Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Эльчин Алибейли: Возвращение в Западный Азербайджан - главная цель моей жизни
Участие Президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева в открытии административного здания Общины Западного Азербайджана и встреча с представителями общины стали одними из ярких событий новейшей истории нашей страны.
24 декабря 2022 года по праву можно считать отправной точкой Великого возвращения в Западный Азербайджан. Тысячи наших соотечественников возрадовались и ждут своего возвращения в родные края. Эти чувства воссоединения с родным краем порой необъяснимы и неописуемы. Поэтому мы продолжаем освещать тему Западного Азербайджана, общаясь с представителями иреванской интеллигенции.
Сегодня гость газеты «Бакинский рабочий» Эльчин Алибейли, доктор философии по искусствоведению, культуролог и телеведущий.
- Эльчин муаллим, на протяжении последних лет азербайджанский народ, общественность нашей страны находятся в ожидании очередного торжества исторической справедливости, связанной с Великим возвращением в Западный Азербайджан. Что лично для вас это означает?
- Прежде всего Иреван - это древний азербайджанский город, где я родился и вырос, учился в школе, это город, где живут мои воспоминания детства. Голубая мечеть, моя школа №42 им.Шевченко в районе Тепебаши, река Занги, сады Дяльмя и, конечно же, кладбище, где покоятся мои предки. Иреван - это также 140-летний Иреванский драматический театр - очаг культуры, в котором я вырос.
Армянские националисты проявляли особый вандализм в деле стирания следов древней азербайджанской культуры на землях Западного Азербайджана. Они разрушили целые кварталы, архитектурные жемчужины, центры и очаги науки, образования и культуры, принадлежащие азербайджанцам и носящие имена великих азербайджанцев. Когда я был ребенком, эта великая культура жила на языке каждого жителя Западного Азербайджана, сегодня, увы, в воспоминаниях каждого из нас. Хотя бульвар Панах хана, дворец Сардара и крепостные стены и разрушены, они хорошо сохранились в нашей памяти. Возможно, это ирония судьбы, но памятник зодчему, изменившему облик города Иреван, отдалившему его от Азербайджана, модернизировавшему и фактически сделавшему его армянским, поставили в саду моего деда. От тех садов и домов, расположенных в центре Иревана, не осталось и следа. Азербайджанский дух города остался только в памяти его коренных жителей. Возможно, армяне хотели войти в историю, разрушив и осквернив мечети и кладбища. Они даже выразили благодарность тому, кто организовал их переселение в Иреван, снеся один из старинных кварталов и поставив на его месте статую Грибоедова.
Начиная с первых лет советской власти, в очень короткий срок армяне полностью видоизменили азербайджанский облик Иревана и предприняли совместные усилия по созданию армянского города. Иреван, который я видел, уже был новой, фальшивой столицей, в корне измененной и полностью потерявшей свой исторический облик. Самоотверженная работа в Иреванском театре и борьба моих родителей за права западных азербайджанцев - народных артистов Видади Алиева и Эльмиры Исмаиловой - за выживание азербайджанской культуры и искусства в Иреване вошли и в мою душу. Поэтому возвращение в Иреван для меня - главная цель жизни.
- Как вы думаете, что обещают нам в ближайшем будущем актуализация вопроса Западного Азербайджана на фоне деоккупации Карабахского и Восточно-Зангезурского регионов и встреча представителей Общины Западного Азербайджана с Президентом Ильхамом Алиевым?
