Он шел по жизни как по минному полю

Культура
19 Сентябрь 2025
05:55
2110
Он шел по жизни как по минному полю

Размышления о романе Сабира Рустамханлы «Последнее слово академика»

Народный поэт Азербайджана Сабир Рустамханлы более известен в народе своими стихотворениями и поэмами, а также замечательным романом «Книга жизни». Между тем, за последние 10-15 лет он создал целую серию знаковых романов, в которых описывается жизнь нашего народа и - шире - всего тюркского мира, а также судьба выдающихся представителей Азербайджана на широком историческом фоне. 
 

Среди них - «Небесный Бог» («Göy tanrı», о герое тюркской мифологии Огуз хане), «Фидаины Дифаи» («Difai fədailəri», об Ахмеде Агаоглу и созданной им партии «Дифаи»), «Восхождение на плаху» («Ölüm zirvəsi», о Джавад хане и времени его правления), «Поэт и Зло» («Şair və Şər», о трагической судьбе выдающегося поэта Мухаммеда Хады) и др. Все эти романы, несомненно, достойны внимания русскоязычного читателя (к сожалению, на русский язык переведены лишь два или три романа писателя), однако я сегодня хочу коснуться последнего романа Сабира, вышедшего несколько лет назад на азербайджанском языке и опубликованного в прошлом году в журнале «Литературный Азербайджан» (к сожалению, имя и фамилия переводчика не указаны).
Сам писатель говорит о главном герое книги, что это образ вымышленный, плод его художественной фантазии, однако в образе Зияда Шихлы явственно угадывается личность академика Зии Буниятова. Знаю, что прославленный академик и известный поэт-трибун в начале 90-х годов ХХ века принимали участие в национально-освободительном движении, вместе выступали на площадях, сражались словом и делом с партийными бюрократами Баку и Москвы, которые довели Азербайджан и его столицу до кровавого 20 Января. 
Из выступления Гейдара Алиева на церемонии прощания с З.Буниятовым:
«В те годы Зия Буниятов был человеком, который выступал с речами на площадях, поднимая свой голос протеста против агрессии Армении против Азербайджана, против несправедливых претензий армянских оккупантов, он шел в первых рядах этого движения. Именно благодаря выступлениям таких уважаемых и почитаемых людей, как Зия Буниятов, тысячи, десятки тысяч людей, молодежи примкнули к этому движению, протестуя против армянской агрессии, против притязаний на национальную свободу, независимость, территориальную целостность Азербайджана, включились в борьбу за национальное освобождение, независимость».
Я благодарна Сабиру Рустамханлы за то, что он решил сделать эту неординарную личность героем своего романа и создал в произведении весьма впечатляющий образ ученого-патриота, человека с неуемным беспокойным сердцем и драматической судьбой.
Тех, кто не согласен с трактовкой данной личности в романе, хочу успокоить: во-первых, это действительно художественное произведение, хотя многие образы узнаваемы. Во-вторых, роман написан с огромным уважением и пиететом к личности академика Буниятова. Не знаю, существуют ли еще книги об этом уникальном человеке, жаль, если нет. Давно пора было создать произведение о Зие Мусаевиче Буниятове, Герое Советского Союза, выдающемся историке, друге и соратнике великого Гейдара Алиева, который, по словам одного из персонажей романа, «шел по жизни как по минному полю»…
Роман состоит из весьма сложной структуры, это своего рода роман в романе. Тут и подлинная история жизни академика - юность, учеба в Московском институте востоковедения, война, женитьба, возвращение на родину, научные изыскания и пр. и пр. Параллельно мы читаем отрывки из дневников героя произведения, из его художественных произведений (да, да, Зия Шихлы, помимо научных трудов, пишет и стихи, и рассказы, и даже пародии на поэтов), архивных материалов о жертвах репрессий. Тема 1937 года, а также насильственно переселенных в Сибирь и казахстанские степи азербайджанских граждан очень сильно занимала академика. И, когда появилась возможность покопаться в архивах КГБ, Зия Буниятов (как и его романный персонаж) отбросил в сторону все свои научные исследования и погрузился в архивные гущи.
Из выступления Гейдара Алиева на церемонии прощания с З.Буниятовым:
