Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
или Магия высокого искусства
В Оперной студии Азербайджанского государственного академического театра оперы и балета состоялся показ спектакля «Тоска». Опера была поставлена в год 100-летнего юбилея общенационального лидера Гейдара Алиева, который широко отмечается в Азербайджане.
2 декабря 1923 года, 100 лет назад, родилась и одна из величайших оперных певиц XX века Мария Каллас. Восторженные зрители наградили ее титулом La Divina - Божественная, который сохранился за ней и после смерти.
Желанием почтить память великолепной певицы был обусловлен выбор руководством театра спектакля «Тоска», в котором она особенно блистала. В роли заглавной героини дебютировала заслуженная артистка Азербайджана Фарида Мамедова. Главные мужские партии исполнили: Каварадосси - солист театра оперы и балета, солист Азербайджанского государственного музыкального театра Фарид Алиев, Скарпиа - народный артист Азербайджана, солист национального театра Мангейма в Германии Авез Абдуллаев. Дирижер - лауреат конкурса дирижеров им. Доратти Орхан Гашимов. Арию Пастушка (Ангела) исполнила юная солистка хора «Бановша» Фатима Мамедова.
Спектакль прошел на высоком уровне, на сцене царила аура творчества, артисты исполняли свои партии с большим вдохновением и самоотдачей. Во всем, начиная от костюмов и заканчивая декорациями, прослеживались профессионализм и труд всех, кто создавал это сложнейшее сценическое действо.
Сразу после спектакля в интервью «Бакинскому рабочему» профессиональную оценку певческому мастерству коллег дал оперный певец, контртенор, обладающий диапазоном голоса в 5 октав, заслуженный артист Ильхам Назаров:
- Я пришел поддержать своих друзей, зная, как самозабвенно и много они работали над этим спектаклем, и, конечно, волновался за них. Но сейчас, когда все трудности позади, могу сказать одно: мои друзья и коллеги - большие молодцы! Они справились с поставленной задачей, и я уверен, что постановка будет долгие годы радовать зрителей. Сама атмосфера, царящая в театре после смены руководства, располагает к постоянной работе над собой. Я уверен, ребята не остановятся на достигнутом. Период застоя и самолюбования в театре уже позади - наступила эра творчества, обмена опытом и, главное, неустанной работы над совершенствованием всего, что называется оперным искусством.
Дирижер Орхан Гашимов, рассказывая о работе над постановкой, отметил, что с этой оперой он сталкивается во второй раз. Несколько лет назад в городе Бишкек ставили «Тоску» и ему довелось быть ассистентом замечательного дирижера Валентина Урюпина:
- Этот опыт мне, конечно же, пригодился. Музыка оперы особенная, Пуччини - верист, он пишет жизненную музыку, используя подлинные сюжеты. При этом она овеяна некой магией, и это - магия реальности, западающая в самое сердце. Одно из очень изящных проявлений реализма в музыке маэстро - это ария Пастушка (Ангела), которую очень хорошо исполнила Фатима Мамедова. Мы провели пять репетиций с оркестром, вначале без вокалистов, затем в полном составе. Концертмейстером оперы была Ребека Магомедова, которая тоже внесла большой вклад в подготовку спектакля и более глубокое осмысление вокальных арий. Я испытывал большую ответственность, это огромное полотно и музыка целой эпохи, музыка истории Италии - одного из ее самых драматичных моментов. Очень надеюсь, что оркестр не подвел вокалистов, руководство, а главное - самого маэстро Пуччини!
К партии Флории Тоска Фарида Мамедова готовилась много лет, осознавая, что для создания полноценного образа героини необходимо быть прежде всего очень зрелой актрисой, свободно владеющей как голосом, так и умеющей управлять эмоциями:
- В партии Тоски таких проявлений чувств очень много, ведь опера принадлежит к шедеврам эпохи веризма и во главе угла стоит неприкрытая правда жизни. Лично для меня «Тоска» - скорее драматический спектакль, где музыка раскрывает весь эмоциональный подтекст и каждой фразе придает много интересных смыслов. Мы старались максимально следовать тексту и логике автора. Летом я перечитала одноименную пьесу французского драматурга Жоржа Сарду, который был одним из знаковых европейских писателей XIX века и свою «Тоску» написал для выдающейся Сары Бернар.
