Хюгуг САЛМАНОВ

Хюгуг САЛМАНОВ

Беспроигрышная инициатива

Политика
20 Декабрь 2023
07:35
4297
Беспроигрышная инициатива

Президент Ильхам Алиев делами доказывает отсутствие альтернативы своей кандидатуре

Распоряжение главы государства о проведении 7 февраля 2024 года досрочных президентских выборов свидетельствует о его уверенности в том, что монолит народа и власти способен привести страну к великим свершениям.

Население заранее знает, кто станет за штурвал управления страной в следующие 7 лет, однако это не намек на авторитаризм, а тот самый знаковый случай, когда от добра добра не ищут. Уверенный выбор местного электората не случаен и целиком основывается на успехах, достигнутых Азербайджаном в результате филигранного менеджмента Президента Ильхама Алиева за последние 20 лет. У команды действующего главы государства, в отличие от крикливой оппозиции, всегда наготове грамотная и всеобъемлющая стратегия по всем направлениям, включая предвыборную программу.

Впрочем, если честно, и классических политических оппонентов у него нет - во-первых, давно примелькались лица «лидеров» редеющего протестного электората, а во-вторых, на горизонте не видно никакой реальной альтернативы потому, что избитая тактика местной оппозиции сводится к «желанию порулить», а не к борьбе конструктивных идей за народное счастье.

На необходимость конкуренции за умы людей и перемены в общественной жизни республики весьма прозрачно указал и сам Президент Ильхам Алиев во время последней инаугурации 18 апреля 2018 года (состоявшейся, кстати, также после внеочередных выборов): «За последние 15 лет мы старались, чтобы политическая борьба в Азербайджане обеспечивалась в цивилизованном порядке, и в значительной степени смогли добиться этого - уже наблюдаются позитивные тенденции в области культуры на этом направлении, что еще раз показала избирательная кампания. В выступлениях кандидатов прозвучали достаточно справедливые критические мысли, я приветствую это и считаю позитивным фактом. Замечу, что вопросы, поставленные моими конкурентами, будут внимательно рассмотрены, а наиболее ценные предложения учтены. Пользуясь случаем, хочу выразить признательность всем участвовавшим в выборах кандидатам, желаю им успехов в дальнейшей деятельности. Что касается маргинальной группировки, эти выборы еще раз показали, что элементам, за счет зарубежных грантов и пожертвований выступающим против своего государства и демонстрирующим национальное предательство, нет места на политической арене Азербайджана. Организованные ими до и после выборов крикливые сходки еще раз показывают, что наш народ никогда не позволит, чтобы управляемая из-за рубежа группировка заняла какую-либо заметную нишу в системе отечественной политической борьбы. Мы и дальше будем активизировать усилия, связанные именно с национальным демократическим развитием, и это направление будет занимать важное место в нашей дальнейшей деятельности».

Эти слова были сказаны задолго до подведения итогов Отечественной войны 2020 года, после которой ход событий ускорился настолько, что уже 20 сентября из рук площадных крикунов был выбит последний демагогический козырь, типа «в Карабахе все решают зарубежные центры силы, раз уж у Азербайджанской армии не хватило ресурсов взять под контроль Ханкенди». Есть такой вид чайханных «политиков» (вспомним мультик про попугая Кешу, который поначалу удивлял аудиторию тем, что бывал на Таити, но потом про него все забыли и перестали кормить объедками), которые за чужой счет «знают все про всех наперед», но при этом тычут пальцем в небо. Хвала Аллаху, что таких болтунов у нас абсолютно критическое меньшинство, в отличие от всяких «многострадальных» народов, живущих за счет иностранных баек о «сестринском сострадании».

Нынешний год на исходе, потому можно констатировать, что Страна огней не просто находится в отличной социально-политической и экономической кондиции, но гораздо более усилила свои позиции, а многие авторитетные международные эксперты давно и настойчиво говорят «об азербайджанском феномене». И действительно, на протяжении каких-то 20 лет на всех направлениях появилось столько достижений, что в стране наблюдается редкий для нынешнего состояния мирового сообщества случай удачно осуществляемого государственного курса, обеспечивающего стабильный экономический рост без каких-либо политических сбоев и ошибок во внутренней и внешней политике, могущих привести к случайным пробоинам.

И, конечно, для многих объективных зарубежных экспертов наш общий успех напрямую ассоциируется с именем Президента Ильхама Алиева. Непривычные к азербайджанским реалиям представители коллективного Запада, посещая Баку, удивляются, как может быть, чтобы человек, управляя страной долгое время, добивался из года в год ускорения социально-экономического развития, а граждане в абсолютном большинстве своем не испытывали усталости и разочарований от действующей власти. Ведь за границей на рубеже восьмого года власти (в случае с Дональдом Трампом, Джо Байденом и Эмманюэлем Макроном и того раньше) народ воспринимает президента как «хромую утку», освистывает его, забрасывает тухлыми яйцами, а тут на 21-м году власти авторитет главы государства вырастает настолько, что не только местное население, но и руководство ряда других стран откровенно признается, что им далеко до уровня Президента Ильхама Алиева.

