Любовь побеждает всё

Общество
16 Январь 2026
10:00
46
Любовь побеждает всё

Он - народный писатель Азербайджана Максуд Ибрагимбеков, каждое изданное произведение которого становилось бестселлером. Она - профессиональная модель Анна Герулайтис, покорившая престижные подиумы бывшего Союза и ряда зарубежных стран. По воле судьбы жизненные пути наших героев пересеклись. Жили они вместе тридцать лет и три года, пока их земная любовь не оборвалась так же внезапно, как и началась… 22 марта 2016 года Максуд Ибрагимбеков перешел в мир иной. А Анна, родившаяся в Германии, долгое время проживавшая в Москве, осталась в Азербайджане, с которым давно и неразрывно связана.

 

Но вернемся на более чем четыре десятилетия назад, когда Анна Герулайтис по приглашению уже прославленного на то время художника Таира Салахова прилетела в Баку, даже не предполагая, какие судьбоносные переменены ждут ее впереди. Хотя… был знак, настроивший нашу героиню на ожидание если не чуда, то хороших событий, ведь первое, что увидела Анна, когда самолет пошел на посадку в бакинском аэропорту, была необыкновенно яркая радуга - явление природы, символизирующее высший мир, равновесие и, прежде всего, энергию любви. Эти символы обрели для героини настоящей публикации вполне реальный смысл в образе Максуда Ибрагимбекова, завоевавшего ее сердце безраздельно и навсегда.

«Меня часто спрашивают, помню ли я, какое впечатление произвел на меня Максуд при нашей первой встрече. Ошеломляющее! Такое не забываемо! Конечно же, до нашего знакомства я знала, что есть такой талантливый писатель, но, признаюсь, ни с самим Максудом, ни с его творчеством знакома не была.

- И первым прочитанным произведением…

- …стала повесть «Пусть он останется с нами». С того времени прошло 45 лет, но и сегодня, возвращаясь вновь и вновь к этой книге, не могу сдержать слез…

- О чем они - эти слезы?

- «Пусть он останется с нами» - трогательная история об ответственности, о силе характера, любви как символе свободы, доверия, доброты, бесстрашия. Читая и перечитывая произведения Максуда, я все больше и больше убеждаюсь, насколько верным и справедливым было мое первое впечатление о нем, как о невероятной личности! Более того, и сегодня меня поражает масштаб дарования, удивительная прозорливость и творческая правдивость его произведений.

- Такое восприятие вполне объективно: книги Максуда Ибрагимбекова неизменно востребованы, продолжают переиздаваться, переведены на 36 иностранных языков. При этом не возникает необходимости адаптировать к текущему моменту изначально содержащиеся в них идеи, мысли, события, что объясняется талантом автора чувствовать и пропускать через себя особенности времени, смело описывая его плюсы и минусы.

- А разве только своего времени? Приведу мнение Эдварда Радзинского: «Люди всего лишь переодеваются. Они носили тогу в Риме. Потом камзолы. Потом фраки. Потом джинсы. Но сами оставались неизменными. Ими правили все те же страсти, все те же пороки»

- Позволю себе ответить цитатой на цитату: «Жизнь человека имеет значение до тех пор, пока он вносит смысл в жизни других людей с помощью любви, дружбы, сострадания и протеста против несправедливости» (Симона де Бовуар). Суть приведенной мысли однозначно созвучна идейной направленности творчества Максуда Ибрагимбекова, воспевающего Человека (при всех его часто антагонистических составляющих), как высшее создание природы.

- Анна ханым, уверена, вам неоднократно задавали такой вопрос и все же: с чего началась ваша, если позволите, бакинская история?

- С Таира Салахова, по приглашению которого я прилетела в Баку.

Таир встретил меня в аэропорту и привез на дачу, где нас уже поджидала его супруга Варя. Ближе к вечеру подъехал Максуд. Поприветствовав гостя, Таир представил меня:

- Знакомься, Анночка прилетела из Москвы.

