«Я хоть и уехал,но мое сердце осталось здесь»

Гейдар Алиев-100
26 Январь 2023
09:59
643
«Я хоть и уехал,но мое сердце осталось здесь»
Об этом посте
«Я хоть и уехал,но мое сердце осталось здесь»
Читать
Об этом посте
«Я хоть и уехал,но мое сердце осталось здесь»
Читать
Об этом посте
«Я хоть и уехал,но мое сердце осталось здесь»
Читать

В 2023 году исполнится сто лет со дня рождения выдающегося азербайджанца, архитектора независимой Азербайджанской Республики, политика планетарного масштаба Гейдара Алиева.

Газета «Бакинский рабочий» с особой чуткостью отнеслась к распоряжениям Президента Азербайджанской Республики об объявлении 2023 года в Азербайджанской Республике «Годом Гейдара Алиева» и об утверждении «Плана мероприятий в связи с объявлением 2023 года в Азербайджанской Республике «Годом Гейдара Алиева» и решила внести свой вклад в общее дело по увековечиванию памяти общенационального лидера азербайджанского народа.

В связи с этим газета «Бакинский рабочий» открыла новую рубрику «Гейдар Алиев - 100», которую ведет известный народный писатель Азербайджана, общественный и политический деятель, кавалер Ордена «Шохрат», давний автор нашей газеты Эльмира ханым Ахундова. Примечательно, что Э.Ахундова готовит к изданию новый двухтомник под названием «Гейдар Алиев и ближний круг», куда войдут интервью со многими его соратниками в разные периоды жизнедеятельности великого лидера - начиная с работы в КГБ СССР и до возвращения его к власти в начале 90-х годов. Публицист любезно предоставила редакции нашей газеты некоторые из этих интервью, которые ранее нигде не публиковались в полном объеме.

Сегодня представляем вашему вниманию беседу Эльмиры ханым Ахундовой с Гасаном Нейматовичем Сеидовым, видным партийным и государственным деятелем  советского Азербайджана, секретарем ЦК КП Азербайджана по промышленности, строительству и связи (1971 - 1981 г.), председателем Совета Министров Азербайджанской ССР (1981 - 1989 г.).

Статья 5-я, часть 1-я

 

 Авторская  ремарка

С Гасаном Нейматовичем Сеидовым мы близко познакомились в конце 2003 - начале 2004 года, когда я начала работать над многотомником «Гейдар Алиев. Личность и эпоха». Гасан муаллим оказался очень приятным, доброжелательным и, главное, талантливым собеседником. Он охотно поделился со мной всем, что знал и помнил о совместном периоде работы с Гейдаром Алиевым: с удовольствием рассказывал мне о том, как происходило рождение того или иного объекта, как претворялись в жизнь инициативы первого секретаря ЦК. Живые сколки эпохи, эти рассказы представляют несомненный исторический интерес как свидетельства «из первых рук».  

К сожалению, Гасан муаллим рано ушел из жизни - 8 декабря 2004 года. Ему было всего 72 года. И я лишилась очень дорогого и ценного советчика. Как хорошо, что в моем шеститомнике много его воспоминаний! Как хорошо, что я успела…

Светлая ему память!

 

Эльмира Ахундова: - Гасан муаллим, где и когда вы впервые познакомились с  Гейдаром Алиевым?

Гасан Сеидов: - Я его впервые услышал на августовском пленуме 1969 года. Его выступление стало настоящей сенсацией. Такой критики еще не было. Такого содержательного выступления, где были бы раскрыты все проблемы, не было. Он откровенно сказал обо всех недостатках.

Э.А.: - О коррупции, о взяточничестве разве раньше не говорили?

Г.С.: - Раньше нет. Отдельные примеры, может, приводили, а он все системно сказал, проанализировал. Он же в КГБ работал, знал, кто чем дышит. Я сидел на пленуме и думал о том, как мне быть после этого выступления, потому что я тоже должен был там выступить. Но к такому готов не был. Я отказался от выступления. Позже, когда я перешел в ЦК и рассказал об этом, Гейдар Алиевич мне сказал:

- Ты правильно поступил. Если бы ты тогда выступил, то испортил бы все впечатление.

Э.А.: - Гасан Нейматович, как получилось, что вы, производственник, директор завода, перешли работать в ЦК партии? А вскоре стали секретарем ЦК КП Азербайджана…

Г.С.: - В самом начале 1971 года меня вызвали в ЦК. Гейдар Алиевич обстоятельно побеседовал со мной и неожиданно предложил должность заведующего отделом промышленности и транспорта ЦК КП Азербайджана. Я поблагодарил за доверие, но попытался отказаться, сказал, что всегда был производственником и потому работать в аппарате мне будет трудно.  

«Не боги горшки обжигают, - улыбнулся Гейдар Алиев. - Научишься». А через три месяца, на XXVIII съезде КП Азербайджана, он предложил утвердить меня в должности секретаря ЦК по промышленности. Когда назвали мою фамилию, многие даже не поняли, о ком идет речь. Никому и в голову не приходило, что это я, человек, который пришел в аппарат ЦК всего 3 месяца назад. Горжусь, что более десяти лет работал в его команде.

 

История   строительства  Сабунчинского моста

Э.А.: - Гасан Нейматович, рассказывают, что в самом начале своей работы секретарем ЦК вы взялись за такую трудоемкую работу, как строительство мостов в Баку. Например Сабунчинского...

