Абульфаз БАБАЗАДЕ

Абульфаз БАБАЗАДЕ

Зри в корень

Политика
11 Июнь 2024
10:27
753
Зри в корень

или Еще раз о безликом французском неоколониализме

Протесты в Новой Каледонии, начавшиеся в мае текущего года, стали важной вехой в истории этого островного образования. Французская неоколониальная модель управления вступила в фазу системного кризиса.

Причин для этого много: попытка французского правительства ограничить избирательные права коренного населения Новой Каледонии посредством конституционной реформы, экономическая эксплуатация ресурсов острова французскими корпорациями, высокий уровень безработицы среди новокаледонской молодежи и т.д.

В продолжение развития событий в Новой Каледонии следует отметить, что «Миссия диалога», организованная президентом Франции Эмманюэлем Макроном во время его визита в Новую Каледонию две недели назад, покинула территорию Французской Полинезии. Миссия по «посредничеству и работе» состоит из трех высокопоставленных государственных служащих, которые ранее работали по делам Новой Каледонии.

Местные СМИ сообщили, что трое посредников покинули Новую Каледонию в середине недели, чтобы «доложить в Париже» о продвижении своей миссии, и заявили, что планируют вскоре вернуться в Новую Каледонию. В течение первых двух недель их пребывания сообщалось, что они провели закрытые встречи с примерно 100 политическими, экономическими и общественными лидерами.

Пауза в их работе, как полагают, связана с объявлением про-независимого зонтичного объединения FLNKS (Канакский социалистический фронт национального освобождения), которое состоит из нескольких про-независимых партий, о том, что оно проведет свой национальный конгресс 15 июня.

Основным пунктом повестки дня группы будет объявление общей позиции по поводу серьезных гражданских беспорядков в Новой Каледонии, начавшихся 13 мая в знак протеста против запланированной поправки к Конституции Франции, когда погибли семь человек, включая двоих французских полицейских.

Поправка направлена на «разморозку» избирательных списков Новой Каледонии для местных выборов, чтобы позволить любому гражданину, проживающему там не менее 10 лет, голосовать на выборах в провинциальные и парламентские органы.

Это было воспринято про-независимым движением как способ ослабить голоса коренного населения и, следовательно, уменьшить их политическое представительство. Чрезвычайное положение было снято на территории в конце мая, но силы безопасности численностью более 3 тыс. человек могут оставаться там до окончания Олимпийских игр в Париже.

На фоне все большего раскола внутри FLNKS одна из его основных составляющих, Union Calédonienne (UC), накануне выступила с заявлением, в котором говорится, что она «не желает встречаться с миссией диалога в текущих обстоятельствах». UC заявила, что переговоры с французской миссией диалога могут состояться, но только после проведения Конгресса FLNKS и в случае прекращения процесса окончательного утверждения поправки к Конституции. «Такое объявление, по нашему мнению, будет единственным триггером, который позволит устойчиво умиротворить ситуацию в Новой Каледонии», - говорится в заявлении группы.

В то же время FLNKS, заняв более умеренную позицию, ранее отправила письмо трем членам французской «Миссии диалога», в котором говорится, что Макрон должен «прояснить» свою позицию по предложенной поправке к Конституции. Ранее он заявил, что она может быть представлена на рассмотрение французского народа посредством референдума, что вызвало бурю протестов в Новой Каледонии. А позже Макрон сказал, что он «только упомянул варианты, доступные по Конституции Франции», и это было «всего лишь прочтением закона, а не намерением».

FLNKS заявила, что намерения Макрона были недостаточно ясны и его заявления не гарантировали его отказа от реформы. Эта неопределенность «мешает нашим активистам быть восприимчивыми к призывам к спокойствию и умиротворению», говорится в заявлении группы.

Лидер умеренного движения Calédonie Ensemble Филипп Гомес также призвал прекратить законодательный процесс, чтобы восстановить правопорядок. Он заявил местным СМИ, что беспорядки оставили экономику в «разрухе».

Однако чтобы лучше понять и проанализировать эти события, можно вспомнить их истоки во время колонизации Новой Каледонии. Ведь именно колониальное правление нанесло непоправимый и серьезный урон местному коренному населению - канакам.

Задолго до прибытия колонизаторов канаки имели свою уникальную социальную структуру. Сообщества, сформированные из родственных семей, проживающих на одной территории, играли ключевую роль, и могли вступать в союзы с другими сообществами, проживающими на соседних территориях.

У канаков с древних времен существовал свод неписаных правил. Ярким примером таких правил был принцип мирного разрешения споров; то есть конфликты между различными сообществами должны были решаться с помощью аргументов, без применения силы. И обычаи, передаваемые из уст в уста, служили основой общества.

