Торжество двустороннего формата

Политика
14 Май 2024
10:14
563
Торжество двустороннего формата

Баку и Иреван пытаются договариваться без посредников 

Крупнейший город Казахстана стал образцовой площадкой для проведения двусторонних мирных переговоров между Азербайджаном и Арменией, а МИД этой страны не претендует на роль посредника в отличие от ряда столиц, подчеркивающих собственную значимость. 

Есть несколько кардинальных отличий Алматы от того же Брюсселя, который также позиционировал себя в качестве честного брокера. Во-первых, Казахстан одинаково близок и нам, будучи активным членом Организации тюркских государств, и соседней Армении - как в рамках ЕАЭС, так и в рамках членства в ОДКБ. Правда, правительство Никола Пашиняна вроде заморозило участие в обсуждениях военно-политической составляющей единства нескольких бывших постсоветских республик, тем не менее у Астаны с Иреваном есть целый комплекс совместных наработок. А во-вторых, Брюссель, будучи номинальной столицей крупнейшего глобального межгосударственного образования, хотя и позиционирует себя в качестве субъекта переговоров, все же на внешнеполитическом треке зависит от официального Парижа. 
Помнится, накануне первого в истории визита в Армению президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева его страна буквально утопала в паводках, и многим казалось, что вот он, вполне приемлемый повод для того, чтобы отложить посещение Иревана. 