Г.С.: - Предыстория строительства Сабунчинского моста такова: в начале 70-х годов в Азербайджан приехал секретарь ЦК КПСС Федор Кулаков, курировавший сельское хозяйство, чтобы вручить республике орден, если не ошибаюсь, Октябрьской революции. Я в то время уже был секретарем ЦК.

Так получилось, что, когда он уезжал, мы опоздали в аэропорт. А ведь когда летит государственный чиновник высокого уровня, он летит спецрейсом, ему предоставляют воздушный коридор, какие-то рейсы отменяют, все расписывается по минутам. Поэтому опаздывать на спецрейс ни в коем случае нельзя.  

Подъехали к железнодорожному переезду - шлагбаум опущен. Не пускают.  

Гейдар Алиевич ходит вдоль переезда и нервничает:  

- Неужели нельзя здесь мост построить?  

Я ему ничего не ответил.  

Он постоял немного и опять говорит: - Все же ты подумай об этом.

Нам пришлось 25-30 минут ждать, пока пройдут электрички. Там ведь несколько направлений, поэтому ждали долго. Движение остановить не могли даже ради первого секретаря ЦК. Хотя, может быть, просто охрана не предусмотрела.

После этого мы взялись за строительство моста. Я посоветовался со специалистами из Управления железной дороги. Проект подготвили в Тбилиси, там был хороший проектный институт. Параллельно получали железобетонные изделия из Украины, из Дарницы.

В Управлении железной дороги работал Тофик Багиров. Он занимался проектом, я занимался поставкой, и еще здесь была военная организация - мостотряд. Мы и их подключили. Одним словом, построили объект за восемь месяцев. В то время все удивлялись: как это так, за восемь месяцев в Баку построили такой большой мост?!

Как-то я был на приеме у Гейдара Алиевича, в кабинете у него находился первый секретарь горкома партии Али Керимов. Я обращаюсь к нему и говорю, чтобы и Гейдар Алиев слышал:  

- Али Габибович, когда будете возвращаться, обратите внимание на Сабунчинский мост, вы через него проезжать будете.

- Да ну что ты, - удивляется он, - этот мост еще через полгода будет готов.

Я нашел его шофера и говорю:

- Если будете проезжать по мосту вечером или ночью, остановись и скажи ему, что это новый мост, который Сеидов построил.

Смотрю, молчит Али Керимов, ничего не говорит. Проходят недели две, и я сам спрашиваю у него:

- Ну как, понравился тебе мост? Ты же руководитель города.

- Да, да. Мост хороший.  

Еще было строительство мостов в Дарнагюле, в поселке Разина. Люди часами простаивали, чтобы переехать через железную дорогу, там несколько путей проходило. Ну я тогда уже был специалистом в этом деле, снова подключил мостотряд, и мы построили Дарнагюльский, Разинский мосты. То есть в то время мы думали не только о строительстве предприятий, но и об инфраструктуре города, транспортных развязках и пр.

Все это были прямые поручения Гейдара Алиевича. Он очень положительно воспринимал все новое.

 

Строительство  обувной фабрики

Э.А.: - 70-е годы - это бум промышленного строительства в Азербайджане. Заводы нефтепромыслового оборудования, кондиционеров, глубоководных оснований. И прочее и прочее...

Г.С.: - Сфера его усилий была весьма разносторонней. Придавая особое значение развитию новых отраслей, к примеру радиоэлектроники, он не забывал о легкой промышленности, о традиционных отраслях - шелководство, ковроткачество, производство фарфора... В Нахчыване построили фабрику верхнего трикотажа, ковровый комбинат, новый завод на 200 миллионов бутылок «Бадамлы». В Сумгайыте тоже появилась фабрика верхнего трикотажа. Много предприятий легкой промышленности было построено и в других городах Азербайджана - Гяндже, Мингячевире, Степанакерте (Ханкенди. - Ред.).  

На Московском проспекте в Баку мы построили новую обувную фабрику. С чем это было связано? Напротив завода имени лейтенанта Шмидта находилась небольшая двухэтажная обувная фабрика. К сожалению, там произошел пожар, при этом погибли несколько человек. Гейдар Алиев пригласил в Баку министра легкой промышленности Тарасова. Тот приехал, осмотрел место трагедии и сказал  Гейдару Алиевичу, что в качестве памятника этим людям следует построить новую современную фабрику.

Первый секретарь ЦК дал указание найти такое место, чтобы фабрика действительно смотрелась как памятник. Построили красивое здание, облицевали его мрамором и гранитом, получили самое современное чешское оборудование. При фабрике работал Дом моделей.

Строительство здания фабрики мы объявили всенародной стройкой. Очень большой вклад вложили отделочники республики. Гейдар Алиевич лично контролировал строительство, несколько раз бывал на стройке. А на открытие пригласил Тарасова, который остался очень доволен. Нашу обувь мы экспортировали во все республики Союза.

 

Оборудование для  нефтеперерабатывающих заводов

В Баку есть два крупных нефтеперерабатывающих завода - НБНЗ и БНЗ. Я помню, что в середине 1975 года приехал к нам Федоров, министр нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР. Он вначале не хотел давать нам новые установки. Впоследствии ее называли ЭЛОУ АВТ-6. Она перерабатывала 6 миллионов тонн нефти в год. Гейдар Алиевич чувствовал, что министр не особенно хочет выделять нам эту установку.

(Продолжение следует)