«…У Зии Буниятова большие заслуги, и самой большой заслугой его является то, что в конце 80-х и начале 90-х годов он как большой ученый, исследователь, пошел в архивы Азербайджана, раскрыл страницы истории Азербайджана XX века, исследовал их, выступал в периодической печати, а затем отразил результаты исследований в книгах… Одна из больших заслуг Зии Буниятова состояла в том, что он сказал правду о проведенных в Азербайджане в 20-30-е годы репрессиях в результате большевистского террора, обнародовал имена репрессированных, оправданных, восстановил их имена в истории и таким образом правдиво отобразил и тот период».
После начала карабахских событий, в которые он активно вмешался, Зия Мусаевич стал одним из самых популярных и уважаемых в народе людей. Сабир Рустамханлы пересказывает в произведении несколько реальных историй борьбы Буниятова с партийными функционерами. Когда из Армении в феврале 1988 года в Баку хлынули, пройдя зимой через снежные перевалы, ограбленные до нитки беженцы, Зия муаллим обратился в ЦК КП Азербайджана с предложением все автобусы повернуть и направить в Карабах, а не в Баку. Но второму секретарю ЦК партии Коновалову - ставленнику института «вторых секретарей» во всех республиках, предложение академика З.Буниятова не понравилось и он бросил ему в лицо: «Вы экстремист!» 
Не откажу себе в удовольствии процитировать ответ академика Коновалову, каким дает его в романе Сабир Рустамханлы:
- Ты сидишь в этом кабинете, которого недостоин, кайфуешь, катаешься как сыр в масле, в благах моей родины, черную икру ложками ешь, за копейки покупаешь бесценные работы наших художников или вовсе получаешь их в подарок и при этом считаешь себя мужиком… Лицемерно наблюдаешь за тем, как соседи дерутся друг с другом, да еще называешь меня экстремистом. Ты сам и есть настоящий двуличный экстремист!
…Весьма трогательно выписана история взаимоотношений Зияда Шихлы с его первым сыном, которого родила будущему академику его «военно-полевая» жена, полковая переводчица из Дагестана. Им не суждено было быть вместе, однако и в романе, и в жизни Зия-Зияд признал сына Владимира, приезжал навестить его на Северный Кавказ, сын приезжал к отцу и был принят как родной в семье академика, где к тому времени уже росло двое сыновей. По желанию отца Владимир стал военным, дослужился до звания полковника, а потом так случилось, что его послали к нам, в Баку, военным комендантом - сразу после событий 20 Января.
Встреча отца и сына, их сложные взаимоотношения, история фронтовой любви родителей, страдания Зияда Шихлы, понимающего, что Владимира прислали в Баку, чтобы отомстить строптивому академику, - эти сцены являются одним из самых сильных и трогательных в романе. Они дополняют и раскрывают монументальный образ героя какими-то новыми, очень человеческими красками. Как верно подметила его жена Махира, ее муж с виду грозный, геройскую звезду на груди носит, а «сердце у него, как у ребенка»… 
***
Во второй части в романе появляется новый образ - молодого человека по имени Мурад, а также история его семьи, семьи вынужденных переселенцев из приграничного азербайджанского селения. Эта почти неизученная и не освещенная в художественной литературе тема перекликается с научными исследованиями академика Зияда Шихлы. Как и его реальный прототип, Шихлы счел своим гражданским долгом изучить в архивах эти незнакомые для современного поколения факты и представить их на суд общественности. Трагедия азербайджанских сел, переселенных по приказу Сталина в 30-е годы ХХ века в безводные степи Киргизии и Казахстана, - несмываемое пятно позора для сталинских сатрапов, покорно выполнявших волю «вождя». А полная страдания и унижений жизнь наших соотечественников в безводных, кишащих змеями казахстанских степях, - это сюжет для романа наших молодых талантливых писателей. 
Несколько лет назад в России вышел подобный роман Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза» - о судьбе переселенцев, которых вырвали из привычной среды обитания и отправили выживать в Сибирь. Роман величайшей силы и психологической тонкости. Всем книгоманам советую его прочитать. Это произведение уже экранизировано и переведено на десятки иностранных языков, прославив Гузель далеко за пределами России.
