Рустам Оруджев: «Мой кумир — Петер Зайзенбахер»

Спорт
26 Октябрь 2015
11:52
112
Рустам Оруджев: «Мой кумир — Петер Зайзенбахер»

Несколько дней назад в Париже (Франция), в спорткомплексе «Берси» состоялся один из этапов «Большого шлема» по дзюдо, в котором, само собой разумеется, приняли участие сильнейшие мастера татами со всех уголков мира.
Отправилась к берегам Сены и сборная Азербайджана, которую за месяц до упомянутого старта вновь возглавил 2-кратный олимпийский чемпион, опытнейший 55-летний австрийский специалист Петер Зайзенбахер.
По итогам соревнований в копилке отечественной дружины оказалась всего одна медаль — серебряная. Тем не менее как сам результат (пусть и не самый урожайный), так и выступление спортсменов команда без тени сомнений может занести себе в актив. Судите сами: сразу 3 представителя сборной Азербайджана дошли до полуфиналов престижного соревнования, что является далеко нетривиальным событием, если брать в расчет запредельный уровень конкуренции в столице Франции. К тому же последняя награда парижского «Большого шлема» датировалась для нашего дзюдо аж 2007 годом, что убедительнее любых слов говорит о высочайшем уровне конкуренции на этом турнире.
Итак, за путевку в финал боролись Ниджат Шихализаде (66 кг), Рустам Оруджев (73 кг)   и Эльмар Гасымов (100 кг). Увы, Ниджат и Эльмар не прошли в решающую схватку, а затем уступили и в «бронзовых» схватках. А вот Рустам вновь доказал, что по праву считается номером один в  своей весовой категории. Блестяще пройдя всю дистанцию, включавшую в себя три досрочно одержанные победы, он благополучно добрался до «золотого» поединка с японцем Хироюки Акимото. Это был замечательный финал, в котором схлестнулись две школы дзюдо, два стиля, две философии, два понимания, и, если угодно, две трактовки великого единоборства — дзюдо. Сильнее в нем оказался более опытный представитель Страны Восходящего Солнца.
В гостях у газеты «Бакинский рабочий» — Рустам Оруджев.
— Прежде всего, от лица читателей нашей газеты и от себя лично позвольте поздравить вас с наградой «Большого шлема».
— Большое спасибо.
— Диего Марадона как-то сказал, что «бронзовый» призер всегда выглядит счастливее «серебряного». Беседуя с вами, вспоминаю слова легендарного аргентинца…
— (смеется) Это так заметно?
— Немного.
— Он прав. Я, кстати, болею за «Барсу» и являюсь большим поклонником его соотечественника — Лионеля Месси. «Серебро», конечно же, ценнее «бронзы». Марадона, видимо, говорил о последних ощущениях. «Серебро» получают после поражения в финале, а «бронзу» — после победы во встрече за 3-е место. Но со временем, когда улягутся страсти, вы цените свое «серебро» чуть больше, чем «бронзу». Разумеется, если у вас имеются награды обоих достоинств. 
— Вы не приняли участие в Европейских играх в Баку. Официальная версия была такова: «Дзюдоист сборной Азербайджана Рустам Оруджев не примет участие в соревнованиях из-за полученной в ходе индивидуальных соревнований серьезной травмы». Какой именно, не уточнялось.
— Действительно, я получил травму, на 2 месяца выбившую меня из строя. Мы как раз готовились к Евро-играм, и на тренировке во время проведения болевого приема у меня была повреждена рука. Трещина! Стоит ли говорить, как это было обидно?! Весь мир следит за первыми в истории Евроиграми, все о них говорят, обсуждают, называют грандиозным праздником спорта… А я, находясь в Баку, не имею возможности выйти на татами. Было очень досадно.
— Но ведь на трибунах вы присутствовали?
— Ну, конечно же. Приходил, болел за ребят. Одним словом, месяц проходил в гипсе, потом был восстановительный процесс.
— Из-за травмы вы пропустили и Чемпионат мира в Казахстане (24—
30 августа). Представьте, что я — добрый волшебник, который может повернуть время вспять и вернуть вас в добром здравии на один из двух упомянутых турниров. Какой бы выбрали?
— Однозначно, я попросил бы вернуть меня на Европейские игры. Чемпионатов мира в моей карьере, я надеюсь, будет еще не один и не два. А вот Игры в Баку, к тому же первые в истории, уже не повторятся. Вот только Астану я пропустил не из-за руки, а по другой причине. Из-за ноги. Повредил ее в преддверии Чемпионата мира, на сборах в Сочи (Россия).
— Да уж, травмы преследуют вас по пятам.
— Получается, что так.
