Абульфаз БАБАЗАДЕ

Абульфаз БАБАЗАДЕ

Политическое фиаско Макрона

Политика
19 Июль 2024
03:10
565
Политическое фиаско Макрона

Президент Франции лишен стратегических навыков и убедительности

С того самого времени, как к руководству страны пришел Эмманюэль Макрон, общественно-политическая жизнь в Пятой республике и будущее французской государственности оказались под большим вопросом.

25-й президент Франции Эмманюэль Макрон является одним из самых противоречивых политических деятелей современности. Его политическая карьера, стилистика управления и личные убеждения часто вызывают неоднозначные реакции и оценки. А политический портрет порой вызывает лишь тревогу и неопределенность.
Менее трех месяцев назад, 26 апреля 2024 года, Макрон исполнил одну из своих любимых ролей: ведущего европейского государственного деятеля с глобальным видением и большой миссией. В своей речи, произнесенной в Сорбоннском университете в Париже, он предупредил: «Европа смертна, она может умереть. Все зависит только от наших выборов».
И он был прав. Европа действительно находится на стратегическом перепутье, и ситуация выглядит не лучшим образом. Однако он не понимает одного, что Европу смертной сделали такие же самодовольные, бесхребетные политики-популисты, лишенные стратегического инстинкта, как он. 
Его решение провести внеочередные выборы было не только неудачным по времени, но и результатом плохого политического суждения. 