…Во второй части романа образ академика отходит на задний план. И лишь в самом конце Зия -Зия поднимается до вершин эпической силы, в прямом и переносном смысле выпрямляясь во весь свой исполинский рост, чтобы вновь сразиться со всем тем, что мешает его молодой независимой республике двигаться по пути прогресса и процветания.
Из выступления Г.Алиева на церемонии прощания с З.Буниятовым:
«Зия Буниятов был личностью, стоящей в первых рядах нашей борьбы. Зия Буниятов стал жертвой этой борьбы. Зия Буниятов в этой борьбе стал шехидом. Мы сегодня провожаем его в последний путь как шехида. Зия Буниятов - шехид нашей борьбы. Он как Герой Советского Союза своей борьбой, став шехидом, поднялся на уровень Национального героя независимой Азербайджанской Республики.
Зия Буниятов своим творчеством, большим жизненным путем воздвиг для себя памятник. Мы никогда не забудем его заслуг. Считаю, что заслуги Зии Буниятова перед азербайджанским народом будут более широко, более ярко раскрываться с каждым днем. Выполненная им работа, оставленное народу наследие, память о нем вечно будут жить в наших сердцах, я преклоняю голову перед святым телом усопшего Зии Буниятова и заверяю вас, что мы не свернем с избранного пути. Нашей целью, идеей является национальное освобождение, государственная независимость Азербайджана. За эти идеи неустанно боролся Зия Буниятов и стал шехидом. Мы будем вести и эту борьбу до конца!»
…Мне довелось общаться как с самим академиком, так и с его замечательной, мудрой супругой Тахирой ханым, которая работала в Милли Меджлисе Азербайджана в бытность мою депутатом парламента. Помню высокую статную фигуру академика, помню золотую Звезду героя, которую он постоянно носил на лацкане своего пиджака, помню его острый взгляд и ироничные реплики. Зия Мусаевич относился ко мне с интересом, читал мои публикации в «Литературке» и был не прочь побеседовать со мной на темы, которые я ему предложу. Но я почему-то все оттягивала наш разговор с ним: то ли робела перед его авторитетом, то ли лихорадочный ритм, в котором жила в то время (работа в двух, а порой и трех СМИ, плюс редакторство в журнале «Популяр», плюс поездки с Президентом в его пуле), все время препятствовали нашей беседе. Я почему-то была уверена, что мы непременно встретимся, будем долго разговаривать, а потом я напишу о Зие Буниятове потрясающий очерк-портрет. Я ведь, как и все мои соотечественники, была наслышана о потрясающих жизненных перипетиях его судьбы. 
Кто же мог подумать, что 21 февраля 1997 года его не станет? И я напишу для «Литературной газеты» не портрет академика, а репортаж из зала суда, где будут судить его убийц.
…В конце романа Сабир Рустамханлы рассказывает о давнишней встрече героя книги с цыганкой, что повстречалась ему в годы войны и уговорила погадать. «Почему не сказала она тогда, куда приведет его «дорога на вершину»? - «Послушай, цыганка, ты обещала, что на войне пуля меня не тронет, пролетит мимо… Почему же на этом месте голос твой сорвался?» - сказал он сам себе. А потом вдруг вспомнил, как после слов «пролетит мимо» цыганка шепотом добавила «в будущее». Фраза эта, полная скрытого сожаления, еще тогда засела у него в уме: «В будущее? В какое будущее? Когда достигнет она цели?»
И не догадывался он, что выпущенная в 1945 году фашистская пуля все еще летит в его сторону…» 
***
В Москве более полувека выходили и выходят книги из серии ЖЗЛ (жизнь замечательных людей) - документально-беллетристические повествования из жизни знаменитостей. Считаю, что и у нас в Азербайджане пора учредить такую же серию под эгидой Министерства культуры. Подобные книги выходят, но не систематически, а усилиями отдельных энтузиастов, а также родных и близких той или иной известной личности. Хорошо бы поставить это дело «на поток». Еще живы те, кто помнит выдающихся людей ХХ столетия, есть их дневники, собственные воспоминания, архивы наконец. Такие как Зия Буниятов заслужили благодарную память своих потомков.
А я признательна моему другу, народному поэту Азербайджана Сабиру Рустамханлы за эту книгу и за созданный в ней запоминающийся образ выдающегося ученого и великого патриота азербайджанской земли - Зии Муса оглу Буниятова.

Эльмира АХУНДОВА,
народный писатель 
Азербайджана