- Освобождение Карабаха и Восточного Зангезура от оккупации раскрывает новые исторические пласты. Во-первых, это создало почву для изменения взгляда на политику депортации и этнических чисток, трижды проводившейся против азербайджанцев в ХХ веке. Право местных жителей азербайджанцев, проживающих в магалах и районах Западного Азербайджана, вернуться на свою историческую родину - это процесс, вроде бы решаемый международным правом. Сегодняшняя Армения считает себя правопреемницей Араратской Республики, основанной в 1918 году. Это означает, что ее территория состояла всего из 9 тыс. кв. км, а остальные, т.е. нынешние 20 тыс. кв. км, были отторгнуты от Азербайджана и отданы им. Статистические данные говорят о том, что после установления советской власти в Армении проживало большое число азербайджанцев, о чем свидетельствуют и азербайджанские надписи на банкнотах Армянской ССР, выпущенных в обращение в первые годы, и вывески с азербайджанскими надписями перед учреждениями и предприятиями. Также наш исторический след отражают названия сел, городов и поселков, которые были изменены за последние 70 лет. Возвращение депортированных в 1948-1953 годах и изгнанных в 1988 году азербайджанцев на свою историческую родину может быть обеспечено международным правом. Для этого должны быть подняты основные резолюции ООН по депортированным народам, а также дела по правам человека и прочие конвенции.
Еще одним важным документом является камеральное описание, составленное царским правительством после оккупации 1828 года. Этот документ подтверждает права собственности азербайджанцев в Иреване и других районах Западного Азербайджана. Эти документы могут стать серьезной правовой основой для восстановления неприкосновенности собственности, отраженной в международном праве. В этом вопросе историкам и специалистам-международникам следует активизировать свою деятельность и включить свои исследования в базу данных единого электронного портала.
В целях защиты и восстановления прав азербайджанцев, изгнанных из Западного Азербайджана, необходимо создать научно-исследовательский центр и единый информационный портал мультимедийных ресурсов, которые будут одновременно работать на нескольких языках. Язык современного мира - это язык информационных технологий. Необходимым шагом следует считать оцифровку всех проведенных до сих пор расследований, архивных документов и вещественных доказательств и размещение их на платформах социальных сетей.
Выступление Президента Ильхама Алиева в новом административном центре Общины Западного Азербайджана определило новые приоритеты, связанные с Иреваном и Западным Азербайджаном в целом. Глава государства ясно выразил свою политическую волю добиться Великого возвращения на исторические земли. Господин Президент предпринял конкретные шаги для восстановления наших исторических прав, озвучив свою последовательную и решительную позицию в отношении Западного Азербайджана, которой он придерживался на протяжении всего своего пребывания на своем посту, и я верю, что этот процесс будет успешно продолжен и впредь. Восстановление нашего исторического права, битва за возвращение на нашу историческую родину - в Западный Азербайджан, отныне должна вестись на информационной платформе. Мы должны вооружиться в этой области и предпринять последовательные превентивные шаги.
- Эльчин муаллим, каково ваше личное участие в процессе мирного возвращения в Западный Азербайджан истинных его хозяев и что вы планируете сделать для этого в ближайшем будущем?
- Как исследователь, искусствовед и культуролог, я являюсь автором различных научных статей о культуре и искусстве Западного Азербайджана. В разные годы в периодической печати выходили мои статьи, посвященные иреванскому фольклору, декоративно-прикладному искусству, ковроткачеству, театральной, культурной среде и искусству, а также архитектурной тематике. Считаю, что продолжение этих изысканий и их публикация на цифровых медийных платформах - одна из главных задач в области восстановления нашего исторического права. Также, обладая достаточными знаниями о выдуманной армянами культуре и истории, можно дать им конкретные ответы на их же родном языке. В связи с этим на академическом уровне должны преподаваться как ашхарабарская, так и грабарская формы армянского языка, чтобы затем проводить более фундаментальные научные исследования с армянскими источниками. Возвращение в Западный Азербайджан не должно носить лозунговый характер. Наше величайшее и самое убедительное доказательство - это следы нашей культуры там. Оживление этих следов и представление их миру должны быть одними из наших главных принципов. Существует большая потребность в подготовке кинематографических научно-массовых, художественных экранных произведений, мультимедийных проектов, являющихся основными видами искусства. В этом смысле я вижу себя активным участником реализации таких проектов.
- Благодарю за беседу.
Абульфаз БАБАЗАДЕ,
«Бакинский рабочий»