История жизни длиноюот Агдама до Санкт-Петербурга

Общество
19 Март 2022
06:13
96
История жизни длиноюот Агдама до Санкт-Петербурга

 Ниязи Ниязов: Отношение к стране, к людям всегда строится через связи, которые складываются в реальности, без навязывания извне

Продолжая знакомить читателей с судьбами и историями «носителей» культурного синтеза, газета «Бакинский рабочий» представляет беседу с заведующим кафедрой международных отношений на  постсоветском пространстве Санкт-Петербургского государственного университета, доктором исторических наук, профессором Ниязи Ниязовым.

Ниязи Сабирович родился в 1967 году в Агдаме в интеллигентной семье. Определив мальчика в русский сектор, родители фактически предопределили его дальнейшую судьбу. Хорошее знание русского языка и успехи во многих дисциплинах выделяли Ниязи среди одноклассников.

Тем временем в республике по инициативе первого секретаря ЦК Компартии Азербайджана Гейдара Алиева осуществлялась масштабная программа по продвижению молодежи, развитию ее научного и творческого потенциала. Сотни молодых людей направлялись на обучение в различные высшие учебные заведения СССР. Ниязи оказался среди них. Так начался его долгий роман с Санкт-Петербургским университетом и городом на Неве.

- Ниязи муаллим, кто оказал на ваше становление наибольшее влияние, кроме родителей, конечно?

- Никогда не забуду свою первую учительницу Севиль Исмаиловну Алиеву, благодаря которой мне удалось быстро выучить русский язык. В школе у нас был выдающийся преподаватель, учитель от Бога Мамед Муртузаевич Мамедов. Он оставил невероятные впечатления в моей памяти. Человек одновременно мог преподавать столь далекие друг от друга предметы, такие как химия, биология, история. Именно его убежденность в том, что мне стоит продолжить обучение за пределами Азербайджана, стало решающим фактором, способствовавшим тому, что я решил учиться в Ленинграде.

- Каково было первое впечатление от Ленинграда?

- Красота города никого не оставляет равнодушным. Кто хоть раз побывал в Петербурге (Ленинграде), с восторгом и придыханием говорил о нем, вспоминая архитектуру, музеи, его героическую судьбу и, как ни странно, чистоту города. Еще до обучения в  

СПбГУ (тогда Ленинградский государственный университет им.А.А.Жданова) мы приезжали с родителями в летнее время в город на Неве. Помню тогда, в одном из павильонов торгового центра я увидел картину осеннего города и был поражен - до какой степени он может быть унылым, но позже, во время учебы, постепенно привык к этому и полюбил его даже таким - мокрым и серым. А вот когда в городе появляется солнце, вне зависимости от времени года, он становится еще более красивым и родным.

- И вы провели здесь большую часть жизни?

- Фактически две трети. После окончания университета в 1991 году я вернулся в Баку и начал безуспешные поиски работы. Время было смутное, молодому специалисту, гуманитарию, без опыта работы было тяжело трудоустроиться. В этот момент личность учителя вновь оказалась решающей. Меня позвали обратно в Петербург учиться в аспирантуре, и позднее я начал работать в Санкт-Петербургском университете экономики и финансов. Мне повезло. В первую очередь повезло встретить профессора Бориса Анатольевича Старкова, а затем судьба распорядилась так, что я стал работать под руководством человека, которого знал еще со студенческой скамьи, речь идет об основателе факультета международных отношений СПбГУ, профессоре Константине Константиновиче Худолее. Именно он стал научным консультантом моей докторской диссертации, определив научное направление моего исследования, карьеру в конце концов и судьбу.

- В сфере вашего научного интереса военно-политические процессы, проблемы военно-экономической безопасности. Что обусловило выбор данной сферы?

- Во многом это связано со временем, проведенным в армии. Меня распределили в танковые войска, что позволило разобраться в тонкостях различных систем оружия, в некоторых военных вопросах. Знания, полученные в армии, во многом оказались полезны в научной деятельности.

- В этом году отмечается 30-летие установления дипломатических отношений между Россией и Азербайджаном. Как бы вы охарактеризовали этот период?

- Я вижу в нем три этапа. Первый - «эльчибеевский- ельционовский», когда отношения между странами выстраивались людьми, которые были воинствующее невежественны во многих вопросах. Второй период начинается с приходом к власти общенационального лидера азербайджанского народа Гейдара Алиева, когда отношения между странами начинают стабилизироваться. И третий, после встречи Гейдара Алиева с Владимиром Путиным. Именно с этой судьбоносной встречи берет свой отсчет история российско-азербайджанских отношений, которая развивается, может, не всегда гладко, но, очевидно, что идет с поступательным движением вперед.

- Планируются ли на факультете какие-то мероприятия, проекты?

- Планируем провести научное мероприятие с Бакинским славянским университетом, но многое зависит от эпидемиологической обстановки и бюрократических процедур.

- Насколько фраза «свой среди чужих, чужой среди своих» относится к вашей истории?

