Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
2023-й положил конец армяно-азербайджанскому конфликту
Мы продолжаем подводить итоги уходящего года в целом, делая основной упор на политическую составляющую. Сегодняшний наш собеседник - председатель правления Центра анализа международных отношений Азербайджана Фарид Шафиев.
- На мой взгляд, после обретения независимости Азербайджаном в нашей стране есть три даты, кардинально меняющие историю республики. Первая дата - это 1993 год - возвращение к власти Гейдара Алиева, вторая - 2020 год - Победа во второй Карабахской войне и третья дата - 2023 год - полное восстановление суверенитета и завершение истории вокруг карабахского конфликта. Тем самым был завершен 200-летний армяно-азербайджанский конфликт, инспирированный внешними силами. Таким образом, это больше, чем обычный итог года.
Конечно, полное осознание того, от какой проблемы мы наконец-то избавились, придет позже - через 10, возможно, через 20 лет. Ведь надо понимать, что на кону стояли азербайджанская государственность и даже идентичность. То есть проблема не зацикливалась только на территориях. Вот это и есть главнейший итог уходящего года, на фоне которого все прочие достижения просто меркнут.
- Тем не менее, переходя к другим, пусть менее значимым итогам года, не могу не попросить вас дать итоговую оценку взаимоотношениям Азербайджана с Европейским Союзом, тем более что с некоторыми его членами наши отношения в уходящем году стали более прохладными?
- Вы правы, это был не самый лучший год в отношениях между Азербайджаном и ЕС. Свой отпечаток на двусторонние отношения наложили события сентября этого года, когда официальный Баку провел в Карабахском регионе локальные антитеррористические мероприятия. И это явно продемонстрировало наличие в Европе сил, не заинтересованных в завершении армяно-азербайджанского конфликта, желающих насаждать свои условия и управлять нашим регионом посредством данного конфликта. В частности, к таким странам - членам ЕС относится Франция. Конечно, в ЕС у нас тоже есть друзья, это прежде всего Венгрии и Италии. Но когда речь заходит о формировании внешнеполитического взгляда ЕС на армяно-азербайджанский конфликт, причем негативного по отношению к нам, то тут решающую роль играет Франция вместе с Бельгией, Нидерландами и Германией. Подобным своим поведением ЕС сам лишает себя возможности играть сколь-нибудь активную роль на Южном Кавказе, так как самой значимой и влиятельной страной в нашем регионе, безусловно, является Азербайджан.
С другой стороны, нельзя забывать и о том, что наши отношения с ЕС - это не только вопрос армяно-азербайджанских взаимоотношений, так как мы сотрудничаем по многим направлениям. В частности, у нас хорошо развиты экономические связи, в том числе в энергетической сфере. Также для нашей страны очень важны такие сферы сотрудничества с ЕС, как образование, высокие технологии. Поэтому как бы ни были сейчас испорчены отношения Азербайджана с коллективным Западом их предвзятыми заявлениями по армяно-азербайджанскому вопросу, вектор взаимоотношений должен оставаться. Баку невыгодно захлопывать двери перед Западом, так как современное развитие государства и общества невозможно без наличия высоких технологий и образованных кадров. То есть хотим мы того или нет, но в этих вопросах ведущую роль играет Запад. Соответственно, нам необходимо развивать связи со Старым Светом.
В то же время Азербайджан никому не позволит переходить красную линию, посягать на свой суверенитет, независимость и территориальную целостность. Полагаю, уже все в мире должны понимать, что в этих ключевых для нашей страны вопросах Президент Ильхам Алиев ни на какие компромиссы не пойдет.
- В уходящем году у нас также, пусть и на короткий период, но охладились отношения с США. Что бы вы сказали по характеру этих отношений по итогам года в целом?
