Хюгуг САЛМАНОВ

Хюгуг САЛМАНОВ

От независимости к институционализации

Политика
20 Январь 2024
08:39
760
От независимости к институционализации

Азербайджан успешно передал Уганде председательство в Движении неприсоединения 

В угандийской столице Кампале проходит 19-й Саммит Движения неприсоединения, главным итогом которого является передача ценного опыта четырехлетнего председательства официального Баку. 

Когда почти 70 лет назад в индонезийском местечке Бандунг вырабатывались принципы независимости «третьего мира», не все страны Азии, Африки и Латинской Америки, пусть даже воодушевленные опытом Индии, Египта и Югославии, представляли дух и суть национально-освободительного движения. Идеалом для самых передовых их представителей, включая Махатму Ганди и Гамаля Абдель Насера, была смесь ценностей капитализма и социализма при европейском уровне жизни, а потому опыт Иосипа Броз Тито, сумевшего худо-бедно «скрестить» две оппонирующие системы, для них был образцовым. 
Долгое время для десятков стран Движения неприсоединения бывшая союзная Югославия была эталоном, а потому не случайно первая (1961) и последняя (1989) его конференции времен «холодной войны» состоялись в Белграде. 

На первоначальном этапе в структуре объединились 25 развивающихся стран, которые не пожелали участвовать в военно-политическом противостоянии ведущих силовых блоков, выступая за «третий путь», но на самом деле этих путей было столько, сколько национальных представительств. 
Естественно, что государства так и не смогли выработать единую линию противостояния гегемонам, а после крушения советской системы (1991), тем более фрагментации федеративной Югославии и циничной бомбардировки Белграда (1999) члены Движения остались не только без лидера, но и без идеологических координат сосуществования. Правда, их объединяли рефлексы самосохранения, они осуждали и войну США во Вьетнаме, и ввод советских войск в Афганистан, проецируя опасность на себя, но между ними военные конфликты тоже были нередки («разборки» по всей Юго-Восточной Азии, ирано-иракское, алжиро-марокканское противостояние, конфронтация между Эфиопией и Сомали, ливийские военные кампании в Центральной Африке и пр.). 
Движение неприсоединения долгое время нуждалось в сильном лидере, и в ноябре 2019 года оно его неожиданно для многих бывалых столиц получило в лице молодого Азербайджана. Впрочем, первые фундаментальные внешнеполитические успехи Страны огней уже были зафиксированы благодаря глубочайшей проницательности общенационального лидера Гейдара Алиева: это и определение четких приоритетов стратегического союзничества, и эпическое подписание «Контракта века», и возрождение Великого Шелкового пути со штаб-квартирой TRACECA в нашей столице, и строительство Основного нефтепровода Баку-Тбилиси-Карс, и система сдержек и противовесов с привлечением к региональным проектам самых ярых антагонистов, обязующихся не превращать Азербайджан в «яблоко раздора», и т.д. 
Правда, для дипломатической периферии они мало что значили, однако лидер новейшей глобальной формации Президент Ильхам Алиев создал столько громких прецедентов успеха, что не услышать о них уже к 2014 году, когда официальный Баку завершил цикл членства в Совбезе ООН при 155 голосах поддержки, было невозможно. К этому времени в нашей столице впервые в истории не просто встречались, но и нашли точки взаимопонимания министры культуры стран - членов Совета Европы и ОИС, положив начало цивилизационному диалогу. То есть Азербайджан стал надежным не только географическим, но и межэтническим, межконфессиональным мостом между мусульманским и христианским миром, доказав, что недавно появившаяся на политической карте мира номинально исламская страна может вполне серьезно и плодотворно действовать на самых противоречивых дипломатических полюсах, не говоря о более мягких «климатических» условиях. 
Членство и даже видимая активность в каких-то межконтинентальных клубах по интересам не являются для национального правительства идеей фикс - высшее руководство страны нацелено на выдвижение ценных инициатив и партнерских проектов, выгодных для всех, что послужит вкладу не только в региональную, но и глобальную безопасность и стабильность. По инициативе Азербайджана традиционно проводятся «Бакинский процесс», Всемирный форум по межкультурному диалогу, Бакинский гуманитарный форум, в ведущих столицах заседают конгрессы Международного центра Низами Гянджеви. Все это наглядная демонстрация того, насколько непреходящее значение для нас имеют многовековые ценности толерантности, мультикультурализма и взаимопонимания. 
