Хюгуг САЛМАНОВ

Хюгуг САЛМАНОВ

Этапы великих свершений

Политика
13 Январь 2024
06:34
785
Этапы великих свершений

Азербайджан пошагово восстановил государственный суверенитет 

За три года с начала Отечественной войны и до самороспуска незаконных «властей НКР» было сделано немало филигранных военно-дипломатических ходов для полного признания новой реальности в Карабахе и Восточном Зангезуре. 

По прошествии времени дым истории рассеивается, проявляя наиболее важные вехи региональных конфликтов (к сожалению, существование человечества основано на цепи завоеваний и поражений), но для азербайджанцев важны все наиболее значимые даты, связанные с окончательным восстановлением государственного суверенитета на всей территории республики: начиная со дня беспримерного освобождения города Шуша 8 ноября 2020 года и вплоть до 15 октября минувшего военно-политического цикла, когда Президент Ильхам Алиев поднял над Ханкенди национальный триколор, подведя жирную цивилизационную черту под необоснованными притязаниями сепаратистов и всех стоящих за ними интернациональных заступников. 
Понятно, что для каждого из нас важны и Горадизская военная операция в январе 1994 года, которая благодаря гению общенационального лидера Гейдара Алиева позволила остудить пыл оккупантов и сесть в Бишкеке за стол переговоров для передышки в горячей фазе конфликта, и сбитый 12 ноября 2014 года вертолет оккупантов в небе над Агдамом, ставший «горячим приветом» готовности Азербайджанской армии к освобождению территорий силовым методом. 

