Основа военного триумфа

Политика
03 Апрель 2024
09:55
324
Основа военного триумфа

Апрельские бои - предтеча Великой Победы

К армянским традициям наряду с упорством, достойным лучшего применения, прибавилась еще одна - каждый раз накануне встреч с потенциальными зарубежными заступниками совершать военные провокации в ожидании ответа, а потом ябедничать со слезами на глазах. 

На днях вполне ожидаемо армянская армия обстреляла из стрелкового оружия позиции Вооруженных сил Азербайджана в ряде сел Садаракского и Шахбузского районов Нахчыванской Автономной Республики, зная, что Отдельная общевойсковая армия, созданная Указом Президента Ильхама Алиева от 18 декабря 2013 года, - одно из самых элитных подразделений. То есть противник рассчитывал если даже не на массированное наступление Национальной армии, то хотя бы на подавление точек артиллерийским огнем. 
Цель провокации - «всесторонняя» подготовка к брюссельской встрече премьер-министра Никола Пашиняна с главой Госдепа США Энтони Блинкеном и президентом Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен, чтобы и знаменитый походный рюкзак вытащить с сухарями и кувшином «слез армянских матерей», и самому расплакаться, напомнив собеседникам «агрессивные» Апрельские бои восьмилетней давности. Хотя сразу оговорюсь, с фантазией у соседей нелады: Воваевичу надо было сразу в окоп Анну Акопян уложить с автоматом в руках или встать в известную позу на границе с автономией, показать язык и крикнуть что-то вроде: «Нахиджевань - древняя Армения, и точка», а затем предупредить коллективный Запад, что «не сегодня-завтра объявит мусульманам новую войну за новые территории».

