Олег Кузнецов: «В Баку всегда было сложно играть с «Нефтчи»

Спорт
01 Декабрь 2015
11:23
151
Олег Кузнецов: «В Баку всегда было сложно играть с «Нефтчи»

Не так давно  на столичном стадионе «Байыл Арена» состоялись встречи отборочного цикла юношеского чемпионата Европы-2016 по футболу (U-19) в группе 5. По итогам матчей сборные Украины и Турции вышли из группы, обогнав команды Боснии и Герцеговины и Азербайджана.
Своими впечатлениями от вояжа в Страну огней и многим другим с читателями газеты «Бакинский рабочий» поделился главный тренер украинцев, легендарный экс-защитник киевского «Динамо» и шотландского «Глазго Рейнджерс», бывший капитан сборной СССР, заслуженный мастер спорта Олег Кузнецов.
— В первом же матче ваши подопечные победили азербайджанских сверстников с крупным счетом — 4:0. И, тем не менее, вы остались недовольны.
— Мы говорим о юношеском футболе, где 4:0 не принято считать разгромом в привычном для нас понимании. К тому же счет в той игре абсолютно не логичен, он не отражает сути происходящего.
Скажем, на перерыв команды уходили при  0:0 благодаря огромному везению моей команды. В раздевалке я прямо сказал ребятам, что первый тайм остался за хозяевами.
— Вы так считаете?
— Да, команда Назима Сулейманова смотрелась предпочтительнее и могла забить как минимум трижды. В одном эпизоде игрок промахнулся, во втором — ребята перемудрили, в третьем —  заигрались. Суть моих претензий заключалась в том, что их остановили не украинские защитники.
— Ваши игроки атаковали и после перерыва, а, пропустив, бросились отыгрываться большими силами. Эта поспешность сыграла против них, потому что стали образовываться пустые зоны, откуда мы и «соорудили» еще 3 гола.
— В принципе, команда  у вас техничная, скоростная, «чувствующая» мяч. Но, как это часто происходит с кавказскими футболистами, молодежь любит «повозиться» с мячом, идет в  обыгрыш там, где следует отдать пас.
— На днях вы заявили, что «вернулись в Баку спустя четверть века».
— Да, последний раз был здесь в составе «киевлян». После второго тура у нас был выходной день, удалось вырваться на экскурсию. Слов нет — город потрясающе красив! Уже и не скажешь, чего в нем больше, европейских или восточных мотивов. А люди в
Азербайджане все такие же доброжелательные, гостеприимные, с отменным чувством юмора.
— В составе «Динамо» вы 5—6 раз играли тут с «Нефтчи». Хотелось бы узнать первые ваши ассоциации при упоминании Баку.
—  Жара и соперник, которому нужна победа. Это, кстати, основная черта «нефтяников»: они могли играть вторым номером на выезде, но дома — никогда! Так что, мне,  как защитнику, приходилось тут не сладко.
А из футболистов выделю Игоря Пономарева, одного из сильнейших полузащитников Союза. Мне всегда импонировали футболисты, приносящие максимум пользы при минимуме движения. Таковых в чемпионате СССР было не так уж и много: помимо Пономарева, назову «спартаковцев» Сергея Родионова и Юрия Гаврилова.
— А если вспомнить зарубежных футболистов?
— Больше всего хлопот мне доставили англичанин Гари Линекер и голландец Марко ван Бастен. Оба — художники по натуре, непредсказуемые в плане завершения атак.  
—  Готов был поспорить, что первым назовете Марадону. А вы его и не вспомнили вовсе.
— Диего Марадона — это гений, самородок, второй человек в истории мирового футбола. Лучше него только  «Король» — Пеле.  Но  так вот получилось, что игра с аргентинцами не отпечаталась в моей памяти.
— А кого считаете №3?
— Месси.
— Вы никогда не скрывали, что являетесь поклонником «Баварии».  Объясните, пожалуйста, вот это ваше высказывание: «Стремление играть за «мюнхенцев» обусловлено тоской по родине».
— Я родился в городе Магдебург, в восточной Германии, где служил мой отец — военный летчик. Отсюда и шутка, что ГДР — это моя родина.  Футболом же я стал заниматься в Чернигове, мне тогда было 9 лет.  
Что касается «Баварии», то год—полтора их представитель повсюду путешествовал за «Динамо», предлагал мне контракт. Но это была вторая половина
1980-х годов, непросто было попасть за рубеж. А в 1990 году Лобановский заявил, что договор подготовлен. «Ну, наконец-то, — подумал я. — Здравствуй, Бундеслига».  — «Поедешь в «Глазго Рейнджерс» на 5 сезонов, — «обрадовал» меня «Василич». — Контракт хороший, соглашайся».
Честно говоря, я шел на разговор с уверенностью, что перехожу в «Баварию». А вместо этого «получаю» «ГР»… Первая мысль: Шотландия —  это дожди и ураганы круглый год.