Важное место также занимала система обмена, известная в других регионах Меланезии. В рамках этой системы происходил символический обмен определенными предметами, например морскими раковинами, между различными сообществами. Такая практика укрепляла отношения между различными сообществами и имела важную церемониальную функцию.

В целом, до прибытия французских колонизаторов канаки жили счастливо на своей исконной территории в соответствии со своей социальной структурой и образом жизни. Они образовали сообщества, занимались рыболовством и земледелием. До середины XIX века были свободны от деспотичной французской колониальной власти. Однако все изменилось, когда Франция объявила Новую Каледонию своей колонией в сентябре 1853 года.

На территорию хлынул поток французских переселенцев, были созданы тюрьмы, куда массово ссылали заключенных и ссыльных из метрополии. Переселенцы начали отбирать землю у коренного населения - канаков. Чуть позже колонизаторы начали создавать пастбища для скота на островных территориях, что нанесло огромный ущерб территориям, где коренное население выращивало сельскохозяйственные культуры.

Французская колониальная администрация не только отобрала большую часть земли у канаков, но и загнала коренное население в резервации. Игнорируя структуру общества канаков, колонизаторы насильственно делили жителей Новой Каледонии на разные племена, вынуждая их жить в изолированных районах. Коренное население было лишено традиции самоуправления и начало назначать лидеров, утвержденных исключительно колониальными властями, а не самими жителями.

Все это привело к очень трудным и печальным событиям. Для канаков земля играла важную роль с древних времен. Во-первых, земля была необходима для развития сельского хозяйства, что помогало удовлетворять потребности сообществ в пище, во-вторых, земля имела значительное символическое значение для каждого сообщества, проживающего на ней. Она была символом единства и общих корней родственных семей, чьи предки жили там.

Потеряв свою землю, многие сообщества были буквально оторваны от своих корней, от своей истории. Свободные люди были заперты в изолированных резервациях, обложены налогами в пользу колониальной администрации и вынуждены заниматься принудительным трудом. Французы захватывали и уводили тысячи канаков в рабство, отправляли их на плантации сахарного тростника на других островах Южного Тихого океана.

Этот процесс варварского колониального завоевания можно рассматривать через призму теории, сформулированной во второй половине XIX - начале XX века известным русским ученым и теоретиком Петром Кропоткиным. Обсуждая происхождение государств, он пришел к выводу о существовании сельских общин, сформированных из родственных семей и кланов. Жизнь этих общин основывалась на принципах взаимного сосуществования и неписаных нормах и обычаях. Они жили на определенной территории и могли вступать в союзы с другими общинами.

Чуть позже они способствовали появлению городских общин и свободных городов. Согласно теории Кропоткина, эти общины столкнулись с экспансией и завоеванием со стороны установившихся государств, возглавляемых укрепившимися феодальными аристократами. В результате захватов городских и сельских общин их жители столкнулись с жестокими репрессиями, их общинная земля была отобрана, и они были вынуждены подчиниться метрополии.

Общины Новой Каледонии, появившиеся в древние времена, обеспечивали своих членов землей, жильем и взаимопомощью от других людей в общине. До прибытия колонизаторов канаки жили гораздо свободнее, чем после захвата Новой Каледонии Наполеоном III.

Захватив территорию, колонизаторы сначала начали разрушать общины, которые были древней основой социальной структуры общества канаков. В этих целях колониальные власти создали резервации, что привело к негативным последствиям для коренного населения Новой Каледонии. Параллельно с этим общины лишились земли, которая была отдана французским переселенцам. Разрушив традиционную общинную структуру, колонизаторы уже во второй половине XIX века установили в Новой Каледонии жестокий режим, который занимался рабством и эксплуатацией ресурсов. Канаки не получали выгоду от полезных ископаемых, найденных на их земле, в частности никеля, который до сих пор добывается там французскими корпорациями.

Именно колониальная экспансия XIX века является коренной причиной и источником нынешнего социального и политического напряжения в Новой Каледонии. 170 лет назад здесь столкнулись две формы социальной организации. С одной стороны было традиционное общество канаков, основанное на принципах самоуправления, взаимного сосуществования и родственной связи, со своим неписаным сводом правил и уникальной системой обмена, с другой - империя Наполеона III с ее колониальной администрацией, основанной на диктатуре, угнетении коренного населения канаков, грабежах природных ресурсов колонии в пользу метрополии.

Такой контраст полностью опровергает ложное мнение о том, что западный колониализм, якобы, принес «цивилизацию» порабощенным народам. Народы, подвергшиеся колонизации, имели свой уникальный образ жизни, приемлемый для них, который бесчеловечно разрушили французские колонизаторы.

К большому сожалению, Новая Каледония - яркий пример трагической истории французской колониальной экспансии и того, как она негативно сказалась на судьбе целых народов.

 

 

Экономика
Новости