Но и это бы не помогло, потому как азербайджанский солдат не обижает не только детей, но и не­адекватных на первый взгляд взрослых особей, избранных армянским народом на высокие посты в правительстве. 
Пашинян, наверное, как лидер «Гражданского договора» все же хранит оппозиционные политические воспоминания от четырехдневных апрельских боев 2016 года, особенно о словах тогдашнего президента Сержика Саргсяна, что «армия Армении одержала уверенную победу». «Да, у нас не было и долгое время не будет всех наилучших видов вооружения, но мы всегда с тем, что имели, выполняли наши задачи, и я уверен, что так будет всегда», - хвастливо сказал на памятной пресс-конференции 19 августа 2020 года бывший руководитель соседней страны. И буквально через месяц началась Отечественная война, в ходе которой Национальная армия показала, каким должно быть выполнение боевой задачи без поддержки «старшего брата». 
Случаев конфуза «непобедимого духа армянского солдата» можно привести десятки - это и Горадизская операция в январе 1994 года, и сбитый в ноябре 2014 года в небе над Агдамом боевой вертолет 
Ми-24, экипаж которого дразнил наших солдат наглым облетом оккупированных территорий, и широкомасштабная Гюннутская операция в мае 2018 года, и бои на товузском направлении в июле 
2020 года, всего по памяти не упомнишь. 
И все-таки операция 1-5 апреля 2016 года войдет в историю отдельной строкой. Причина не в том, что за четыре дня были освобождены господствующие высоты в окрестностях сел Талыш и Газахлар, а также дороги в направлении села Суговушан Тертерского района, стратегическая возвышенность Лялятепе и село Джоджуг Мерджанлы Джебраильского района, село Гюлюстан Геранбойского района. Просто эта операция была как бы прообразом сценария боевых действий более масштабной 44-дневной Отечественной войны. Именно те события показали, что у Армении нет не только военно-политического, но даже психологического и идеологического ресурса противостояния мотивированной Азербайджанской армии. 
В те дни окончательно был развенчан миф о «непобедимом национальном духе армянского солдата», насаждавшийся вначале советским Центральным телевидением, а затем «независимыми» глобальными СМИ. Помнится, на международных переговорных площадках азербайджанскую делегацию отговаривали от военного решения конфликта именно исходя из данного ложного постулата, да и бахвальство находившегося с официальным визитом в США тогдашнего министра обороны Армении Давида Тонояна о «готовности воевать за новые территории» исходило из национальной самоуверенности. 
Апрельская война, кроме всего прочего, стала лакмусовой бумагой проверки боеготовности Национальной армии - на практике были испытаны и передовая военная техника, и новые подразделения живой силы, находившиеся на «скамейке запасных» неисчерпаемого арсенала. По обнародованной Минобороны АР информации, наша страна в те дни впервые применила в боях беспилотные летательные аппараты - камикадзе Harop, разведывательные дроны ThunderB и «Спайк», системы залпового огня «ТоС-1А». А разведывательный спецназ штурмовиков тоже впервые, зайдя в тыл врага, вывел из строя практически все радиолокационные станции комплекса противовоздушной обороны противника. 
Кстати, именно после апрельских боев в армии соседней страны впервые началась волна массовых отставок, были арестованы высокопоставленные чиновники. Официальный Иреван оказался в полной растерянности, а отчаяние Сержика Саргсяна было откровенным 
20 июня 2016 года во время переговоров в Стрельне под Санкт-Петербургом, когда он старался не смотреть не только в глаза Президенту Ильхаму Алиеву, но вообще никуда, кроме абстрактной дали, причем одним глазом, прикрыв другой ладонью. Именно тогда впервые подумалось, что вот он, близкий момент, когда и сами переговорщики, и сопредседатели Минской группы ОБСЕ откупорят наконец «бочку мира», пылящуюся с мая 1994 года в одном из цехов иреванского коньячного завода «Арарат», возле которой до сих пор стоит единственный на территории Армении Флаг Азербайджана. 
Помнится, 30 лет назад стороны решили, что бочку откупорят, если конфликт будет улажен окончательно. Но долгая выдержка, столь ценимая в столь «благородных» напитках, стала для обоих народов не достоинством, а проклятием, хотя для ряда политиков - дополнительным бонусом провокаций, на которых они делают деньги. 
В общем, тогда не получилось подписать мирное соглашение, более того, поражение армянских вояк в апрельских боях положило начало ползучей смене власти в соседней стране, а спустя два года политтехнологи армянской диаспоры придумали, как к власти привести новые политические силы. 
В Азербайджане же общество именно после апрельских боев окончательно поверило, что может совершить революцию в сознании, сплотившись с политической властью в единый кулак во имя восстановления независимости и территориальной целостности. Помнится, в те дни известные представители двойных стандартов международного сообщества (Франция, Евросоюз и ряд их подпевал из коллективного Запада) выступили с «обеспокоенностью» и осуждением официального Баку, талдыча страшные заклинания, не исходившие с их уст на протяжении десятилетий армянской оккупации. А тогдашний госсекретарь США Джон Керри (кстати, соавтор пресловутой 907-й поправки, принятой в октябре 
1992 года) и его заместитель Виктория Нуланд перешли к открытым, но, как показало время, пустым угрозам. Все понимали, на чьей стороне и международное право, и историческая справедливость, памятуя четыре резолюции, единодушно принятые Совбезом ООН, призывающие армянские оккупационные силы немедленно и безусловно покинуть общепризнанные территории Азербайджана. 
Более того, братская Турция, дружеский Пакистан, все страны ОИС, включая Иран, не говоря о тюркских государствах постсоветского пространства, большинство членов Евросоюза и Движения неприсоединения вовремя подставили моральное дипломатическое плечо, заявив о поддержке справедливой позиции нашей страны. Есть еще один важный момент, сопряженный с итогами апрельских боев: официальный Париж хотел традиционно в стенах Генассамблеи ООН провести обсуждения, осуждающие «агрессию Азербайджана», однако лидеры мирового сообщества с высокой трибуны заявили, что Азербайджан имеет полное право на отстаивание собственных интересов, будучи на страже региональной безопасности, в то время как Армения является дестабилизирующим фактором на пути развития Южного Кавказа. Правда, тогда никто не обмолвился словом о праве официального Баку на восстановление территориальной целостности «любыми доступными способами», в соответствии со статьей 51 Устава ООН, но за этим дело не стало - Национальная армия под руководством Президента, Верховного Главнокомандующего Ильхама Алиева привела в надлежащий вид Железный кулак, показав осенью 2020 года всем оккупантам, что их век недолог. 
 

Фидан САЛМАНЛЫ