Интервью министра иностранных дел Азербайджана Джейхуна Байрамова АЗЕРТАДЖ и изданию «Мадьяр Демократа»

Политика
06 Сентябрь 2023
12:58
389
Интервью министра иностранных дел Азербайджана Джейхуна Байрамова АЗЕРТАДЖ и изданию «Мадьяр Демократа»

Пятого сентября министр иностранных дел Азербайджана Джейхун Байрамов в рамках официального визита в Венгрию дал интервью Азербайджанскому государственному информационному агентству АЗЕРТАДЖ и венгерскому изданию «Мадьяр Демократа».

Отвечая на вопрос, чем объясняется первенство Венгрии среди стран всего Евросоюза по количеству взаимных официальных и рабочих визитов руководителей и членов правительств двух стран, глава внешнеполитического ведомства Азербайджана сказал: «Азербайджан развивает дружеские отношения со многими странами мира. Приоритетом внешней политики Азербайджана является активная роль отечественной дипломатии на всех фронтах. Действительно, Венгрия значится среди тех государств, с которыми уровень нашего сотрудничества достиг высокой точки, и оно продолжает расширяться. Истоки нашего сотрудничества были заложены еще давно. Президент Ильхам Алиев неоднократно совершал визиты в Венгрию. В 2014-м году была подписана Совместная декларация о стратегическом партнерстве между Азербайджаном и Венгрией.

С тех пор отношения между нами вышли на уровень очень тесных, дружественных, основанных на взаимном уважении и взаимной выгоде. Поэтому совершенно неудивительно, что девять лет спустя после подписания в 2014 году той декларации, уже в этом году, в январе 2023 года, Президентом Ильхамом Алиевым и премьер-министром Виктором Орбаном был подписан новый документ — Декларация о расширении стратегического партнерства между Азербайджаном и Венгрией.

Взаимная воля двух стран к расширению и углублению сотрудничества выделяет отношения между нами в разряд действительно особых. Все, что обсуждается между двумя лидерами, находит затем свое отражение в действиях и претворяется в жизнь. Вчера мне довелось провести первый стратегический диалог с моим венгерским коллегой, основанный на подписанных ранее декларациях. И если взглянуть в итоговый протокол нашего диалога, то можно будет заметить, что наши отношения охватывают огромный спектр областей как на двустороннем уровне, так и в многосторонних форматах — в политической, экономической, культурной сферах, включая образование, туризм и многое другое».

Коснувшись прошедшего в понедельник первого стратегического диалога с министром иностранных дел и торговли Венгрии Петером Сийярто, Байрамов сказал, что диалог прошел в очень конструктивной атмосфере и на нем обсуждался широкий круг вопросов. Помимо этой встречи, глава МИД Азербайджана по приглашению своего венгерского коллеги принял участие в конференции глав дипломатических миссий Венгрии в разных странах мира, в ходе которой ответил на многочисленные вопросы ее участников.

«Это была великолепная возможность. Только в этом году господин Сийярто трижды посещал Азербайджан. Я также трижды в этом году посещал Венгрию — два раза в рамках визита главы государства, и вот теперь мой третий за текущий год визит происходит в контексте первого стратегического диалога между главами МИД наших стран», – сказал министр.

Отвечая на вопрос о новых горизонтах сотрудничества между двумя странами в области энергетики — как традиционной углеводородной, так и «зеленой» — Джейхун Байрамов отметил следующее: «Действительно, энергетика занимает одно из ключевых направлений в нашем сотрудничестве. Сама энергетическая политика Азербайджана многослойна, и сотрудничество с Венгрией охватывает все сегменты нашей национальной энергетики. Это и нефть — сегмент, который включает присутствие венгерского капитала в лице концерна MOL; в частности, эта компания владеет 9,57% доли в месторождении Азери-Чираг-Гюнешли, являющемся крупнейшей нефтяной залежью Азербайджана, а также 8,9% доли в нефтепроводе Баку-Тбилиси-Джейхан. Это и газовый сегмент — здесь следовало бы отметить, что с конца 2020 года, когда было завершено строительство второго этапа Южного газового коридора, а именно газопровода Trans-Adriatic Pipeline (TAP), Азербайджан впервые стал поставщиком не только сырой нефти на европейский рынок, но и природного газа. Вначале было предусмотрено, что поставки газа пойдут в Италию, Грецию и Болгарию, однако потом был проявлен интерес со стороны ряда других государств, среди которых дружественная нам Венгрия.

