то же время он вместе с супругой посетил концерт Элтона Джона в Париже. Интересно, как бы он среагировал, если бы происходящее касалось убийства не алжирца, а этнического француза или одного из представителей столь любимой им армянской диаспоры? 
Президенту Франции, столь сильно обеспокоенному «обеспечением прав армян Карабаха», стоило бы прежде всего озаботиться проблемой нарушения фундаментальных свобод в собственной стране, включая населяющие ее этнические меньшинства. Страна, непонятно на каком основании считающая себя «колыбелью демократии» (если нам не изменяет память, этот титул закреплен за древними Афинами), позволяющая себе выступать с предвзятыми, клеветническими и неуместными заявлениями в адрес суверенного Азербайджана, сегодня сама столкнулась с фундаментальным кризисом, когда непонятно, сможет ли некогда передовое государство Европы выкарабкаться из череды волнений или скатится в ряды аутсайдеров геополитики, очутившись в табели о рангах рядом с любимой Арменией. 
Исторический опыт показывает, что неграмотное управление, фиаско экономической и провал социальной политики не проходят бесследно, зачастую вознося на вершину власти экстремистские, ультрарадикальные нацистские и даже расистские силы. В перспективе стране, около четверти населения которой составляют этнические меньшинства, подобный сценарий ничего хорошего не сулит. 
 

Фидан САЛМАНЛЫ

Новости