Вечер прошел непринужденно: мы беседовали, Максуд много шутил, оказался интересным собеседником. А утром пришел с букетом сиреневых астр, чем «насторожил» проницательного Таира:

- Анночка, скажу тебе, что впервые вижу Максуда с цветами. Это уже серьезно!

На следующий день я переехала в санаторий в Бильгя. А через несколько дней заехал Максуд, чтобы пригласить меня в гости.

В санатории со мной в одной комнате жила молодая кубинка Мария, которую Максуд просто сразил своим видом! Когда Мария увидела человека в красной рубахе, белых штанах, выпускающего клубы сигарного дыма, она замерла на месте и прошептала: «О, Боже! Он так похож на испанского миллионера!»

Максуд пригласил в гости и Марию, которая, не растерявшись, попросила разрешение прийти вместе с другом. «Да, и с другом можно», - ответил Максуд.

- Вы могли предположить, что начало ваших отношений приведет не только к супружескому союзу, но и переезду в Азербайджан?

- Мой сын в то время учился на факультете «Прикладная математика» в МГУ, а Максуда сын - на режиссерском во ВГИКе. Мы с Максудом были взрослыми людьми, могли себе позволить часто летать друг к другу. Так продолжалось в течение двух месяцев. В один из дней Максуд, задумавшись, сказал:

- Я так тебя люблю! Что бы хорошего сделать для тебя?

- Давай, поженимся, - предложила я.

- Какая хорошая идея! - поддержал Максуд.

Но мне предстояла поездка на международную выставку в Сан-Паоло, где я должна была представить новую коллекцию, разработанную московским Всесоюзным домом моды. Я поделилась с Максудом ближайшими планами, предложив осуществить наше обоюдное желание сразу после моего возвращения. Ответ Максуда был категоричным:

- Ты должна выбрать: или я, или Сан-Паоло…

- Даже не спрашиваю, какой вариант вы выбрали…

- Конечно же, не Сан-Паоло! Но как я подвела своих коллег! Коллекция, подготовленная к зарубежной выставке, была сделана специально для меня!

Наши отношения с Максудом развивались стремительно! Мы познакомились 7 сентября 1982 года, а 16 декабря того же года уже расписались. Так я стала Анной Ибрагимбековой. Несколько позже, находясь в Москве, пошла менять фамилию с девичьей Герулайтис на Ибрагимбекову. Паспортистка так и не смогла произнести полностью ни одну из фамилий и в сердцах сказала:

- Послушайте, новая фамилия еще труднее, чем предыдущая. Зачем же менять?

У нас не было ни свадьбы, ни свидетелей, но в Баку сложно что-то утаить. Несколько человек случайно увидели, как мы расписываемся, и этого было достаточно, чтобы к нам стали приходить и звонить с поздравлениями.

- Это - Баку!

- Признаюсь, Баку меня поразил, в том числе, и отношениями между людьми: все каким-то образом знают друг друга, в процессе общения выясняется, что имеют общих родственников, общие воспоминания и т.д. Здесь умеют дружить и, как правило, на всю жизнь. И самое интересное, что подтверждение всем моим наблюдениям я находила на страницах произведений Максуда, в которых показан город и люди такими, какие они действительно есть.

- Бытует мнение, что жить под одной крышей с творческим человеком, непросто.

- В семейных взаимоотношениях - все очень индивидуально: нет одинаковых жизненных сценариев и ситуаций. Для меня было важно, что Максуд никогда не пытался подавить меня своей значимостью, подчинить, наоборот, относился ко мне с уважением как к личности. Расскажу один, на мой взгляд, показательный эпизод. После нашей женитьбы позвонил брат Максуда - Рустам и сказал, что хочет зайти к нам с женой. В тот же день поздравить нас зашла соседка, которая принесла различные вкусности. Рустам, зайдя в комнату, окинул стол быстрым взглядом, а затем спросил:

- И кто это все наготовил?

Максуд, опередив меня, быстро ответил:

- Как это кто? Анна!

- Многие на это жизнь кладут, а так не умеют! - искренне отреагировал Рустам.