- Как и в случае с ЕС, должен отметить, отношения с США для Азербайджана очень важны. Мы не должны забывать о поддержке со стороны американцев в 90-е годы, благодаря чему Азербайджан смог реализовать масштабные энергетические проекты, оказавшие сильное позитивное влияние на нашу экономику. В то же время нельзя забывать и о том, что в те же годы, самые тяжелые в современной истории Азербайджана, когда наша страна подверглась агрессии со стороны Армении и потеряла часть территории, Конгресс США принял печально известную 907-ю поправку, запрещавшую оказание нам какой-либо помощи. Это демонстрирует в целом отношение американского Конгресса к Азербайджану, а не к конкретным властям. Дело в том, что в связи с недавним охлаждением американо-азербайджанских отношений появились критики, утверждающие, что виной тому официальный Баку и нынешняя власть. Однако в 1992 году, когда принималась 907-я поправка, у власти в Азербайджане были совсем иные силы, являющиеся ныне оппозицией. Соответственно, сегодня высшее политическое руководство страны поступает совершенно правильно и в вопросе армянской угрозы имеется полное единение власти и народа. Так что недавние резкие антиазербайджанские заявления представителя Госдепа в Конгрессе США и односторонняя поддержка страны-агрессора - Армении для нас не внове, и продолжаются они с самого начала конфликта. Более того, Вашингтон вообще не имеет никакого морального права диктовать другим странам, что и как делать. Мы видим, к каким негативным последствиям привела американская политика на Ближнем Востоке.
А если говорить о моральной стороне дела, то Азербайджан провел точечные антитеррористические мероприятия в сентябре этого года с минимальными потерями, в то время как действия США в Афганистане и Ираке привели к большим жертвам среди мирного населения и способствовали разрушению гражданской инфраструктуры. В итоге многие западные и некоторые другие страны могут поучиться сейчас у Азербайджана тому, как надо проводить антитеррористические операции.
Возвращаясь к американо-азербайджанским отношениям, должен отметить, что, как и в случае с ЕС, важной для нас на двустороннем треке является сфера образования. В рамках образовательной программы, осуществляемой Баку в 2007-2015 годах, многие нынешние государственные чиновники получили образование в США. В их числе и я. И сейчас это направление необходимо развивать. Тем более что, несмотря на появление новых мировых центров, США продолжают лидировать в сфере образования и развития высоких технологий. Поэтому нам необходимо сотрудничать с американцами и перенимать у них все самое лучшее и современное, в том числе и передовой опыт в сфере менеджмента и государственного управления.
- Есть еще одна страна, с которой у Азербайджана в уходящем году отношения складывались очень непросто. Я имею в виду Иран, с которым буквально в начале этого года мы стояли на грани разрыва дипотношений после терактов в нашем посольстве в Тегеране. Как бы вы оценили отношения с этой страной по итогам года?
- Полагаю, что с момента обретения Азербайджаном независимости именно в начале 2023 года ирано-азербайджанские отношения из-за упомянутого вами теракта достигли своей низшей отметки. Однако 2023 год завершается с некоторым оптимизмом в отношении ирано-азербайджанских отношений.
Тем не менее хочу отметить, что наличие в Иране антиазербайджанских группировок остается предметом серьезного беспокойства и угрозы национальной безопасности Азербайджана.
- А как бы вы оценили по итогам года взаимосвязи Азербайджана и Россией?
- Откровенно говоря, самым сложным вопросом в наших взаимоотношениях был Карабах. За его исключением в российско-азербайджанских отношениях никаких проблем не было и нет. Но в этом году этот вопрос был закрыт, соответственно был устранен и раздражитель в наших отношениях. Поэтому имеются все перспективы для расширения двустороннего сотрудничества по многим отраслям.
- В этом году, как и в предыдущем, наблюдалась активизация Баку в рамках Организации тюркских государств (ОТГ) и со странами Центральной Азии. Ваше мнение по этому поводу?
- Надо подчеркнуть, что во внешней политике Азербайджана появляются новые приоритеты, и если одним из них является Движение неприсоединения (ДН), то вторым - ОТГ. По этому поводу глава нашего государства 6 декабря очень четко высказался на конференции, проведенной совместно нашим Центром и Университетом АДА. В частности, Президент Ильхам Алиев высказался в пользу расширения сотрудничества в рамках ОТГ, в том числе в сфере политики и безопасности. Полагаю, что ОТГ останется нашим приоритетом. Если же посмотреть на отношения со странами Центральной Азии, то они являются одним из приоритетов внешней политики Баку и осуществляются в рамках трех измерений: на двустороннем уровне, на уровне Азербайджан-Центральная Азия (Президент Ильхам Алиев впервые участвовал в саммите «5+1» в Душанбе. - Ред.) и в рамках ОТГ.