Вчера на встрече с моим коллегой Петер Сийярто сообщил, что азербайджанский газ уже начал поступать в Венгрию. В наших планах — увеличение объемов поставок. Помимо нефти и газа, которые связывают наши страны, необходимо отметить также сегмент «зеленой» энергетики. Вы знаете, что 18 июля 2022 года был подписан «Меморандум о взаимопонимании по стратегическому партнерству в энергетической сфере между Азербайджанской Республикой и Европейским Союзом, представленным Европейской комиссией», а 17 декабря того же года в Бухаресте был подписан меморандум о взаимопонимании по созданию совместного предприятия между Азербайджаном, Грузией, Румынией и Венгрией для реализации проекта, предусматривающего передачу азербайджанской «зеленой» электроэнергии по дну Черного моря на европейский континент. Таким образом, электроэнергия «зеленого» происхождения — это еще один сегмент в азербайджано-венгерском сотрудничестве в области энергетики. Но, в то же время, хотелось бы отметить, что все сказанное справедливо будет спроецировать и на весь Евросоюз, учитывая, что на протяжении многих лет Азербайджан был и остается надежным партнером в области обеспечения энергобезопасности европейского континента, включая все упомянутые сегменты: нефть, с 2020-го года — газ, и в перспективе также «зеленая» электроэнергия.

Как я уже говорил, каспийский газ начал впервые поступать в Венгрию. Первоначально планировалось поставлять природный газ трем странам — Италии, Греции и Болгарии, но с этого года Венгрия и Румыния также подключились к числу стран, получающих газ из недр Каспийского моря. Ряд других стран тоже проявил интерес и выразил желание присоединиться. В частности, в апреле этого года энергетические компании Азербайджана, Венгрии, Румынии, Болгарии и Словакии подписали соглашение, получившее название «Кольцо Солидарности», с целью использования внутренних европейских газовых интерконнекторов для увеличения объемов поступления к ним каспийского газа через Южный газовый коридор.

Планы, как видите, большие. Европа ожидает получить от нас к 2027 году 20 миллиардов кубометров. Нынешняя динамика позволяет нам взять эту планку. В самом начале Азербайджан поставлял около 8 миллиардов кубометров. В прошлом году — уже 11,4 миллиардов кубометров, а в этом году будет 12,5 миллиардов кубометров, и это только в страны Евросоюза. Помимо ЕС, Азербайджан является главным поставщиком природного газа также в Грузию и одним из крупнейших — на турецкий рынок».

Джейхун Байрамов коснулся также вопросов сотрудничества в области авиасообщения, отметив роль авиакомпании Wizzair, а также туризма, строительства, военпрома, фармацевтики, включая проекты в Алятской свободной экономической зоне. Министр рассказал о планах Венгрии по создании «умного села» в Солтанлы Джебраильского района.

Отвечая на вопрос о новых горизонтах сотрудничества в рамках Организации тюркских государств (ОТГ), руководитель внешнеполитического ведомства напомнил, что Венгрия остается активной со дня участия в упомянутой организации в качестве наблюдателя с 2018 года. По словам министра, у наших народов общее историческое прошлое, тесные культурные корни, и общества двух стран проявляют нескрываемый интерес к дальнейшему сближению. Культурная столица тюркского мира в 2023 году — город Шуша, и культурная столица Венгрии — город Веспрем — активно сотрудничают, между ними был подписан меморандум. Роль Венгрии в ОТГ очень позитивная, и это очень ценят все члены организации.

На вопрос о нынешнем состоянии послевоенного урегулирования в регионе Южного Кавказа Джейхун Байрамов дал развернутый ответ, сказав: «Предложение перевернуть страницу вражды и начать строить мир исходило от Президента Алиева, причем это произошло буквально через пару месяцев после окончания 44-дневной войны. Учитывая долгие тридцать лет конфликта, а также те разрушения, которые Армения оставила на оккупированных землях, выступить с таким предложением было, естественно, нелегко, но Баку пошел на это и первым предложил начать смотреть в будущее. Тринадцать месяцев Армения никак не реагировала на это предложение. В феврале 2022 года Азербайджан выступил с еще одним предложением — выступил с пятью принципами, которые должны были войти в основу будущего мирного соглашения. Затем в октябре 2022 года Азербайджан вновь проявил активность, составив проект мирного договора и представив его Армении в ходе первого раунда переговоров в Женеве.