Конечно, доскональное знание сюжетного материала очень помогло мне в создании образа, потому что есть моменты в жизни моей героини, которые лишь эскизно отражены в либретто, но имеют большое значение для осмысления музыки великого Пуччини и создания более полноценного образа главной героини. Немалую роль сыграло в этом и достаточно свободное владение итальянским языком, поэтому проблем с запоминанием или пониманием нюансов текста тоже не было. Кроме того, осенью этого года по инициативе руководства нашего театра (за это персональная благодарность Юсифу Эйвазову) был приглашен известный итальянский баритон Федерико Лонги, являющийся на сегодняшний день одним из лучших интерпретаторов партии Скарпиа, и я очень рада, что мне удалось пройти с ним всю партию Тоски и получить от него творческое «благословение», что вселило в меня уверенность, что у меня все получится...
Эталонным исполнителем партии Тоски считается Мария Каллас, 100-летию которой мы и посвятили наш спектакль.
Как и многим певицам, играющим Тоску, этот образ мне очень близок. Ведь Тоска по сюжету - примадонна, оперная дива. Она весьма набожна и обласкана поклонниками и покровителями, свято верит в справедливость и верна своему возлюбленному. Эту партию, в силу вокальной сложности, не рекомендуют исполнять в юном возрасте, хотя самой героине по сюжету едва минуло 20 и ей свойственны некоторый, на мой взгляд, юношеский максимализм и импульсивность, которые с годами чаще всего проходят и приводят к более мудрым поступкам. Но от актрисы требуется перевоплощение в предлагаемых обстоятельствах для передачи всей гаммы переживаний. Ее уход из жизни вслед за возлюбленным, этот прыжок в вечность - кульминация и итог ее короткой, но очень яркой и достойной жизни. Я постаралась все это передать, а как у меня получилось, конечно, судить зрителю.
Очень рада, что моими сценическими партнерами в этом спектакле стали опытные и талантливые артисты, с которыми мы не раз выступали вместе, -тенор Фарид Алиев и баритон Авез Абдуллаев. Очень ценю сотрудничество с ними и ту отдачу, с которой мы готовили этот постановку. Также выражаю огромную признательность всему коллективу нашего театра, который трудился рядом с нами как на сцене, так и за кулисами. С удовольствием отмечу работу дирижера Орхана Гашимова, для которого этот спектакль так же, как и для меня, стал дебютным.
Фариду Алиеву (партия Марио Каварадосси) также доводилось спеть ее дважды. Он подошел к этой роли после исполнения партии Германа в опере «Пиковая дама», которая, на его взгляд, является некоторым рубиконом для тенора, ведь только взяв эту высоту, певцы, как правило, берутся за исполнение партии Каварадосси:
- По первой своей профессии я, как и мой герой, художник, поэтому в 1998 году устроился в Оперный театр именно как художник по декорациям. Но образ Каварадосси близок мне не только поэтому. По своей натуре я бунтарь, причем взрывные эмоции возникают у меня совершенно неожиданно, можно сказать, ниоткуда, но в тот момент, когда это совершенно необходимо. Так, в прошлом году я проявил свой бунтарский характер и добровольно ушел из театра, а сегодня меня заново пригласили петь. Как каждый творческий человек я очень эмоционален и хорошо понимаю своего героя, влюбленного в прекрасную оперную диву.