Затем последовала апрельская операция 2016 года с отвоеванием села Джоджуг Марджанлы Джебраильского района с несколькими прилегающими высотами, а тотальное превосходство в мае 2018 года у села Гюннут Шарурского района Нахчыванской автономии должно было и вовсе подвести неадекватных оппонентов к мысли о необходимости субстантивных переговоров. 
Остальную современнейшую историю мы помним буквально по часам, и связана она в большей степени, к сожалению, с попытками премьер-министра соседней страны Никола Пашиняна создать тупиковую ситуацию: мы помним историю в душанбинском лифте, когда он просил Президента Ильхама Алиева дать молодому на ту пору армянскому правительству время, чтобы собраться с мыслями, а потом начались чехарда и несуразица с пьяными танцами в Шуше, с намерением перенести туда «парламент НКР», и высказывание «Карабах - Армения, и точка», и заявление тогдашнего министра обороны Давида Тонояна на официальных переговорах с коллегами в США о намерении начать новую войну за новые территории. 
Вербальной вишенкой на торте их фантазий стала поза «бойца» в окопе премьерской супруги Анны Акопян, когда она, нацелив дуло автомата (хорошо, хоть не перепутала его с прикладом) на позиции Национальной армии, призвала армянских женщин «встать в строй для войны с турками». 
К сожалению, военные провокации в середине июля 2020 года на далеком от линии фронта товузском направлении в непосредственной близости от Основного экспортного нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан подтвердили серьезность намерений армянской стороны, предпочитающей конструктивному подходу вооруженную вражду. 
Президент Ильхам Алиев, надо отдать должное, за все это время до сих пор ни разу не инициировал риторику войны, предлагая противнику, особенно после подписанного 
10 ноября 2020 года трехстороннего Заявления о прекращении огня, позабыть былые обиды и присоединиться к региональным проектам. Однако видя упорное игнорирование Иреваном и маячащим за ним Парижем современных реалий, политическое руководство Азербайджана во имя развития Южного Кавказа вынуждено в одиночку нести бремя замирения и конструктивности. 
Так уж случилось, что благодаря последовательному укреплению диспозиции официального Баку постоянные представители в Совбезе ООН узнали о высотах: Фаррух, Гырх­гыз, Сарыбаба, о том, что в историю кануло понятие «Нагорный Карабах», о лживых информационных технологиях Парижа, применяемых во время надуманных неоднократных обсуждений «блокады, этнической чистки, голодной смерти, а затем и массового исхода армян «НКР». 
Президент Ильхам Алиев наиболее полную картину обрисовал, принимая 11 октября прошлого года участников 53-го заседания Совета руководителей органов безопасности и специальных служб государств - участников СНГ: «Наши неоднократные призывы прекратить провокационные действия, к сожалению, не были восприняты со всей серьезностью, а 2 сентября премьер-министр Армении официально поздравил сепаратистов в связи с годовщиной создания так называемой «НКР», что является явным переходом красной черты и притязанием на нашу территорию. Неделю спустя «власти НКР» провели «выборы президента», а это полное игнорирование существующих реалий и законная причина для проведения антитеррористической операции 19-20 сентября и окончательного восстановления нашего суверенитета. Благодаря точечной зачистке, продлившейся менее суток, армянская армия в Карабахе, насчитывавшая до 15 тысяч человек, была полностью разоружена, восстановлен полный контроль над территорией. После операции были вооруженные провокации на достаточно большой, гористой и лесистой местности, но мы полностью зачистим территорию от бандформирований. Параллельно с этим мы уже публично опубликовали план реинтеграции армянского населения Карабаха, который также есть в Интернете, - вот, в принципе, такова история вопроса». 
От себя добавим, что не менее эпохальной стала установка в полдень 23 апреля на реке Хаккари пограничного контрольно-пропускного пункта «Лачин» в ответ на аналогичный шаг со стороны Армении. Во-первых, на этом был похоронен тезис об «экстерриториальном коридоре» на суверенной территории Азербайджана, а во-вторых, мы, равно как и остальные центры силы, получили лакмусовую бумагу того, как себя поведут и насколько далеко готовы зайти в своем видении норм «права силы» правительства Франции и Ирана. Но самое главное - из словесного в бумажный формат переведена была возможность использования карабахскими армянами альтернативной дороги из Барды в Агдам, а оттуда в Ханкенди, освободив набивший оскомину «Лачинский коридор» от статуса «дороги жизни». 
Правда, местные сепаратисты загородили трассу железобетонными блоками, но для наглядности российские миротворцы убрали заграждения и перевезли к пункту назначения две фуры с продовольствием и медикаментами. И уж точно молдавская деревня Бульбоака, что под Кишиневом, не ожидала свалившейся на нее 1 июня сиюминутной славы, когда она стала местом пятисторонней встречи на полях саммита Европейского политического сообщества при содействии Шарля Мишеля, Президента Ильхама Алиева, армянского премьера Никола Пашиняна и с участием руководства Германии и Франции. В то время пограничный пункт «Лачин» работал в штатном режиме, со стороны неаде­кватного противника, рядящегося в одежды врага, еще не прозвучало провокационного выстрела в азербайджанского пограничника, перекрывшего движение. Именно панно «Добро пожаловать на территорию Азербайджанской Республики» на берегу небольшой карабахской речки стало триггером большого ажиотажа - с момента окончания Отечественной войны ни один переговорный раунд не сопровождался столь категоричными и взаимоисключающими прогнозами, как встреча главы государства с армянским премьер-министром в селе у молдовской столицы. Оптимисты предрекали подписание именно там едва ли не окончательного текста мирного договора или, во всяком случае, некоего рамочного соглашения. Реалисты же знали, что пограничный пункт «Лачин» станет костью в горле президента Франции Эмманюэля Макрона (вспомним несколько десятков большегрузных автомобилей, проделавших многочасовой путь из Иревана в сопровождении мэра Парижа Анн Идальго, прилетевшей из Парижа и сделавшей совместные фото с водителями и земляками из числа «мирных» наблюдателей от Евросоюза). Тем не менее какой-никакой диалог состоялся. И как отметил в социальной сети Х (бывшей Twitter) помощник Президента Азербайджанской Рес­публики - завотделом по вопросам внешней политики Администрации Президента Хикмет Гаджиев, «встречи на полях саммита Европейского политического сообщества при содействии Шарля Мишеля в трехстороннем формате, а также с участием Германии и Франции прошли в неформальной, позитивной и плодотворной атмосфере. Было решено, что в июле в Брюсселе состоится очередной раунд встречи в трехстороннем формате». 