Такова позиция Азербайджана — оставить позади вражду и начать новую эру в отношениях между двумя странами, основанную на принципах международного права, таких как уважение территориальной целостности, суверенитета и неприкосновенности границ. Что мы видим? Армении потребовалось два с половиной года после окончания войны, чтобы премьер-министр этой страны, наконец, выступил, пусть даже пока устно, с признанием территориальной целостности Азербайджана с Карабахом в его составе. Теперь настало время подкрепить сказанное устно официальной подписью, а для этого требуется завершение работы над проектом мирного соглашения. К сожалению, мы наблюдаем несоответствие действий руководства Армении со сделанными ранее устными заявлениями. Порой мы слышим заявления, которые опровергают сказанное ранее. Хуже всего то, что время от времени мы видим военные провокации на земле. И эта часть имеет две составляющие, и обе этих составляющих увеличивают напряжение в регионе: во-первых, это провокации на условной границе между Арменией и Азербайджаном; а во-вторых — и здесь я хочу сделать особое ударение и подчеркнуть то обстоятельство, что серьезным источником напряжения и взрывоопасности в регионе является сохраняющееся по сей день присутствие незаконных военных формирований на территории Азербайджана численностью около 10 тысяч лиц, что является грубейшим нарушением трехстороннего Заявления от 10 ноября 2020 года. Напомню, что согласно пункту 4, параллельно с развертыванием миротворческого контингента Российской Федерации все армянские вооруженные силы должны были быть выведены. К сожалению, за почти три года после подписания трехстороннего Заявления незаконные формирования до сих пор не выведены. Они находятся на довольствовании со стороны Армении, которая финансирует их из своего государственного бюджета. Часть личного состава этих формирований является военным персоналом ВС Армении. Имеются множество доказательств, фактов, подтверждающих это. Мы же убеждены, что мирная повестка должна продолжаться, мы настроены решительно на завершение этого процесса. Завершиться должна также выработка окончательного текста соглашения, которое должно основываться исключительно на нормах международного права».

Касаясь темы Лачинской дороги, раздуваемой в последние дни в ряде зарубежных СМИ, министр отметил, что вся шумиха исходит от Армении и некоторых ее покровителей: «Вся эта пропаганда не имеет под собой никаких оснований. Это не гуманитарный вопрос, это сугубо политическая манипуляция. В настоящее время Лачинская дорога используется со стороны МККК. Каждый день десятки армянских жителей спокойно проезжают через ППП в обоих направлениях. Перевозят больных, и, помимо этого, МККК привозит в регион медикаменты и прочие необходимые наименования. Позиция Баку заключается в использовании всех альтернативных маршрутов. Если бы вопрос действительно был из гуманитарной области, то но был бы решен в очень короткое время путем параллельного открытия нескольких дорог. Но вот уже почти три года, как некоторые представители местных армян в регионе делают все, чтобы предотвратить любые возможности, отрезать любые нити, которые могли бы прямо или косвенно рассматриваться как первые шаги к процессу реинтеграции армянского населения в политическую, экономическую, социальную архитектуру Азербайджанского государства. А это не что иное, как поощрение сегрегации, сепаратизма. К сожалению, позиция Армении заключается в поддержке этой линии, что противоречит устному заявлению о признании Ереваном территориальной целостности Азербайджана.

Были достигнуты предварительные договоренности по маршрутам, но в последний момент руководство Армении вновь, как и неоднократно в прошлом, срывалo их. Вся эта очернительская информационная компания о некоей «гуманитарной катастрофе» не имеет под собой никакого основания. Немыслимо обвинять страну, которая предлагает вместо одного маршрута снабжения сразу несколько, в создании «гуманитарного кризиса»! Мы предлагаем дорогу Агдам-Ханкенди в силу оптимальности этого маршрута, но в действительности есть много других дорог, в том числе из городов Физули и Шуша. Наши партнеры в курсе всего этого, как и сотрудники МККК в Баку. Для них собрать конвой для доставки грузов через Агдам — это вопрос нескольких часов. У них есть все возможности, вся необходимая инфраструктура, логистика, транспортные средства, склады в Барде — словом, абсолютно все, что нужно. Дорога через Агдам — кратчайшая.

