Станислав Притчин: Франция антиазербайджанской позицией компенсирует провалы в Африке

Политика
13 Январь 2024
23:54
780
Станислав Притчин: Франция антиазербайджанской позицией компенсирует провалы в Африке

Старший научный сотрудник Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений имени Е.М.Примакова Российской академии наук, кандидат исторических наук Станислав Притчин в беседе с корреспондентом АЗЕРТАДЖ поделился своими мыслями о конференции COP29, которая в этом году пройдет в Азербайджане, строительно-восстановительных работах, проводимых на освобожденных территориях, а также о позиции Франции в контексте вопроса армяно-азербайджанских отношений.

- В 2024 году в Азербайджане пройдет 29-я сессия Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата – COP29. Можно ли назвать это событие индикатором влияния Азербайджана в мире?

- Азербайджан системно работает по предоставлению своей площадки для проведения крупных международных форумов в качестве нейтральной, приемлемой для многих игроков страны. То, что проведение форума было впервые скоординировано и с армянской стороной - это очень существенный шаг, который говорит о том, что Азербайджан умеет находить компромиссы даже с теми странами, с которыми не всегда удается выстраивать эти компромиссы. Азербайджан также имеет достаточно широкую сеть партнеров, которые воспринимают страну в качестве удобного, комфортного, конструктивного партнера, с которым можно и нужно разговаривать и решать, в том числе региональные вопросы.

- В этом году бывшие вынужденные переселенцы будут возвращены еще в пять городов в освобожденном Карабахе (Шушу, Ханкенди, Ходжалы, Кяльбаджар, Джебраил). Как вы оцениваете объем проводимых на освобожденных территориях строительных и восстановительных работ, осуществляемых инфраструктурных проектов?

- Мы видим, что это один из ключевых приоритетов и правительства, и в целом руководства Азербайджана. Я был уже в двух аэропортах – в Физули и Зангилане, посетил несколько крупных объектов, которые восстанавливаются, в том числе ознакомился с проектами «Умное село». Темпы восстановления впечатляющи. Это целое направление и серьезный вклад в развитие, в том числе ВВП Азербайджана.

Это долгосрочный тренд на развитие, восстановление, и мы видим, что, несмотря на сложности в виде мин, многолетнего запустения, дефицита электроэнергии, воды, все эти вопросы оперативно решаются. Государство системно подходит к этому вопросу, привлекает передовые технологии. По восстановлению Шуши мы видим, что все это еще и соотносится с историческим наследием в других регионах. Мы также видим, что это максимально ориентированные на современные технологии дома. В целом государство в этом плане демонстрирует максимальную эффективность и волю к скорейшему восстановлению и возвращению людей в регион.

- Блестящая победа Азербайджана во Второй Карабахской войне, антитеррористические мероприятия локального характера в сентябре прошлого года, установление КПП на Лачинской дороге, полное восстановление территориальной целостности Азербайджана. Как вы оцениваете действия политического и военного руководства страны в период с 27 сентября 2020 года?

- Мы видели, что у Азербайджана очень четкая цель и понимание того, что нужно делать, чтобы решить ключевой вопрос государственности – вопрос территориальной целостности. И в отличие от оппонентов, у Азербайджана была очень последовательная и четкая линия. Азербайджан умел комбинировать дипломатические и военные усилия: если дипломатические буксовали, Азербайджан предпринимал военные усилия, но при этом всегда был открыт к диалогу. И в этом плане результат закономерен - Азербайджан достиг того, к чему стремился и в военном, и в политическом плане.

- И последний вопрос: о позиции Франции в армяно-азербайджанском урегулировании. В последнее время Франция открыто заняла антиазербайджанскую позицию, вооружает и поддерживает Армению, осуществляется акт вандализма против памятника азербайджанской поэтессе. Но сломать волю Азербайджана не удается. Как отметил Президент Ильхам Алиев, главный источник нашей силы в том, что мы правы. В чем вы видите слабость Франции?

- Франция за счет риторики пытается показать себя глобальным игроком, особенно на фоне проигрыша и бесконечных потерь в Африке. Поэтому контрпродуктивная позиция Франции обусловлена тем, что ей нужна компенсация тех неудач и провалов, которые наблюдаются в Африке. Соответственно, Армения в этом плане удобный вариант - без каких-либо серьезных последствий можно занимать жесткую антиазербайджанскую позицию. Максимум, что теряет Франция - это нормальные отношения с Азербайджаном, фактически она их уже потеряла. Но при этом Франция продолжает эту риторику, потому что с точки зрения политического дискурса это позволяет ей показывать: «Мы поддерживаем своего партнера на Южном Кавказе. Мы важный игрок на Южном Кавказе». Никто же из французских или европейских обывателей не разбирается, каков реальный расклад сил и что такая позиция Франции контрпродуктивна и деструктивна.

Новости