— Однако нельзя отрицать, что сезон вы проводите просто блестяще. Приведу статистику: март — «золото» двух Гран-при кряду — в Тбилиси (Грузия) и Самсуне (Турция), май — победа на этапе «Большого шлема» в Баку и «бронза» World Masters в Рабате (Марокко), октябрь — «серебро» в Париже. Итого: 5 престижных наград за 10 месяцев.
— Не спорю, сезон и вправду складывается для меня удачно. Но не будь травм, наград могло быть не 5, а больше. Может, это звучит чересчур самоуверенно, но к Евроиграм я подошел в отличной форме. Думаю, наверняка завоевал бы на них медаль.
— И говорили бы мы сегодня о медали №6.
— Наверняка.
— Вернемся к парижскому Гран-при. Эти соревнования стали первыми после 4-месячного перерыва?
— Абсолютно верно. А теперь представьте, с каким настроем я ехал во Францию. Я скучал по дзюдо, по медалям, был голоден до всего этого соревновательного процесса. Мне не хватало адреналина, который сопровождает большие турниры. Хотелось вновь пройти через все это, испытать себя.
— Ваш запредельный настрой трудно было не заметить. Хотя бы потому, что 3 из 4 выигранных боя вы завершили досрочно. А какие были соперники? Первый бой — за 30 секунд вы решили вопрос с украинцем Сергеем Дребота, затем татами  досрочно покидает  турок Хасан Ванлиоглу, а после вы побеждаете немца Игоря Вандтке и просто-таки фантастическим по красоте иппоном против китайца Шуаи Суна добываете путевку в финал. Со стороны казалось, что вы разминаетесь перед «золотым» поединком.
— Нет, разумеется, ни о какой разминке речи быть не может. В Париже не было слабых противников, уж поверьте мне на слово. Просто я поймал какой-то кураж и делал свое дело. Вы говорите, со стороны это выглядело как разминка? Ну, вполне может быть. Честно говоря, я весь был сосредоточен на противниках и не знаю, как это выглядело для болельщиков. Могу сказать, что чувствовал я себя превосходно. Прилив сил был неимоверный, дошел до финала и совсем не устал.
— В финале вас ждал опытный японец — Хироюки Акимото. Я смотрел схватку, и меня не покидало ощущение, что вы чего-то  ждете. То ли движения противника, то ли его атаки, чтобы подловить на встречном движении. 
— Вы абсолютно правы, я хотел подловить его на движении, «поймать спину» и бросить. Увы, Акимото был внимателен и не дал мне не единого шанса.
— За счет чего победил Акимото?
— За счет своего колоссального опыта и моего длительного простоя. Сказались месяцы, проведенные вне татами.
— Не ошибусь, если назову финал самым тяжелым боем Рустама Оруждева в Париже?
— Нет, не ошибетесь. Бой действительно получился хорошим, настоящим финалом. Единственный минус — для меня он оказался «серебряным». Ну, ничего, буду работать над собой, тренироваться.  
— Кстати, о тренировках. По окончании «Большого шлема» сборная Азербайджана осталась в Париже, где в течение нескольких дней проводила сборы. Как они прошли?
— Замечательно. Помимо нас, там были французы, испанцы, японцы, немцы, израильтяне, дзюдоисты из Мозамбика и другие.
— А проводились ли международные спарринги?
— Да, и это полезно для всех без исключения команд. Так что, сборы прошли плодотворно. 
— Поговорим о рейтинге. Каково это осознавать, что уже не первый месяц вы возглавляете официальный рейтинг IJF (Международной федерации дзюдо)?
— Не скрою, приятно осознавать. Это видно по тому, как тренеры настраивают своих подопечных на бой со мной, как инструктируют чуть дольше обычного (смеется). Мне нравится за всем этим наблюдать. Думаю, этот нюанс даже придает уверенности.  И, между прочим, Эльмар Гасымов (100 кг) тоже идет первым номером в рейтинге. Это замечательно, потому что олимпийские лицензии получают первые
22 номера в каждом весе, так что летом в Рио будет много наших ребят.
— Уже готовитесь к Олимпиаде?
—  На очереди еще один этап «Большого шлема», который пройдет в Абу-Даби (ОАЭ) 29—31 октября. О нем сейчас и думаю. Что до Олимпиады, то  Петер Зайзенбахер сказал нам, что вплоть до Рио мы будем заниматься без выходных. У этого человека просто неиссякаемый заряд энергии, который передается и нам. Работоспособность фантастическая. Мы пару часов как прилетели из Франции, а с утра нас вновь ждут занятия. Помните, я как-то говорил о своем кумире — 3-кратном олимпийском чемпионе из Японии Тадахиро Номура (олимпийский чемпион 1996, 2000 и 2004 гг. — прим.ред.)?
— Помню. Единственный в истории дзюдо 3-кратный чемпион ОИ.
— Так вот, сегодня мой кумир — это Петер Зайзенбахер.

Новости