Немного раскрыл карты и Шарль Мишель, который по традиции выступил с итоговым заявлением: «У нас была возможность затронуть все майские темы, которые мы обсуждали в Брюсселе: коммуникации,  безопасность и права населения, делимитацию границ, мирный договор». 
Оценивать итоги переговоров в столице Молдовы можно по-разному, но все же окончательная точка была поставлена не в Брюсселе и не в Вашингтоне, а… в Лачине, где 28 мая, специально в День независимости, Президент Ильхам Алиев принял участие в открытии двух электроподстанций, заложил фундамент многоквартирного квартала, ознакомился с ходом работ на месте будущего агропромышленного парка, а также объектов туристической инфраструктуры. И это стало знаковым событием - получили жилье первые 20 семей бывших вынужденных переселенцев, вернувшихся в родной город, освобожденный от армянской оккупации. 
И именно здесь, на этой церемонии глава государства озвучил откровенный недвусмысленный месседж в адрес всего мирового сообщества, включая сепаратистов, надеявшихся на любое внешнее заступничество: «Отсюда, из Лачинского края, который они многие годы эксплуатировали и где незаконно заселялись, еще раз говорю им: последняя страница вашей книги «миацума» захлопнулась и сепаратизму пришел конец. Грезы о независимости пошли туда же, куда и статус. А статус мы еще во время второй Карабахской войны отправили, известно куда. Всем хорошо известно, что сегодня у нас есть возможность провести любую силовую операцию в Карабахском регионе, а потому призываю: «парламент» должен быть распущен, элемент, называющий себя «президентом», должен сдаться, все «министры», «депутаты» и другие должны уже оставить свои посты. Только в этом случае для них могут быть сделаны послабления. Только в этом случае может идти речь о какой-либо амнистии». 
То, что реакция на это заявление Президента и победоносного Верховного Главнокомандующего со стороны Иревана и верхушки сепаратистов будет весьма бурной, следовало ожидать: на митингах в столице Армении опять возопили о мифических «этнических чистках» и «геноциде». Но были совершенно не готовы к тому, что вместо вала критики в адрес Азербайджана от тех же США последует весьма положительная реакция - Энтони Блинкен одобрил инициативу Президента 
Ильхама Алиева об амнистии в случае сложения полномочий «сидельцами Ханкенди». Правда, некоторые «умники», вроде Араика Арутюняна, который, кстати, пьет чай и ждет законного приговора в Бакинском следственном изоляторе, сразу же принялись обижаться на заокеанских политиков, но, как показала жизнь, это мало что изменило. 
«Лидеры» сепаратистов, на протяжении долгих лет отдававшие приказ совершать преступления против человечности, не говоря уже о государственности, находятся в азербайджанских тюрьмах, а установленный 23 апреля на реке Хаккари пограничный контрольно-пропускной пункт действует исправно почти год, и история показала, что его значимость невозможно переоценить. 
Во-первых, это был первый действенный шаг в процессе нормализации армяно-азербайджанских отношений, даже если подслеповатые неадекватные правительства Пашиняна и Макрона иначе трактуют события, вооружившись своими линзами. К их сведению, этот факт показал, что больше нет повода «лить слезы о дороге жизни», так как пограничный контроль означает четкое разграничение и локализацию зон территориальной ответственности двух государств в рамках своих международно признанных границ, а это - один из важнейших пунктов в реа­лизации мирного процесса. 
Во-вторых, не следует сбрасывать со счетов и геополитическое значение пункта, обозначившего наброски будущей конфигурации региона, в котором имеют неприкрытые интересы большие геополитические игроки, такие как РФ, США и Франция (ведь мэр Парижа Анн Идальго, как ни позировала перед фото­объективами, так и не смогла перегнать фуры из соседней Армении на земли суверенной Страны огней). 
Кроме того, пограничный контроль призван установить в ближайшем будущем новые, цивилизованные правила общения между странами регионами и в перспективе даже может послужить хорошим примером для реализации таких же пропускных пунктов на других, не менее важных участках армяно-азербайджанской границы. И с этой, и с других точек зрения прилюдные возмущения армянской стороны малопонятны, так как лишены элементарной логики: если с 26 августа 2022 года благодаря сдаче в эксплуатацию альтернативной региональной дороги отсутствует само отжившее понятие «Лачинский коридор», надо внимательнее читать текст трехстороннего Заявления, с учетом перевыполнения правительством Азербайджаном планов по срокам, а не голосить, что пограничный пункт «означает блокаду армян и не должен был появиться никогда». 
Президент Ильхам Алиев, отвечая в интервью на вопрос журналистов отечественных телеканалов о необходимости перекрытия лазеек контрабанды, заявил: «Через некоторое время после подписания трехстороннего Заявления от 10 ноября 2020 года Армения начала по этой дороге перебрасывать в Карабах оружие, боеприпасы, мины, проводила ротацию воинских формирований. Тогда мы, обнаружив на местах мины, произведенные в 2021 году, активизировали вопрос о контроле ситуации, несмотря на недопонимание российской стороны. И у нас не было иного выбора, как разместить пропускной пункт на мосту через реку Хаккари и тем самым пресечь перевозку в Карабах нелегального оружия, боеприпасов и живой силы, способствующих дестабилизации мирного процесса. Я всегда говорю, что именно в полдень 23 апреля была полностью восстановлена наша территориальная целостность, так как сепаратисты были напрочь лишены возможностей получать оружие и иную силовую поддержку». 

 


 

Экономика
Новости