Но делать нечего, согласился. И не прогадал. Я был счастлив в Глазго, где  провел 4 сезона и трижды становился чемпионом. А за год до окончания договора перешел в израильский «Маккаби». Ошибся... Команда нацелилась на Лигу чемпионов, сулила золотые горы, но не прошла отборочный раунд и благополучно забыла все обещания. Уже через 3 месяца мы аннулировали контракт, и я вернулся в Украину.
—  Это был…
— 1994 год. Поиграл полсезона за киевский «ЦСКА Борисфен», а потом решил повесить бутсы на гвоздь и заняться тренерской деятельностью.
— Находясь на посту наставника, вам наверняка хочется добиться высот, коих достиг Валерий Лобановский.
— Вы знаете, по прошествии времени мы, игроки киевского «Динамо», приходим к выводу, что всем, чего добились в жизни, обязаны именно ему.
Да, Лобановский был строг, скуп на похвалы, требователен. Но для подопечных он был беспрекословным авторитетом, который горой стоял за нас. Никому не позволялось обижать членов его команды, даже представителям всесильного Госкомспорта.
Набираясь житейской мудрости, опять же, с годами, начинаешь понимать, что в этом человеке  сочетались не только гениальный тренер, но и сильная, мудрая личность. По его методу пытаются работать и Олег Блохин, и Олег Протасов, и я, и Гена Литовченко. Признаю, желаемого эффекта пока что никто не добился. Видимо, было в нем качество лидера, что-то от природы.
Ведь есть классные тренеры, согласитесь, которые не пользуются в команде должным авторитетом. Тот же  Жозе Моуриньо — классный специалист. Но о каком уважении может идти речь, если игроки запросто могут  вступать с ним в перепалку на глазах у миллионов телезрителей.
Представить нечто подобное с Лобановским?! Нет, такое даже в страшном сне не представить (смеется). От одного его взгляда вас сразила бы молния.
И пусть это называют диктатурой тренера, я буду счастлив, если завоюю в коллективе авторитет, коим обладал Валерий Васильевич.
— Помимо клубной карьеры, вы ведь принимали участие в двух чемпионатах мира (1986 и 1990) и Евро-1988.
— В Мехико в 1986 году СССР дошел до 1/8 финала, где уступил Бельгии — 4:3. Хотя о той встрече за эти 30 лет не говорил разве что ленивый. Нам не повезло с судьей, который подарил противникам 2 гола. В раздевалку зашли и понять не можем, что произошло. Лобановскому от переживаний стало плохо с сердцем, врачи еле откачали.
— Практически тем же составом вы дошли до финала Евро-1988.
— И в первой встрече, и в заключительной мы играли с великолепной Голландией. В первой «оранжевые» владели преимуществом, по всем футбольным законам должны были выиграть, но победили мы благодаря голу Василия Раца. А в финале все было наоборот — СССР был сильнее, контролировал центр, но сперва Гуллит, а потом фантастический гол ван Бастена решили судьбу «золота». Кстати, я ту игру пропускал из-за перебора желтых карточек.
— Следите ли за футболом экс-республик Союза?
— Не скажу, что пристально, но слежу. Если говорить об азербайджанском футболе, то больше всего интересуюсь «Габалой»,  которую тренирует мой друг и соотечественник Роман Григорчук.  К тому же там выступают Алексей Гай и Алексей Антонов. Оба вызывались в сборную Украины, в которой я работал помощником Леонида Буряка.
Между прочим, видел их матч с «Боруссией» в Лиге Европы. Скажу, что ваши футболисты могли сотворить сенсацию в первые 15 минут игры, но не воспользовались двумя чистыми выходами один на один с вратарем. Забей они, все могло пойти по иному сценарию.
В принципе, и без моих слов известно, что Азербайджан делает успехи в футболе. Сегодня две ваши команды выступают в Лиге Европы, а это уже показатель уровня. По словам Григорчука, первенство тут непростое, очки приходится завоевывать с боем. А там, где есть конкуренция, будет и рост качества. 
Что касается сборной Азербайджана, то по ней у меня минимум информации. Но если в стране развиваются клубы, это обязательно скажется и на игре сборной.
— Буквально на днях я узнал, что одна из самых востребованных актрис России —  Екатерина Кузнецова, ставшая популярной после серила «Кухня»,  — ваша дочь.
— Катя —  мой единственный ребенок, 6 лет  живет и работает в Москве. И, как вы верно заметили,  считается там одной из самых востребованных актрис.  Я горд, что дочь нашла себя в жизни, что является одной из лучших в своем деле. 
Вот что меня совершенно не устраивает, так это возможность видеть ее раз в 3 месяца. Но что тут можно изменить? Есть реалии, которые нам неподвластны. Катя хочет стать звездой мирового уровня, работать в Голливуде. А чтобы тебя заметили за океаном, надо сперва засветиться в Европе.

Новости