Но смотрите, что делают представители армянского населения! Они установили бетонные блоки, чтобы сделать невозможным проезд с продовольствием. В этом вся суть. Их интересует сепаратизм. Наша позиция такова, что эта тема не должна быть политизирована, так как, когда ты говоришь об одной дороге, отвергая остальные, это уже политизация вопроса, не имеющая ничего общего с гуманитарной плоскостью. Это уже политическая повестка, причем довольно вредная. Это не в интересах ни армян, ни азербайджанцев. Тридцать лет конфликта показали, что от этой самоизоляции не выиграл никто. Мы продолжаем рассматривать жителей Карабаха армянской национальности в качестве наших граждан. В отличие от Армении, Азербайджан не моноэтническое государство. И согласно Конституции Азербайджана и целого ряда международных конвенций, к которым присоединилась наша страна, все этнические меньшинства обладают равными правами, свободами и равными обязанностями».

Касаясь диалога между центральным правительством Азербайджана и представителями армянского населения Карабаха, министр отметил, что первая встреча уже имело место. Он сказал: «Назначенный Президентом специальный представитель в начале года провел первую встречу в Карабахе, после чего в качестве своеобразной «ротации» последовало приглашение на вторую встречу в одном из городов Азербайджана. До сведения представителей армянского населения было также доведено, что представитель центрального правительства готов будет продолжить дальнейшие встречи в таком же ротационном формате — третья встреча вновь в Карабахе, четвертая в одном из азербайджанских городов, пятая вновь в Карабахе, ну и так далее. Для нас было важно, чтобы процесс шел. И в этом смысле Баку проявлял добрую волю и открытость к диалогу. Это единственный путь вперед. Те, кто отказываются от диалога, должны освободиться от роли заложников в руках у третьих сил, которые могут отправлять им месседжи и обещать им, что угодно. Им следует взглянуть в прошлое и подумать, чего они добились. Разве они стали счастливее, жить стали лучше? Нет, конечно. Единственный путь — это диалог и обсуждение своего будущего в составе Азербайджана. Другого просто нет, так как все остальное — нелегитимно. Это наша красная линия. На территории Азербайджана не будет больше никаких серых зон».

Отвечая на вопрос о нынешнем состоянии переговоров с Арменией по поводу открытия Зангезурского коридора, Джейхун Байрамов сказал, что открытие беспрепятственного сообщения между западными районами Азербайджана и Нахчыванской Автономной Республикой является частью трехстороннего Заявления от 10 ноября 2020 года. Он отметил: «Открытие коммуникаций очень важно, так как транспортные связи, торговля и прочее не просто приносят выгоду и прибыль сторонам, но делают мирный процесс в регионе необратимым, так как крепко связывают страны между собой. В то же время, геополитические процессы, которые происходят не только в нашем регионе, но и за его пределами, диктуют нам необходимость в открытии новых транспортных маршрутов, связывающих Восток и Запад, особенно если принять во внимание войну в Украине. Спрос на маршруты велик как со стороны Евросоюза, так и со стороны государств Центральной Азии и дальше на Восток. В этом смысле, значение Срединного коридора, проходящего по территории Азербайджана, великó. Только в прошлом году грузопоток через нашу страну возрос на 70%. Спрос велик. Зангезурский коридор является одним из элементов на пути Восток-Запад. Эксперты оценили, что Зангезурский коридор мог бы добавить Срединному коридору дополнительные 5-8 миллионов тонн карго. Это большая выгода не только для Азербайджана и Армении, но и других стран.

На основе трехсторонних заявлений от ноября 2020 года и января 2021 года была создана рабочая группа на уровне заместителей премьеров трех стран. Почти три года уже продолжается работа. В какой-то момент появляется чувство, что мы близки к завершению работы, как вдруг в последний момент Армения неожиданно выдвигает что-то новое, что вновь заводит процесс в тупик. Это неконструктивно, вдобавок это еще и является нарушением соответствующего пункта трехстороннего Заявления, по которому Армения взяла на себя обязательство по гарантированию беспрепятственного движения грузов, граждан и транспортных средств. С армянской стороны это не просто неконструктивно, это еще и вредит ей. Она лишает себя выгод, хотя из всех стран именно она нуждается в поправлении своего экономического положения и выхода из изоляции».

В завершение интервью глава МИД Азербайджана сказал, что подобный подход может привести к тому, что Ереван упустит еще одну выгодную возможность поправить экономику страны, так как дорога может просто обойти Армению. Азербайджан же продолжит работу в этом направлении, имея план «Б». И для него проект будет осуществлен даже без участия Армении, но в таком случае она просто выпадет из числа выгодополучателей.

Новости