Как видим, причины навестить премьер-министра Никола Пашиняна и президента Ваагна Хачатуряна во время чрезвычайной природной ситуации перевесили доводы «против». 
Обычно эти лидеры встречаются в рамках мероприятий в форматах экономического либо военно-политического блока, в которые входят обе страны, а тут все прошло в свете двусторонних отношений, причем сразу вскоре после нашумевшего визита Токаева в столицу Азербайджана, где он принял участие в первом заседании Высшего межгосударственного совета, на котором были рассмотрены десятки вопросов углубления сотрудничества в торгово-экономической, инвестиционной, нефтегазовой, транспортно-логистической сферах, а также в области возобновляемых источников энергии, цифровых коммуникаций и культурно-гуманитарного взаимодействия. Кроме того, Президент братской страны принял участие в открытии Центра детского творчества имени Курмангазы в городе Физули, что является искренним даром казахстанского народа. 
Ничего подобного в отношении соседней Армении пока не наблюдалось, а потому были основания внимательно отслеживать все шаги первого главы тюркского государства, побывавшего в Иреване с начала 44-дневной Отечественной войны 2020 года. Первопричина равновеликой близости двух государств в природной толерантности тюркских народов, так как в отличие от стран, например, коллективного Запада близкие нам по крови государства намного более терпимы в религиозном плане. 
Перед визитом в Иреван Токаев дал интервью армянским СМИ, в котором рассказал о важности транспортных маршрутов, связывающих Восток и Запад через Каспийское море. А поскольку на фоне цивилизационного кризиса в самом центре Европы их востребованность растет, соответственно, возрастает значение региона Южного Кавказа, а потому сотрудничество и даже мирное сосуществование проживающих здесь народов заслуживают внимания. «Полноценное функционирование транспортного сообщения - важный шаг к экономической интеграции всего Южного Кавказа и установлению прочного мира в регионе… А так как перевозки между Казахстаном и Арменией осуществляются в основном автомобильным транспортом, это существенно ограничивает наши возможности», - подчеркнул он. 
На самом деле объективные транспортные трудности связаны отнюдь не с логистикой, а с геополитикой - откройся Зангезурский коридор хоть завтра, это вряд ли послужит активизации торговли между странами Центральной Азии и Арменией, зато даст дополнительный выход тому же Казахстану и другим странам в Турцию, и далее - в Европу. Да и мизерные цифры торгового оборота между Казахстаном и Арменией (порядка $50 млн) свидетельствуют об огромной заинтересованности Астаны в объединении тюркского мира. И это вполне правильный подход, когда вынуждаешь неадекватных реваншистов признать безвыходность ситуации. 
Впрочем, в преддверии 10 мая, когда началась очередная встреча в Алматы глав МИД Азербайджана и Армении Джейхуна Байрамова и Арарата Мирзояна, правительство соседней страны озвучило целый ряд довольно оптимистичных заявлений в контексте нормализации отношений со Страной огней. В частности, председатель парламента Ален Симонян прямо заявил, что принципиальных разногласий у сторон нет. «Мы поочередно движемся по пунктам соглашения, обсуждая его на основе международных принципов, чтобы не дать возможность для двойного толкования...», - сказал он, добавив, что процесс делимитации между Азербайджаном и Арменией должен быть завершен как можно быстрее. 
В таком же позитивном ключе выступил накануне и глава МИД Армении Арарат Мирзоян на пресс-конференции со своим венгерским коллегой Петером Сийярто: «Мы верим, что в ходе переговоров в Алматы будет возможность обсудить наши обоюдные обязательства, зафиксировав их в письменной форме - обе стороны будут привержены данным обещаниям, а рабочие группы продолжат обсуждение деталей, в том числе делимитации границ, важных для обеих сторон». 
Однако позитивная риторика армянских властей появилась не просто так, а после точечной операции 19-20 сентября прошлого года, по итогам которой правительство Армении вынуждено было прекратить финансирование сепаратистского режима. После этого наступила эпохальная дата 7 декабря, когда Администрация Президента Азербайджана и аппарат премьер-министра Армении опубликовали совместное заявление о взаимопонимании по поводу проведения СОР29 в Баку и освобождения плененных военнослужащих двух стран. После успешного взаимодействия на этом треке меры доверия были углублены уже не за столом переговоров, а в реальной плоскости, и тогда впервые за все время переговоров Баку и Иреван пришли к согласию в вопросе возвращения четырех сел Газахского района, что в свою очередь поспособствовало началу демаркации границы. 
Конечно, до мира далеко, но осознание по ту сторону границы неизбежности замирения ощущается, хотя до этого официальные лица соседней страны предпочитали регулярно и на разных уровнях озвучивать провокационные заявления в адрес Баку. Особенно отличались на международной платформе упомянутые Ален Симонян и Арарат Мирзоян, безосновательно обвинявшие Азербайджан якобы в искусственном затягивании подписания мирного договора, территориальных претензиях и разжигании этнической ненависти в отношении армян, блокаде и подготовке к геноциду. То есть они применяли весь набор действий оккупационных войск во время существования Минской группы ОБСЕ. 
Зато теперь благодаря сильной позиции Президента Ильхама Алиева армянский официоз чуть ли не в унисон заговорил о мире. Но мы по лицемерию соседей прекрасно знаем, что их заявления «о готовности к миру», которые регулярно озвучивались также и в период оккупации азербайджанских территорий под стрекот автоматных и пулеметных очередей, сопровождаемых гулом артиллерийских залпов, в первую очередь рассчитаны на внимание мирового сообщества. На деле же ни Роберт Кочарян, ни Сержик Саргсян, ни Никол Пашинян даже пальцем не пошевелили в практической плоскости, и эта тактика, скорее всего, не изменилась и сегодня. 
Во-вторых, изменившийся расклад сил в регионе в пользу Страны огней фактически не оставил стране камней серьезных возможностей для маневра, чтобы как-то препятствовать мирной повестке Баку, что прекрасно осознает команда «соросят», понимающая, что им ничего не остается, кроме как продвигать региональные инициативы сосуществования, могущего перерасти в сотрудничество на транспортном направлении. 
Если армяне раньше думали, что «цугцванг» - шахматный термин, сегодня они поняли, что глубоко заблуждались в расчете на мифическое заступничество «сестренок», расположенных за тридевять земель. В отличие от предыдущих властей Армении, скорее всего, нынешний армянский премьер не питает иллюзий о «возвращении» Карабаха и понимает бесперспективность этой затеи. С другой стороны, мир с Баку чисто объективно в интересах соседней страны хотя бы с экономической точки зрения, поскольку позволит ей примкнуть к региональным и международным логистическим проектам, от которых она была изолирована из-за оккупации азербайджанских территорий. Торгово-экономический прорыв принципиально необходим Армении еще и потому, что страна как бы взяла курс на Запад и планирует выйти из орбиты влияния России. 
На фоне протестов в стране, разжигаемых армянской апостольской церковью и оппозицией, а также угроз, создающих серьезную почву для внутриполитических потрясений вплоть до переворота, Никол Пашинян на недавней пресс-конференции расставил четкие акценты в вопросе демаркации границы, однозначно заявив, что приостановка этого процесса приведет к войне. «Чем дальше идет процесс делимитации, тем больше война лишается основания и логики, становясь непопулярной среди народов обеих стран. То есть впервые в истории Армении мы создаем гарантии 
безопасности нашими суверенными решениями, своими же руками. Мы хотим управлять процессами в направлении невозможности войны, а потому даем ход процессу делимитации во избежание конфликтов», - в кои-то веки разумно высказался премьер соседней страны, заявив, что не выполнит требования оппозиции и не прекратит процесс делимитации границы с Азербайджаном. 
Его слова да оппозиции в уши, особенно тем, кто в рясе священнослужителя подталкивает свой же народ к трясине неуживчивости с соседями, с которыми предстоит жить до скончания веков… 

Фидан САЛМАНЛЫ