- Известно, что в 2013 году Максуд муаллим по состоянию здоровья не мог присутствовать на церемонии вручения ему Межгосударственной премии «Звезды Содружества». Почетная миссия получить награду была возложена на вас, Анна ханым. В благодарственном письме вашего супруга, зачитанном на мероприятии, было отмечено, что награду получит его самый любимый человек на свете - жена. Может ли быть для женщины что-то более убедительное, чем громогласно прозвучавшее признание в любви, благодарности и, конечно же, доверии!

А когда дело касалось творческого процесса, Максуд муаллим делился с вами планами, рассказывал, как продвигается работа?

- Когда как: иногда что-то показывал из написанного и даже советовался, а бывало и так, что ничего не говорил, и я оставалась до поры до времени в неведении, над чем он работает. Творческий процесс у Максуда был не быстрым: он неоднократно перечитывал написанное, исправлял - был очень требователен к себе.

Собственно, вскоре после нашей женитьбы началась «перестройка» и связанные с нею серьезные перемены. Максуд тяжело переживал карабахские события, он отодвинул на время создание художественных произведений, переключив свое внимание и мысли на политические статьи, которые писал практически на протяжении 20-ти лет.

- Каково было эмоциональное состояние вашего супруга в этот непростой период?

- Эмоции просто зашкаливали! Все происходящее воспринималось им как личная трагедия. При этом он был уверен, что наступит час освобождения оккупированных земель, и Азербайджан вернет свою целостность. Максуд очень любил свою страну, никогда не отделял себя от нее…

- …и страна отвечала ему взаимностью, хотя, к сожалению, все же был короткий период, когда творчество Максуда Ибрагимбекова попало под опалу…

- Его повести «И не было лучше брата» и «В один прекрасный день» объявили антисоветскими. Дело дошло до того, что один партийный идеолог, далекий от литературы и искусства, проявил «инициативу»: по всем театрам и издательствам были разосланы письма с указанием запрета на постановки и издание произведений Максуда Ибрагимбекова. Но и это не все: в прессе Максуда объявили «азербайджанским Солженицыным».

- Сегодня такое «клеймо» воспринималось бы как особое признание…

- Времена были другие. Зная о внимании Гейдара Алиевича к творческой интеллигенции, Максуд решил направить на имя руководителя страны письмо, в котором изложил все происходящее. И только вмешательство Гейдара Алиева прекратило «охоту на ведьм», а выступление Президента на юбилейном вечере, посвященном 60-летию Максуда, стало установкой в отношении правильного понимания творчества «опального» писателя.

- Деяния Гейдара Алиева в отношении к творческой интеллигенции - безгранично значимая тема, в том числе и для деятельности вашего супруга.

- Это действительно так. Ведь именно благодаря распоряжению Гейдара Алиевича в конце 1970-х годов Максуду Ибрагимбекову было предложено возглавить Национальный комитет защиты мира. Он даже предположить не мог, что для Комитета выделят особняк, некогда принадлежавший его деду - нефтепромышленнику Алекперу Мешадибекову. Дом был построен в 1914 году известным азербайджанским архитектором Зивербеком Ахмедбековым. Здесь родилась мать Максуда - Фатима ханым. Вскоре после революции многодетную семью Мешадибекова выселили из дома, превратив особняк в коммуналку, а самого главу семьи расстреляли в 1924 году.

Будучи потомком двух аристократических родов Максуд мечтал возродить в Азербайджане Дворянское собрание. При поддержке Гейдара Алиевича мечта Максуда осуществилась, и в 1999 году в том же особняке начало функционировать Дворянское собрание, которое Максуд и возглавил. Для Максуда было честью вручить первую Грамоту, подтверждающую дворянское происхождение, Гейдару Алиевичу, с именем которого связано возрождение страны в ее новом независимом статусе.

В настоящее время в этом здании находится Центр творчества, Максуда Ибрагимбекова. Рассматривались различные варианты, но для меня было ясно, что здесь должен быть именно творческий центр широкого спектра деятельности. Мое предложение поддержала вице-президент страны Мехрибан Алиева, и Центр был создан при поддержке возглавляемого Мехрибан ханым Фонда Гейдара Алиева.