- На самом деле для меня такой полярности не существует, потому что я из Советского Союза. И Азербайджан, и Россия - это части  когда-то единой Родины. Когда я приехал сюда учиться, мы никогда не выделяли этническую, религиозную принадлежность. Симпатии и антипатии были связаны с человеческими отношениями. Важно отметить тот факт, что было ощущение части единого. Я понимаю, что сегодня есть границы, гражданство, но мысленно никогда не разделял.

- Если Агдам и Баку - два города, неразделимо связанные с вашей судьбой, то что для вас Баку?

- В этот город я влюблен с детства, и с каждым годом он меня все больше радует. Радует его движение по восходящей, несмотря на то, что многие сетуют по поводу его изменений. Он всегда был передовым, сочетая разнохарактерные стили, эпохи, влияния и культуры, при этом сохраняя предыдущие культурные слои. Думаю, город идет в ногу со временем и не утрачивает своей самобытности.

- В чем его главные отличия от Петербурга?

- В Баку больше эмоционального отношения к жизни, в Петербурге - интеллектуального, холодно-аналитического. Эта атмосфера всегда была и на занятиях. Я благодарен СПбГУ, что здесь меня научили анализировать, привили умение уловить суть вещей и при этом оставаться отстраненным, даже если изучаемые процессы затрагивают меня напрямую. Эта особенность помогла в моем профессиональном становлении, в решении жизненных вопросов.

- Расскажите о ваших студентах. Популярна ли тематика Азербайджана? Пишут ли работы?

- Очень много работ, причем написанных не этническими азербайджанцами. Многих интересует внешняя политика Азербайджана, модернизация Вооруженных сил и особенности венной политики страны. После победы во второй Карабахской войне, завершившейся освобождением земель от 30-летней армянской оккупации, интерес к Азербайджану вырос в разы! Также большой интерес вызывает реализуемая в Азербайджане политика мультикультурализма.

- А как вы ее оцениваете?

- Очень высоко. Европейская модель мультикультурализма отличается от азербайджанской, она больше связана с мигрантами и необходимостью проявления уважения и терпения к чужой культуре. На мой взгляд, любому терпению приходит конец. Должно быть взаимопроникновение, хотя бы взаимопонимание. Главное отличие азербайджанской модели мультикультурализма заключается в сохранении самоидентичности народов, живущих в стране, при совместном проживании и работе на благо общества, именно совместное движение вперед.

- Что, на ваш взгляд, могло бы способствовать еще большему укреплению российско-азербайджанских отношений? Положительно сказаться на имидже азербайджанцев, проживающих в России?

- Это большая работа и двусторонний процесс. Надо понимать, что вся система российско-азербайджанских отношений взаимосвязана. Возможно, было бы целесообразно увеличить количество научных, творческих проектов, направленных на создание позитивного имиджа Азербайджана и азербайджанцев в России. Со стороны России должна вестись более активная работа по вовлечению в жизнь страны не только азербайджанцев, но и всех народов, проживающих в стране. Необходимо создавать пояс взаимодействия.

Что касается диаспоры, то здесь не все однозначно. Что подразумевается под данным понятием? Диаспорские организации в городе? Все азербайджанцы, проживающие здесь и имеющие гражданство России? Или это все приезжие из Азербайджана, в том числе на временные заработки? Много факторов, требующих проработки. На мой взгляд, во главу угла необходимо ставить готовность вкладываться в эту страну. Нужно меньше оглядываться назад, больше искать новые прогрессивные формы взаимодействия, в первую очередь, экономического, устранения различного рода барьеров, в том числе в туризме. Надо признать, что власти Азербайджана успешно работают в этом направлении. Обмен между народами, развитие туризма, экономические, культурные программы - все это приносит реальный эффект.

- Чего, по-вашему, не хватает?

- Стоит обратить внимание на организацию в России центров по изучению Азербайджана. Есть много людей, интересующихся регионом, желающих приехать в Азербайджан, изучать язык. Изучение азербайджанского языка в России пока достаточно проблематично. Не хватает современных, простых, общедоступных платформ. Пока еще нет азербайджанского центра, аналогичного российским информационным центрам культуры, где проходят встречи, концерты, работают туристические и лингвистические отделы, кружки по интересам и т.д. Такого рода центры должны функционировать не только для этнических азербайджанцев, а для всех выходцев из Азербайджана - русских, евреев, лезгин, представителей других народов, проживающих в России и Санкт-Петербурге в частности. Своего рода «клуб любителей Азербайджана». Я знаю многих, кто скучает по Родине, но в силу разных причин не может поехать или, может, но не так часто, как хотелось бы.

- Хочется пожелать, чтобы ваша идея была услышана и ее реализация не заставила себя долго ждать!

Наша беседа продолжалась около четырех часов, с просмотром фотографий разрушенного отчего дома Ниязи муаллима в Агдаме, обсуждением возможных научных и культурных проектов на освобожденных территориях. Я еще раз убедилась, что люди, которые живут двумя культурами, двумя странами, в своем большинстве - реалисты и любят обе страны, даже если недовольны какими-то экономическими, политическими сюжетами. Надеюсь, что мечта Ниязи Сабировича вернуться в заново отстроенный Агдам и преподавать там в Карабахском университете обязательно сбудется!

 

Марина БУСЫГИНА,

специально для газеты  «Бакинский рабочий»

Новости