Официальный Баку на практике потеснил приоритеты двусторонних межгосударственных отношений, перейдя к трехсторонним и многосторонним связям, продемонстрировав преимущества согласования геополитических интересов, региональной интеграции и обеспечения сбалансированности, благодаря которым, кстати, на новый уровень поднято взаимовыгодное сотрудничество на Южном Кавказе таких крупных многовековых антагонистов, как Россия, Турция и Иран. 
Но больше всего мир поразила не только известная среди специалистов «мягкая» и «умная» сила дипломатии, но именно интеллект и академизм, демонстрируемый официальным Баку. И это не столько следствие многовековых реалий, когда страна географически расположена в чрезвычайно сложной конфигурации между Востоком и Западом, Севером и Югом, с их имперскими факторами, исламским и христианским противостоянием, сколько естественное желание проявления доброжелательности, разума, справедливости и плодотворного взаимовыгодного сотрудничества. 
В этой плоскости и следует искать ответ на вопрос о феномене лидерства официального Баку, а еще - в итоговых документах Саммита контактной группы Движения неприсоединения по борьбе с COVID-19, состоявшегося 2 марта прошлого года. Впрочем, за время пандемии достижения национального правительства при реализации инициатив поддержки уязвимых регионов планеты и без того ощутили на себе и своем населении более 100 стран. Потому знаковые обсуждения и принятые решения вышли далеко за рамки собственно здравоохранения и беспрепятственного доступа к нему: они охватили темы, влияющие как на борьбу с пандемией, так и на проблемы выживания бедных стран, их прав, свобод, защиты территориальной целостности государств, проблем колонизации и т.д. 
Азербайджан принял председательство в глобальной структуре незадолго до начала пандемии, а уже год спустя его успешное лидерство в виду отсутствия альтернативы было продлено с трех до четырех лет. Таким образом, самый тяжелый для планеты период был единогласно поручен Стране огней, и причин такому доверию можно насчитать с десяток. 
Так, уже в мае 2020 года официальный Баку приложил максимум усилий по противодействию COVID-19: по его инициативе состоялся онлайн-саммит Движения на уровне глав государств и правительств, на котором было принято решение о создании целевой группы для разработки всемирной базы данных. Кстати, ВОЗ до сих пор ее использует для определения нужд в борьбе с последствиями пандемии. Там же была созвана специальная сессия Генассамблеи ООН, на которой прозвучало историческое выступление главы государства о необходимости усиления международной солидарности на всех направлениях, в котором он справедливо упрекнул практически все богатые страны коллективного Запада в «вакцинном национализме». Представьте, что эта оплеуха сильным мира сего стала гораздо более действенным инструментом, чем стыдящие их многочисленные резолюции, и они начали делиться излишками вакцин. И Азербайджан имел полное моральное право на обструкцию, так как безвозмездно оказал и продолжает до сих пор оказывать финансовую и гуманитарную поддержку почти сотне государств, демонстрируя беспримерную ответственность. 
Важность глобального здравоохранения, конечно, имеет огромное значение, однако прямо или косвенно с ним связано множество наиважнейших проблем, от решения которых зависят мир и справедливость на планете во всех их выражениях. И в этом аспекте особое звучание приобретают инициативы, видения и ожидания, озвученные официальным Баку. Об этом прямо заявил Президент Ильхам Алиев на упомянутом мероприятии: «Архитектура международной безопасности, существовавшая в течение последних нескольких десятилетий, в настоящее время претерпевает драматические изменения, и под угрозой находятся основные принципы международного права, эрозия норм которого еще больше угрожает установившемуся миропорядку. Наблюдается все больше случаев нарушения суверенитета и территориальной целостности, вмешательства во внутренние дела государств. Решения ведущих международных организаций либо не выполняются, либо применяются селективный подход и двойные стандарты. Весь мир является свидетелем самой серьезной конфронтации между Востоком и Западом со времен окончания холодной войны, что имеет последствия для остальной части мира. Считаю, что Движение неприсоединения, как второй по величине международный институт после ООН, должен играть более заметную и эффективную роль на международной арене и активно участвовать в преобразовании нового мирового порядка». 