Говоря проще, характер и в особенности темп развития любой общественно-политической конструкции самым непосредственным и тесным образом зависят от того, насколько искренние и недвусмысленные отношения выстраиваются между гражданами, обществом и правящим классом, включая высший эшелон.

Впрочем, идиллии не бывает никогда, но в редкие моменты истории случается симфония - когда все как по нотам и дирижер на месте, причем часто все зависит от того, насколько удачен выбор изначальных приоритетов в политике лидера. И судя по тому, какими темпами шагает Страна огней, главу государства поздно называть просто реформатором, так как он давно перерос данную характеристику. Судите сами.

В советское время Азербайджан был известен, как «всесоюзный огород», иными словами, сравнительно отсталой аграрной периферией, из которой общенациональный лидер Гейдар Алиев создавал подобие самостоятельной республики, но под конец перестройки рухнули интеграционные связи, финансовая система, потребительский рынок, да и сами рычаги централизованной власти начали «дышать на ладан», и тому же патриарху геополитики после того, что натворил тандем НФА-«Мусават», пришлось собирать всю структуру фундамента государственности заново.

Кстати, мудрого политика отличает еще и умение видеть сквозь десятилетия, и он, присматриваясь к кандидатам на руководство страной, сделал блестящий выбор, указав не просто на физического, а на политического наследника, могущего в полной мере воплотить в жизнь его духовные идеалы. И картина после 31 октября 2003 года преобразилась удивительным образом, да так, что как-то даже неуместно сравнивать диспозицию «до» и «после».

Уже давно стал общим местом уровень доверия зарубежных инвесторов (за этот период в отечественную экономику вложено около $310 млрд), а выросшие в десятки раз цифры социального и экономического развития и вовсе поражают воображение (тут и зарплата, и социальные выплаты, и ненефтяной сектор, и внешнеторговый оборот, и снижение уровня бедности с безработицей - все это привело к тому, что реальный объем ВВП на душу населения составляет чуть не три четверти объема экономики всех трех государств Южного Кавказа).

Подобных штрихов вполне достаточно для того, чтобы считать период правления Ильхама Алиева одним из самых важных и памятных не только в современной истории, но и во всем советском периоде, когда доходы республики изымались в пользу «голодающих» дотационных регионов (смешно, но это выглядело так - доходы от нефти, хлопка, винограда и прочих «денежных» отраслей оседали исключительно в Москве, а до интернационального Баку через год доходила лишь пятая часть средств, плюс на Азербайджане была общественная нагрузка поддержки Крайнего Севера и Нечерноземья). Скорость, с которой происходят масштабные преобразования за последние два десятилетия, сопоставима лишь с редкими историческими примерами эпохи революций. Современные дипломатические, военно-оборонительные, кадровые, информационные, технические, управленческие достижения и новые цивилизационные возможности, достигнутые человечеством за последние десятилетия, пропорционально отразились на нашей стране, которую не миновала, пожалуй, ни одна из тенденций прогресса.

При этом все новые импульсы и обстоятельства развития творчески проработаны и осмыслены главой государства, глубоко вникающим в тонкости любых малых и больших вызовов. За годы пребывания на посту №1 глобальный лидер нового поколения не просто выдержал ряд экзаменов на прочность политического потенциала, но и выдвинул целый ряд инициатив мирового значения.

Прежде всего это отказ от конфликтов при умении сохранять и творчески развивать линию ровных отношений не только с ведущими мировыми игроками, но и всеми соседями. Частично эта черта досталась в наследство от общенационального лидера Гейдара Алиева, но если патриарх геополитики использовал понятие «система сдержек и противовесов», а некоторые политологи написали сотни статей про его «стратегию многовекторности», глава государства предпочитает уникальную и универсальную наступательную дипломатию, а также умную силу, которая отличается от простой предосторожности считыванием ходов не только союзников и противников, включая основных игроков в их лагерях, но и знанием скоростных, физических и даже представительских особенностей трека, по которому движется сама история.

Для Ильхама Алиева, блестящего выпускника, аспиранта, а затем и преподавателя МГИМО, дипломата, сумевшего пробить в Лондоне и Хьюстоне «Контракт века», превосходно знающего натуру политиков, нет ничего проще решения этой задачи с десятками неизвестных, хотя многие из его конкурентов даже не представляют себе ее вводных. В отличие от ряда стран постсоветского пространства он не ударился безоглядно в коллективный Запад, барабаня в двери НАТО и Евросоюза, но и не прибегал к помощи России при решении карабахской проблемы - он ее преодолел сам, исключительно при поддержке Армии и породившего ее народа своей страны.

Да, были закупки вооружений, но кто из почти 200 государств мира сегодня (большая часть получает в кредит, до плинтуса понижая статус субъекта международного права) не покупает оружие? Однако Президент Ильхам Алиев еще 18 лет назад распорядился о создании Министерства оборонной промышленности, предприятия которого выпускают тысячи наименований современнейшей продукции ВПК, значительная часть которой идет на экспорт.