- Анна ханым, ваша деятельность, как руководителя этого Центра, вызывает самое искреннее уважение. Уделяя большое внимание популяризации и пропаганде творчества Максуда Ибрагимбекова, собранная вами творческая команда занимается активной просветительской деятельностью.

- На открытии Центра Мехрибан ханым отметила, что здесь должна царить именно та «атмосфера, которая понравилась бы Максуду Ибрагимбекову, в которой он жил и которую создавал». Эти слова стали для нас программой действий, ориентиром, который помог выбрать правильное направление. И сегодня Центр, носящий имя, как отметила Мехрибан ханым, «писателя со смелой гражданской позицией», стал культурным объектом, приковывающим внимание людей разных возрастов, специальностей, творческих интересов.

- Во время указанного вами выступления Мехрибан ханым назвала вас «музой Максуда муаллима». Есть ли среди произведений М.Ибрагимбекова автобиографические, связанные непосредственно с вами?

- Думаю, нет, но наш друг, знаменитый журналист Надежда Исмайлова считает, что Максуд предвосхитил мое появление в его жизни в повести «Кто поедет в Трускавец».

- Встреча с Максудом Ибрагимбековым кардинально изменила вашу жизнь: вы отказались от успешной карьеры, планов, переехали в другой город, страну - этот ряд можно продолжить. Как вы справились с таким судьбоносными виражами?

- Менять свою жизнь для меня к тому времени было не впервые. Да, я родилась в благополучной интеллигентной семье с красивой романтической историей. Мама - филолог, папа - физико-математик, который в годы Второй мировой войны занимался очень серьезными разработками в области военной индустрии. Мои родители прошли войну, на их долю выпало немало трудностей, но большая взаимная любовь помогла им преодолеть непростые испытания, к которым добавилась и моя история. В 16 лет я влюбилась, а в 17 у меня появился сын. С отцом ребенка у нас не сложились отношения, а потому я растила сына одна при поддержке родителей, которые, хотя и испытали шок от произошедшего, но не оставили нас одних.

1964 год был одним из самых сложных в моей жизни. Приходилось днем работать лаборантом в обсерватории, а вечером учиться. Как-то на улице ко мне подошли две дамы и предложили участвовать в отборе на конкурс манекенщиц, который я прошла успешно. Так начался новый этап моей жизни, связанный со Всесоюзным домом моды.

- Подиумы, восхищенные взгляды, фотографии на обложках глянцевых журналов - все это ведь может вскружить голову, завысить самооценку?

- Бывает и так. Многие позиционируют себя звездами, что не всегда соответствует истине - порой желаемое выдается за действительное. Меня, к счастью такое миновало.

- Простите за столь откровенный вопрос, с какими параметрами вы пришли в модную индустрию? И еще: удалось ли вам сохранить фотоархив с вашими выходами на подиум?

- Рост 172 см, вес - 54 кг. Я не занималась фотоархивом, поэтому сохранилась лишь малая часть. Но сравнительно недавно мне позвонили с канала «Культура» и сообщили, что обнаружили снятый в 1977 году документальный фильм «Мода: за и против», который считался утерянным. Фильм вызвал большой интерес, так как содержит много информации материал по направлениям моды 70-х годов уже прошлого века. Я была рада такой находке и попросила переслать этот фильм мне.

Режиссер фильма - Евгения Головня. Увидев мое фото в журнале, она пригласила меня сняться в ее фильме. Основная идея режиссера заключалась в желании показать, как в одежде советского производства создается мода на этнические мотивы. За основу была взята коллекция трикотажных изделий 1977 года Всесоюзного дома моделей Москвы.

От автора: моя собеседница любезно предложила посмотреть фильм, в котором в качестве основной модели фигуировала именно она - 29-летняя Анна Герулайтис. Представленные в фильме модели одежды, созданные 1970-х годах и сегодня, спустя без малого 50 лет, смотрятся вполне актуально. Продолжив свои комментарии по фильму, Анна Ибрагимбекова отметила:

- Обратите внимание на стеганные куртки, прообразом которых стали простые рабочие телогрейки, превратившиеся в востребованную модную одежду. Эти куртки придумал Вячеслав Зайцев - художник-модельер, завоевавший право называться «Красный Dior». Интересно, что таким неофициальным «званием» его наградила западная модная пресса. Музыку е фильму написал Александр Градский. Кстати, в этом фильме снимался и мой в то время 12-летний сын, которому ныне уже 61 год.