Своим политическим сумасбродством Макрон погрузил Францию в политический хаос, который, вероятно, затянется на неопределенное время. Его решение добавило больше политических проблем к сложному процессу принятия решений в ЕС в то время, как европейцам нужна была сильная Европа. 
С другой стороны, ему повезло, - широко предсказанного триумфа ультраправых на выборах не произошло. В Европе хорошо понимают, что национализм причинил и продолжает причинять огромный вред в Европе и за ее пределами. Европейская интеграция выросла из пепла, оставленного национализмом, как противо­ядие против него. 
Тем не менее результаты недавних выборов во Франции готовы перетасовать властные динамики и альянсы в Европе. Личное влияние Макрона в Европейском совете уже пошло по наклонной, что может поставить под угрозу и его политику поддержки Украины. Государства - члены ЕС уже пожинают плоды текущего пробела во французском лидерстве.
Так, Берлин готов обойти Париж по ключевым стратегическим вопросам - что видно из недавней сделки по танкам между Leonardo и Rheinmetall. Последняя представляет собой вызов застопорившемуся франко-германскому проекту Main Ground Combat System и усилиям Германии и ее союзников заблокировать французские планы по новым совместным займам для финансирования критически важных проектов ЕС, таких как оборона.
Приход Лейбористской партии к власти в Великобритании также приведет к сближению Лондона и Берлина, включая вопросы обороны. Тем временем Венгрия использует свое председательство в ЕС для активного взаимодействия с Россией и Китаем, позиционируя себя как ключевого посредника в конфликте в Украине. Несмотря на эти события, стремление Франции к мощной европейской обороне и безопасности, вероятно, сохранится, особенно с назначением Кайи Каллас новым высоким представителем союза по иностранным делам и политике безопасности, и поддержкой Урсулы фон дер Ляйен для геополитически влиятельной Европы.
Новому избранному Национальному собранию Франции, которое накануне начало свою деятельность, предстоит собрать правящее большинство среди наименее экстремистских фракций, при этом уходящее правительство Габриэля Атталя будет исполнять обязанности до этого момента и, возможно, до открытия Олимпийских игр 26 июля.
После этого перерыва может быть сформировано стабильное правительство, так как умеренная левая сторона и уходящее центристское большинство объединятся для необходимого большинства в 279 мест. В этом случае сильно ослабленный Макрон все еще будет иметь право на свои фактические полномочия в вопросах внешней политики и безопасности. Но он будет ограничен бюджетными вариантами нового правительства. 
В весьма вероятной ситуации, когда такое стабильное правительство не сформируется и политический хаос будет преобладать, полномочия Макрона могут оказаться под все большим давлением. Вот тогда ему будет трудно предпринять любые инициативы и в области внешней политики и безопасности.
Теперь хорошо видны контуры последствий решения Макрона о проведении выборов, так как тем самым он возложил бремя ответственности за будущее страны на французское общество. Кроме того, отсутствие решающего большинства в Национальном собрании увеличивает риск институционального тупика, что имеет последствия для всей Европы.
Недавно восстановленный Веймарский треугольник может снова замолчать, и Макрон может столкнуться с внутренними вызовами по снижению так называемого наступательного нарратива в отношении России. Это может привести к меньшей поддержке Украины и повлиять на архитектуру европейской безопасности. Это создает многогранный вызов для Макрона, которому придется лавировать между внутренним несогласием и внешними угрозами, чтобы поддерживать стабильность Франции и ее роль в более широком европейском контексте.
В этой связи старший научный сотрудник в Carnegie Europe Стефан Лен в интервью местным СМИ заявил: «Да! Смелый эксперимент Макрона по разрушению французской политической сцены с центристским и проевропейским посланием, похоже, подошел к концу 7 июля. Это оставило Францию поляризованной и разделенной, вероятно, сосредоточенной на себе на многие месяцы и лишенной сплоченности и силы для конструктивной роли на европейской арене». По его словам, это улучшило шансы радикальных правых на победу на следующих национальных выборах. «Вопреки мнению многих, это не станет экзистенциальной угрозой для ЕС. Радикально правые партии уже присутствуют в семи правительствах ЕС, и опыт показал, что многие из них смягчают свой экстремальный евроскептицизм, придя к власти. Марин Ле Пен, похоже, движется в том же направлении».
Стефан Лен отметил, что настоящая угроза в другом. «Маловероятно, что следующий этап поликризиса - изменение климата, агрессия России, беспорядки на Ближнем Востоке, возможное возвращение Дональда Трампа, экономический спад в Европе и т.д. - можно будет решить методами временных решений. Напротив, это потребует активизации совместных действий ЕС в ряде областей и нахождения необходимой солидарности и ресурсов для этого. Это не произойдет, если все больше и больше государств-членов будут возвращаться к «национально-первому» мышлению. Эмманюэль Макрон - один из немногих европейских политиков, кто ясно понимает, что необходимо. К сожалению, ему не хватило политических навыков и убедительности, чтобы это реализовать».
Многие французские политические комментаторы, а также президент США Байден и канцлер Германии Шольц выразили облегчение, что «Национальное объединение» (RN) не пришло к власти, учитывая их пророссийские и анти-европейские политические наклонности. Однако, несмотря на третье место, RN и его союзники, включая диссидентов из «Республиканцев», выиграли 143 места, что почти на 75% больше по сравнению с выборами 2022 года, что само по себе является впечатляющим достижением.
Более важно, что собственная политическая драма Франции не скрывает мощную политическую тенденцию: крайние правые делают успехи по всей Европе. Кроме того, 8 июля председатель RN стал лидером новообразованной крайне правой политической группы в Европейском парламенте под названием «Патриоты за Европу», в которую входят члены из Австрии, Бельгии, Чехии, Дании, Греции, Венгрии, Италии, Латвии, Нидерландов, Португалии и Испании.
Эта динамика крайне правых, возглавляемая теперь Джорданом Барделла возможно скоро создаст проблемы для нынешнего президента Европейской комиссии Урсулы фон дер Ляйен, которая все еще должна быть утверждена Европейским парламентом, и будет активно способствовать достижению мирного соглашения между Россией и Украиной на условиях России. 
Текущая ситуация требует не временных решений, а долгосрочных стратегий, которые смогут обеспечить стабильность и безопасность как для Франции, так и для всей Европы. Сможет ли Европа преодолеть свои внутренние противоречия и сохранить единство перед лицом глобальных вызовов - вопрос, ответ на который зависит от мудрости и решимости ее лидеров, и в первую очередь Макрона.
 

 

Экономика
Новости