Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
По инициативе Гейдара Алиева название «Южный Азербайджан» оформилось как научно-политический термин
По мнению экспертов, для становления азербайджанства как национальной идеологии необходимо серьезно, последовательно и фундаментально изучить и историю Южного Азербайджана. Именно это направление является приоритетным для наших ученых - историков и востоковедов.
О работе по углубленному изучению истории Южного Азербайджана, а также о пробуждении национального самосознания, идеологии азербайджанства и сути этого понятия читателям нашей газеты рассказывает заведующий отделом Южного Азербайджана Института востоковедения НАНА доктор философии по истории, доцент Самед Байрамзаде.
- Для чего нам нужна объединяющая идеология?
- Во-первых, она необходима для создания институтов развития общества на здоровой и правильной основе, на которой формировалось бы и развивалось азербайджанство (азербайджанизм) как ведущая идеология масс. Это понятие напрямую связано со словами «Азербайджан», что означает географический район, и «азербайджанлы», что включает в себя понятие национальности. На самом деле слово «азербайджанец» является скорее синонимом пространственной принадлежности, чем этничности и национальности, и употребление этого слова в значении этничности и национальности относится к нашей новейшей истории.
Азербайджанизм как понятие, идея и идеология сначала сформировался на территории под названием Азербайджан, а затем распространился среди представителей нашей нации, расселенных в разных частях света. Сегодня существует серьезная потребность в исследовании и изучении истории Южного Азербайджана для того, чтобы знать, как сформировалось азербайджанство как элемент национальной идеологии в нашей стране, какое влияние оно оказало на азербайджанцев мира.
- Количество азербайджанцев, проживающих в Южном Азербайджане, колеблется в пределах 30 млн человек?
- Совершенно верно. В соответствии с нынешним административно-территориальным делением Исламской Республики Иран в останах (провинциях) Восточного и Западного Азербайджана, Ардебиле, Зенджане, Казвине, Хамадане, в столице Тегеране и его окрестностях (в том числе, в Карадже), Саваде, Хорасане, а также в южных районах проживают 32-35 млн азербайджанских тюрков.
Помимо активного участия в управлении страной в соответствующих сферах, защите ее территориальной целостности и границ, они также обладают полномочиями существенно влиять на внутреннюю и внешнюю политику страны, в том числе на развитие торгово-экономических, литературно-культурных и других отношений с нашей страной. Именно исследование этих взаимосвязей, а также малоизученной южной ветви азербайджанской истории, развитие азербайджанства и превращение его в национальную идеологию становятся актуальной потребностью для наших ученых.
- Как был создан возглавляемый вами отдел? Что послужило причиной?
- Прежде всего отмечу, что иранская революция 1978-1979 годов явилась одним из факторов, повлиявших на развитие идеи азербайджанства в Северном Азербайджане. После победы революции представители всех наций и народностей, проживающие в Иране, получили относительную свободу. На азербайджанском языке стали издаваться книги, газеты и журналы, открываться курсы по изучению азербайджанского языка, в Тегеране и Тебризе начали работать культурные центры, в том числе Общество азербайджанских писателей и поэтов.
В те годы Азербайджан возглавлял наш общенациональный лидер Гейдар Алиев, и именно он сделал первые серьезные шаги по укреплению взаимовыгодного двустороннего сотрудничества и превращению азербайджанства из идеи в идеологию. В результате его настойчивости и по его инициативе в Азербайджанской ССР название «Южный Азербайджан» оформилось как научно-политическое понятие, были созданы и начали активно функционировать соответствующие отделы в Союзе писателей Азербайджана, Государственном комитете по телевидению и радиовещанию, академических институтах литературы и востоковедения. При этом открылись большие возможности для изучения и исследования истории, литературы и культуры Южного Азербайджана.
И в 1976 году в Институте народов Ближнего и Среднего Востока НАНА, как тогда назывался нынешний Институт востоковедения имени академика Зии Буньятова, был создан отдел Южного Азербайджана. А до этого долгие годы проблемы этого региона изучались в основном в рамках институтского отдела истории и экономики Ирана.
- Какие исследовательские направления стали приоритетными у иранистов?
- Более сорока лет наш отдел занимается всесторонним изучением новейшей истории южной части нашей разделенной родины. За эти годы были изучены история Тебриза в XIX веке, деятельность просветителей Южного Азербайджана, формирование национального самосознания, азербайджано-иранские культурные связи в первой половине XX века, политическое, экономическое, социальное и культурное развитие Южного Азербайджана, создание Азербайджанской демократической партии. По всем этим направлениям были успешно защищены диссертации, которые позднее были усовершенствованы и опубликованы в виде монографий. А обширная статья «Южный Азербайджан» была опубликована в 1987 году в X томе Азербайджанской советской энциклопедии. Также результатом работы этого отдела стала глава «Южный Азербайджан (1828-1917)», вошедшая в первый том учебника «История Азербайджана», изданного впервые в 1994 году для студентов вузов.
И, конечно, я не могу не назвать наших ученых, чья деятельность заслуживает особого внимания. Это - Абдулгусейн Агахи, Ахмед Аминзаде, Машалла Рабизаде, Мамедали Девали, Иред Ибрагими, Миргасим Чешмазер, Солтанали Мирзазаде, Фарадж Дастгошаде, Хокуме Буллури, Мир Рахим Вилаи.
Важные аспекты так называемого азербайджанского вопроса нашли отражение и в работах Таги (Шахина) Ибрагимова, изучавшего создание и деятельность Коммунистической партии (КП) в Иране, а также национально-освободительное движение в южных и западных районах Ирана во время Первой мировой войны. Также трудно переоценить важность работ Рауфа Сеидова - его исследования, посвященные формированию буржуазии в Иране, очень полезны для определения роли и места Азербайджана в конце XIX - начале XX века.
- В настоящее время деятельность отдела так же успешна, как и в советские годы?
- Да, конечно. В последние годы наши сотрудники успешно продолжают свои исследования по различным аспектам, связанным с современной общественно-политической, экономической и культурной ситуацией в Южном Азербайджане.
Кроме того, укреплены научный потенциал и кадровая база отдела, в него были привлечены талантливые молодые исследователи, изменились направления их научной деятельности и темы научно-исследовательских работ, соответствующие требованиям времени. В качестве тем диссертаций утверждены только самые актуальные проблемы, которые несут в себе научную новизну.
- Назовите, пожалуйста, несколько изданий, вышедших в свет в вашем институте.
- Первым делом отмечу коллективный труд моих коллег - «Очерк истории Южного Азербайджана», а также книги «Южный Азербайджан в региональной политике Исламской Республики Иран» (С.Байрамзаде), «Нагорно-карабахский конфликт в иранской прессе и научной литературе (1979-2009 гг.)» (С.Талыиблы), «Государственная политика и национальные отношения в Иране» (Ю.Гаджиева), «Место и роль Азербайджанской демократической партии в национально-демократическом движении Южного Азербайджана (1945-1982)» (Х.Сафари).
А из того, что планируется к изданию в 2023 году и находится на стадии научного редактирования, назову книгу «Новейший период: 1918-1979». В издании отражены социально-политическое и экономическое положение Южного Азербайджана, геноцид 1918 года, совершенный против азербайджанцев в западной части Южного Азербайджана, а также политика ассимиляции, проводимая на основе персидского шовинизма правлением Реза-шаха против азербайджанцев, формирование национального самосознания южных азербайджанцев и т.д.
Наргиз ГАХРАМАНОВА,
специально для
«Бакинского рабочего»