Речь, в том числе, о возрастающей тенденции неоколониализма, и Движение, возникшее в результате исторического процесса деколонизации, призвано теперь уже при лидерстве Страны огней объединить свои усилия для того, чтобы, по словам главы государства, «полностью перевернуть эту позорную страницу в истории человечества». 
И это не просто красивый жест - до сих пор на наших глазах хваленая «демократическая» Франция словно в средние века эксплуатирует целый ряд государств Африки, Океании и Латинской Америки, чьи флаги номинально подняты перед штаб-квартирой ООН в Нью-Йорке. 
Президент Ильхам Алиев со свойственной ему прямотой заявил: «Мы решительно поддерживаем суверенитет союза Коморских островов над островом Майотта, который по-прежнему находится под колониальным правлением Франции, призываем ее правительство уважать неотъемлемые права народа Новой Каледонии и других заморских сообществ и территорий этой страны. Территории, управляемые ею за пределами Европы, являются отвратительными остатками колониальной империи. Мы также призываем Францию извиниться и признать ответственность за свое колониальное прошлое и кровавые колониальные преступления, за акты геноцида против стран - членов Движения неприсоединения и других государств». 
В принципе, так и надо разговаривать даже с постоянным членами Совбеза ООН, особенно с теми, кто считает себя вправе поучать кого бы то ни было менторским тоном «азам демократии», произвольно деля суверенные государства на «своих» и «чужих». Сегодня очевидно, что высшая инстанция глобальной безопасности изжила формат пятерки и, говоря словами главы государства, «никак не отражает современную реальность, а потому должен быть расширен, чтобы сделать его более представительным и географически более справедливым».
Одно постоянное место в нем, судя по идеальной классификации Президента Ильхама Алиева, должно быть предоставлено самому Движению неприсоединения, а страна, занимающая пост действующего председателя структуры, должна иметь это место на основе ротации. Кроме того, есть мнение выделить для Африки одно из постоянных мест в Совбезе ООН, и это также выглядит справедливым. Мы ведь помним, как, в том числе, бывшие сопредседатели Минской группы ОБСЕ еще в далеком 1993 году дружно принимали резолюции, требующие немедленного и безоговорочного вывода армянских вооруженных сил с оккупированных территорий независимого Азербайджана. И все знали, что «крокодиловы слезы» этой тусовки были пролиты для отвода глаз, - мол, мы свою миссию выполнили, а вы миритесь и не вздумайте переводить конфликт в военную фазу. 
На этот счет у выступающего за фундаментальность главы государства двух мнений быть не может. «Армения почти 30 лет игнорировала документы, обязательные к исполнению, и тогда осенью 2020 года мы своими военно-политическими средствами восстановили территориальную целостность и историческую справедливость, впервые с момента создания ООН добившись имплементации принципов международного права», - сказал Президент Ильхам Алиев. 
И теперь все мировое сообщество является свидетелем того, насколько ударными темпами вроде небольшая прикаспийская республика восстанавливает сотни своих городов и сел, в том числе уничтоженный жилой фонд, разграбленные религиозные и культурные объекты, причем делает это за собственный счет, к тому же очищая земли от мин, что создает дополнительные риски и трудности. 
Еще одним глобальным вызовом является изменение климата, а потому вполне естественно, что мировое сообщество намерено следующую Конференцию сторон Рамочной конвенции ООН (СОР29) провести именно в Баку, имеющем огромный опыт налаживания мостов между народами и религиями. 
Теперь председательство в Движении неприсоединения перешло к Уганде, тем не менее ожиданий Страны огней от передачи эстафетной палочки предостаточно - благодаря исключительной воле высшего политического руководства Азербайджана эта структура не просто получила второе дыхание, но и обрела институты материализации будущих инициатив. Так, в столице нашей страны получила постоянную прописку Молодежная и Парламентская сети глобальной организации, активизируются структуры гендерного равенства, Бакинская инициатива борьбы с колониализмом. 
Так что у древней Страны огней, недавно возродившей традиции государственности, есть целый набор инструментов для того, чтобы объединить большую часть стран планеты во имя самой благородной цели - установления мира и справедливости для всех без исключения субъектов международного права. При таком раскладе и при наличии авторитета огромные амбиции так называемых гегемонов вынуждены будут подвинуться и основательно уступить место здравому смыслу. 
 

Экономика
Новости