Сегодня я был счастлив петь на этой сцене еще и потому, что моими партнерами-солистами были мои друзья. Это Фарида ханым Мамедова, которая замечательно справилась с партией Тоски, проделав колоссальную работу при ее подготовке, и Авез Абдуллаев, уже очень опытный артист, давно работающий на европейской оперной сцене, который привнес в этот спектакль свой колорит, свою версию исполнения, за что мы все ему очень благодарны. Его Скарпиа харизматичен и даже очень обаятелен (смеется). Сегодня мы можем просмотреть в интернете многие мировые арии и постановки, но личный опыт и личные эмоции того, кто пел на разных площадках, ни с чем не сравнимы. Надеюсь, не за горами тот момент, когда и солисты, и вся труппа Азербайджанского государственного академического театра оперы и балета, как в старые добрые времена, будет гастролировать и петь на самых достойных, а, может, и лучших площадках мира. Для этого нам всем нужно очень много работать, петь и, главное, не стесняться учиться и расти дальше, независимо от возраста. А талантов Азербайджану не занимать, в том числе и в оперном искусстве.
Авез Абдуллаев (барон Скарпиа) признается, что первое исполнение им этой партии произошло здесь, в Баку, на сцене Оперного театра. Затем он выступал в России, Германии, Чехии и Словакии. Но случилось так, что он подключился к подготовке спектакля позже своих коллег, поэтому репетировали много, иногда по два раза в день, и он стал свидетелем невероятного усердия и трудолюбия своих коллег:
- Сейчас зима, время холодное и когда кто-то из артистов заболевал, ребята заменяли его, пропевая как свою партию, так и партию коллеги. Когда сцена студии была занята, мы репетировали в фойе, никакие технические трудности нас не останавливали, они даже придавали особое рвение и задор. Никто не жалел себя, и самоотдача была очень большая. Также хотел бы отметить работу Акрама Поладова (Ризничий), Алиахмеда Ибрагимова (Сполетта), Ефима Завального (Анджелотти), Кянана Рахманова (тюремщик) и Игоря Ядрова (Шарроне). Я помню, как горели глаза у артистов хора, такой творческий подъем при подготовке спектакля встречается нечасто даже на мировых площадках. Наша Оперная студия - это, конечно, особое для меня место. Именно на этой сцене я делал свои первые шаги. Сегодня я солист самого большого театра в Германии, но мой дом здесь, в Баку. И сегодня мой долг приезжать на родину и отдавать ей весь накопленный за рубежом опыт, так же как прославлять и продвигать Азербайджан во всем мире, демонстрируя свое оперное искусство. Я считаю, что мы, музыканты из Азербайджана, работающие за рубежом, должны приезжать на родину и отдавать накопленный опыт друзьям и всем тем, кому он необходим. Похоже, эту практику уже применяет новая дирекция театра, и я хочу выразить свою личную благодарность Юсифу Эйвазову за то, что он вернул в театр многих достойных артистов и музыкантов, открыл перед ребятами новую дорогу, пригласил на спектакли азербайджанцев, которые поют за рубежом, а значит, привозят в Баку свой личный опыт.
Я получил от исполнения этой партии огромное удовольствие. С одной стороны - это магия великолепной музыки Пуччини, а с другой - родной театр и мои друзья по сцене, которые выложились, что называется, по полной. Я знаю, что у руководства в ближайшем будущем большие планы и есть чем приятно удивить азербайджанского зрителя. Много сил вкладывается в реконструкцию театра, уверен, это будет одна из лучших театральных площадок, где технически можно будет делать многое из того, что давно применяют в мировой опере. А мы, азербайджанские музыканты, как и многие мировые оперные звезды, сочтем за честь петь и творить на этой сцене. И дай Бог нам всем здоровья, чтобы осуществить все задуманное.
Итак, позади еще один праздник оперной музыки, эмоций и волнения актеров и музыкантов, зрительские овации и восторг, а может, и критика предвзятых профессионалов. Но одно несомненно - лед тронулся и дух творчества, пронизывающий все это представление, теперь прочно утвердился в прославленном бакинском Театре оперы и балета. Этот дух вернулся туда, откуда он не должен уходить никогда. Это дух великих композиторов и музыкантов, наших корифеев оперного мастерства, отдавших свои жизни ради оперного творчества. Это - настоящая магия, магия старой и новой реальности, МАГИЯ ВЫСОКОГО ИСКУССТВА.
Эльдара АЛИЕВА-ИМАНОВА