- Важным достижением уходящего года стало то, что Азербайджан впервые возглавил антиколониальную борьбу в мире.
- Это одно из серьезных направлений нашей современной внешней политики, осуществляемое в рамках Движения неприсоединения. И хотя многие говорят, что Баку начал эту деятельность только из-за Франции, но они правы только отчасти.
Дело в том, что существуют такие вопросы, которые значительно шире французского фактора. В частности, если внимательно посмотреть на армяно-азербайджанский конфликт и на то, как некоторые западные страны относились к Азербайджану, то здесь мы видим явные признаки ориентализма. Напомню читателям, ориентализм - это академическое название явления, когда западные страны негативно относятся к исламу, странам с мусульманским большинством населения и в целом географически расположенным к востоку от стран Запада. Это, конечно же, является не чем иным, как издержками колониализма. В этом смысле резким контрастом является отношение к ситуации на Южном Кавказе со стороны Великобритании, которая всячески способствует развитию региона и связей между странами региона вопреки поведению Франции, продолжающей конфликтную повестку дня. Более того, хочу напомнить, что Франция - второе после Ирана государство, с которым в этом году у нас серьезно ухудшились отношения. Но если в отношениях с Тегераном к концу года наметились позитивные сдвиги, то с Парижем ничего подобного нет.
- По окончании года истекает период председательства Азербайджана в Движении неприсоединения. Как известно, за годы председательства Баку показал себя очень активным и деятельным актором в рамках ДН, выдвинул ряд важных инициатив. Сохранит ли и дальше Азербайджан активность своих действий в рамках ДН?
- Безусловно. В Движении неприсоединения у нас имеется важная составляющая - политическое взаимодействие, вопросы суверенитета, независимости и территориальной целостности стран. Даже несмотря на то, что этот вопрос в Азербайджане уже закрыт, это не означает того, что данное направление нашей внешнеполитической деятельности ослабнет. Во-вторых, за годы председательства в ДН мы создали такие институты, как Молодежное движение, чей координационный центр находится в Баку, и Парламентский форум ДН, в котором наша страна также играет большую роль. Эти направления останутся для Баку приоритетными в рамках Движения неприсоединения.
- Каковы ваши ожидания от 2024 года для Азербайджана с политической точки зрения?
- В новом году у нас пройдут президентские выборы. Уверен, что поддержка действующего главы государства на пост Президента со стороны народа мало у кого вызывает сомнения. Это позволит закрепить результаты 20-летней деятельности Президента Ильхама Алиева. Сюда относятся окончательное закрытие вопроса армяно-азербайджанского противостояния, экономическое развитие, государственное строительство и пр.
На перспективу в экономике нам надо будет сокращать зависимость от нефтегазового сектора, особенно в экспорте. Это вопрос не только экономики, но и национальной безопасности, так как основные доходы поступают от экспорта нефти и газа, а надо смотреть на 20-30 лет вперед.
Следующий важный момент - это восстановление освобожденных территорий. Мы видим, как Президент Ильхам Алиев и Первый вице-президент Мехрибан Алиева регулярно выезжают на освобожденные земли и глава государства лично руководит восстановительными работами.
Третий важный момент - это усиление конкурентоспособности отечественной экономики.
Что касается внешней политики, то здесь важнейшими направлениями являются подписание мирного договора с Арменией и развитие регионального сотрудничества на Южном Кавказе.
Но есть также вещи, которые не зависят от Азербайджана, но будут оказывать сильное влияние на нашу страну и на весь мир. В первую очередь это два конфликта: российско-украинский и израильско-палестинский. Сохраняются серьезные проблемы в мировой экономике, продолжается конкуренция между США и Китаем. Здесь тоже могут быть явления, которые окажут влияние на все страны мира. С этой точки зрения важны будут итоги выборов президента США, которые пройдут в следующем году.
- Благодарю за беседу.