- Кто автор представленной в фильме коллекции?

- Представлены работы ряда модельеров, в том числе и Татьяны Осмеркиной - дочери одного из зачинателей русского импрессионизма Александра Осмеркина.

- К каким только ухищрениям ни прибегают манекенщицы, чтобы продемонстрировать себя в лучшем виде! А ваша естественная красота затмевает всё и всех, доказывая старую истину: человек красит одежду, а не наоборот.

- Так-то оно так, но из-за такой, как вы говорите, естественности, не требующей дополнительных прикрас, Слава Зайцев отказывался делать для меня коллекцию. Ему нравился тип La femme fatale - женщины-вамп с характерной внешностью и манерами. А мне он как-то сказал: «Ну, создам я для тебя платье, а все будут смотреть на тебя, а не на то, во что ты одета».

- Ваше художественное видение позволяет раскрывать в себе множество талантов, в том числе создавать удивительные образы в искусстве фотографии.

- Я всего лишь любитель, но, судя по многочисленным отзывам, у меня, видимо, что-то получается в этом направлении. Как я к этому пришла? Не знаю, но со временем пришло понимание: я так вижу: солнце через листья пальмы - оно совсем другое, непривычное для обычного взгляда; брызги волн, сверкающие россыпью алмазного блеска; отражения в воде, рождающие вполне определенные ассоциации или абстракции, не поддающиеся точному определению. Наверное, я слишком люблю окружающий меня мир, и он отвечает мне взаимностью. В какой-то момент захотелось все же подкрепить свой интерес к фотографии профессиональными знаниями. Начала читать специальную литературу и наткнулась на созвучную для меня мысль: «Фотографировать несложно, главное - увидеть».

- Анна ханым, скажите, в чем ваша сила?

- В умении видеть, думать и анализировать. Делать выводы и принимать решения. Отличать что достойно внимания, и на что не надо тратить ни нервов, ни времени. Как же мне жаль людей, которые распыляются на ерунду: постоянно считают, что им кто-то что-то недодал, которые вместо того, чтобы реализовывать себя ждут счастливого случая, а он ведь может так и не объявиться. Нельзя так жить, нель-зя!                                                 Прошло девять лет, как Максуд покинул наш мир, но, уходя, он как будто оставил мне часть своей силы и уверенности, которые во многом мне помогают.

- А в чем ваша слабость?

- (с улыбкой) Моя слабость - белые брюки и очки, которые я очень люблю и не могу отказать себе в их приобретении, если они мне понравились.

- И последний вопрос: удалось ли вам постичь что есть счастье, где его искать?

- Счастье? Оно вокруг нас, просто надо стараться его не пропустить. У меня была мечта попасть в Дрезденскую галерею, чтобы увидеть Сикстинскую Мадонну Рафаэля Санти. Час провела, не отрывая взгляда от своей мечты, а, уходя, испытала полнейшее счастье. То же чувство меня охватывает, когда я слушаю Баха или Скрипичный концерт Мендельсона, который очень люблю. В Загульбе - дивный парк! Пройтись по нему - тоже счастье! В шесть утра прогуливаюсь по берегу моря, возвращаюсь домой, завариваю черный кофе. Его первый глоток - счастье! Общение с интересным человеком - как минимум удовольствие, а в отдельных случаях то же настоящее счастье! Видите, как у меня много поводов для того, чтобы быть счастливой!

Когда Максуд преподносил в дар свою книгу, часто подписывал ее одной и той же фразой: «Живите долго и пусть каждый день вашей жизни будет наполнен радостью!» Я очень стараюсь придерживаться этого правила, чтобы не разочаровывать Максуда, который всегда со мной рядом…

Рая АББАСОВА