Все мы помним, как администрация Кремля на разных этапах была против реализации дипломатических инициатив официального Баку, в том числе, на Каспии, приводя надуманные доводы про «вред экологии», хотя по другим морям проходят «Северный», «Голубой» и «Турецкий» газовые потоки. Помнится, из-за позиции прежде всего Ирана Каспийскую конвенцию не могли принять целых четверть века (кстати, парламент южан до сих пор не ратифицировал международный документ), тем не менее, глава государства настойчиво, не маневрируя между полюсами, а применяя мягкую волю и недюжинный ум, не испортив при этом отношений ни с кем, сумел сохранить и, как говорится, застолбить национальные интересы по всему внешнеполитическому периметру.

Молодое поколение должно знать и то, как решалась карабахская проблема, висевшая тяжелой гирей не только на внешней политике, но и на всем развитии страны. Например, мировые финансовые институты не выдавали кредиты из-за риска военных действий, оккупированная пятая часть территорий выпадала из единой экономической цепочки создания ВВП, неустроенность миллиона с лишним беженцев и вынужденных переселенцев создавала дополнительные социальные трудности, плюс острая для каждого из нас проблема ущемленного суверенитета и оккупированных территорий. Временами казалось, и о чем регулярно нашептывали, а иногда и откровенно кричали посредники (например, Билл Клинтон, Жак Ширак, Борис Ельцин и даже Маргарет Тэтчер), что надо забыть о военной составляющей и вообще перенести решение «до лучших времен, когда подрастут новые поколения». Но Президент Ильхам Алиев терпеливо и с честью для всей нации сумел преодолеть этот груз: за 17 лет напряженных переговоров, имитируемых Минской группой ОБСЕ, Азербайджан ни разу не нарушил режим прекращения огня масштабными боевыми операциями, хотя инциденты на линии соприкосновения войск происходили регулярно. Сейчас благодаря успешному преодолению военной фазы линия огня хоть и не прекратила существовать, но значительно отодвинулась непосредственно от Карабаха и Восточного Зангезура, каждая пядь которых - неотъемлемая часть независимой Страны огней. Несомненно, Азербайджан смог бы достичь гораздо больших политических и социально-экономических успехов, если бы не связанные этим конфликтом руки, но лучше поздно, чем никогда.

Но самое большое достижение - внутриполитическая стабильность, основанная на единстве народа и власти. Помнится, самая первая победа главы государства была встречена крикливой оппозицией в штыки: их спикеры на тогдашних митингах козыряли тем, что вот она, негативная форма трансляции власти по родственной линии от отца к сыну. Агитационная машина демонического коллективного Запада посредством глобальных СМИ поддерживала глупые разговоры о том, что раз уж у руля власти нет партии «Мусават» (ее башган Иса Гамбар тогда занял второе место по итогам выборов), значит, не будет в стране никакого курса поступательного развития. Однако Президент Ильхам Алиев уже к 2008 году полностью разрушил этот миф, лишив оппозицию многих идейных козырей. Рост благосостояния граждан, улучшение качества жизни, возникновение современной социальной, урбанистической и транспортной инфраструктур, сближение уровня жизни на селе и в столице лишили критиков его правления многих надуманных аргументов, которыми они могли бы воспользоваться при других, не столь очевидных достижениях и кризисных обстоятельствах.

Иными словами, глава государства при всех положительных нюансах консервативно-традиционной модели политических отношений не имеет проблем со стилем своего управления, и прежде всего потому, что сумел выдержать фирменный стиль «умного консерватизма», не доводя его до авторитаризма, но и не допуская элементов безоглядного либерализма псевдозападного толка. Мы то не понаслышке знаем, чем оборачиваются попугайские замашки и желание быть похожими на европейцев. Наша страна идет своим путем и самым нормальным шагом, и нам все равно, кто и из-за каких углов делает замечания, угрожает и обвиняет в «блокаде и этнических чистках». У нас своя повестка, и называется она дальнейшей консолидацией общества. Страна у нас небольшая, но дружная, и через тройку рукопожатий Президент Ильхам Алиев знает всех граждан, а потому его внимание дотягивается до самых отдаленных районов и высокогорных сел, о которых ему известно буквально все. Благодаря колоссальному количеству поездок по районам Азербайджана во многих из них ему удавалось побывать несколько раз и лично контролировать расходование бюджетов, ввод в строй новых объектов.

А потому не только жители Страны огней, но и азербайджанская нация в целом не могут не отдать должное этому Человеку, так как большинство из нас ощущают его своим, родным. В компактной стране эта гамма чувств благодарности как раз и рождает тесные узы, формирующие весьма серьезную политическую ответственность, которую нужно постоянно поддерживать. Этот феномен единения общества и высшей политической власти оказывает непосредственное влияние и на коллективный образ фундаментальной государственности, а потому мы всецело с удовольствием и назло политическим незнайкам проголосуем за феноменального Президента Ильхама Алиева.

 

 

 

Экономика
Новости