Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Правительство Армении хочет и в Евросоюз тоже
Соседней стране понравилось получать вооружение в кредит и у России, и у стран НАТО одновременно. Теперь правительство Никола Пашиняна решило попробовать усидеть на двух стульях - в ЕАЭС и Евросоюзе.
Давнишняя история с «народным волеизъявлением» и инициативой непарламентских проевропейских партий Армении о начале процесса вступления этой страны в Евросоюз получила ожидаемое продолжение.
Накануне правительство одобрило проект решения о начале процесса, и теперь слово за парламентом, большинство которого составляет правящий «Гражданский договор». О серьезности намерений сыграть в четыре руки говорит тот факт, что проект представил депутатам лично глава МИД Арарат Мирзоян.
Согласно официальному обоснованию правительства, «одобрение парламента позволит сделать ожидания граждан более реалистичными, а также создать более рабочую среду для дальнейшего обсуждения полноправного членства республики Армения в Европейском Союзе».
Иными словами, «поезд желаний» официального Иревана уже выехал с запасного пути в депо, чтобы освежиться, сменить паровоз на электровоз, пророссийских обходчиков, машинистов и кондукторов на франкоязычную публику, а затем, обогнав Украину с Молдовой, не говоря о «неправильной» Грузии, прибыть на всех парах в Брюссель.
Флаг, как говорится, в руки, но давайте разберемся, как будет выглядеть процесс. На этом треке важным выглядит заявление пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова о том, каким образом устроена оптика Никола Воваевича и его команды. По его мнению, гипотетическое вступление Армении в Евросоюз - ее суверенное право. Но разве можно быть членом двух разных международных организаций одновременно. Официальный спикер Кремля убежден, что членство в ЕАЭС дает «весьма и весьма положительные дивиденды для Армении как государства и народа этой страны». Выгода «измеряется в процентах и повышенных темпах роста», а кроме того, «рабочие механизмы, согласованные в рамках ЕАЭС и интеграционные форматы продолжают работать на благо народов и стран, участвующих в них». Более того, в Москве полагают (во всяком случае, озвучивают прилюдную версию), что «конечно, быть членом двух разных организаций, даже гипотетически рассуждая - невозможно». У того же Дмитрия Пескова нет информации о позиции самого Брюсселя по поводу радостей в Иреване.
Хотя наш опыт, например, позволяет допустить, что именно армянский кейс традиционно объединяет интересы даже таких антагонистов, как Москва и Вашингтон (не путать с гораздо более цветастым калейдоскопом интересов Парижа и Лондона), чему подтверждением служит их совместная «продуктивная» деятельность в рамках Минской группы ОБСЕ, пропитанная флюидами взаимопонимания. Да и украинский конфликт стал не совсем уж активным тектоническим разломом между «закадычными врагами», чтобы привести к разрушительному «землетрясению». Россия посредством Армении вполне себе удачно обходит многомиллиардными сделками торговые и прочие санкции коллективного Запада.
И это несмотря на то, что глава управления по координации санкций Госдепартамента США Джим О’Брайен еще в начале 2023 года предупреждал американский Конгресс, что поставки микрочипов и ключевых электронных компонентов в Россию, которые Запад пытался блокировать санкциями, «благодаря» тому же Иревану уже вернулись на уровень до начала войны в Украине. Тогда любвеобильные к «многострадальной сестричке» заокеанские парламентарии спустили проблему на тормозах, что и вовсе развязало руки правительству Пашиняна.
Еще более детально подошел к одной из главных нерешаемых проблем коллективного Запада главный экономист Института международных финансов (IIF), бывший валютный стратег Goldman Sachs и старший экономист МВФ Робин Брукс в докладе под названием «Как Россия уклоняется от экспортного контроля». «Вторжение Путина в Украину - это большая угроза всему, за что выступает Евросоюз, но есть множество примеров, подобных тому, что экспорт межгосударственного образования в Армению вырос на более 200% с момента начала полномасштабных боевых действий. Эти товары в конечном итоге разогревают топку войны, помогая агрессору. А что делает Брюссель?» - задается риторическим вопросом экономист.
Он также прикрепил график, на котором демонстрируется взрывной рост экспорта в Армению и другие государства - члены ЕАЭС, который практически полностью совпадает с началом войны в Украине. А ведь судя по кейсу встреч в Брюсселе, Евросоюз однозначно позиционирует себя сторонником обороняющейся Украины, и сам регулярно вводит новые политические, финансовые и экономические санкции против РФ.
Но ведь кроме ввоза электроники в Россию существует огромный поток экспорта драгоценных металлов, алмазов и бриллиантов, о чем не раз писали расследователи из самой Армении. И за этими компаниями стоят влиятельные в соседней стране политики и бизнесмены. С 2022 года в Армению ввозят золото на миллиарды долларов, однако драгметалл не остается в стране - объемы его экспорта в ОАЭ также беспрецедентны. При этом в обратном направлении идет поток наличных денег и ценных бумаг, а причина колоссальной выгоды заключается в том, что в Армении законодательно не взимается экспортная пошлина на золото, а потому торговля через частных лиц позволяет обойти санкции.
Запрет на импорт российских драгоценных металлов был введен американцами в июне 2022 года, и чисто технически это эмбарго распространяется только на импорт в саму заокеанскую державу, однако если другая страна покупает «грязный товар», она может продать его где угодно, хоть в Гонконге, хоть в Швейцарии - лишь бы не на бирже.
Кстати, большинство компаний в Армении, занимающихся торговлей золотом, были открыты после начавшейся войны в Украине специально для реэкспорта товаров, находящихся под «жесткими» санкциями коллективного Запада, в другие страны. Эта схема вполне себе рабочая, с учетом того, что в соседней стране тоже имеются чиновники, близкие к властям и облеченные полномочиями. Они напрямую содействуют получению лицензий и беспрепятственному экспорту. Так, владелица второй по масштабу импорта золота в Армении компании Diamond Standard Анаит Читчян подчеркнула в недавней беседе с изданием Hetq, что в 2022-2024 годах «компания действовала исключительно в рамках закона, на основе полученных лицензий, и все прозрачно отражалось в отчетах». Однако она отказалась отвечать на другие вопросы, сославшись на то, что уже не ведет никакой деятельности последние полгода.
И таких примеров «умелого» лавирования между Россией и коллективным Западом великое множество, но среди них доказательств того, как именно Иреван и Брюссель могут стать «братьями навек», нет. Ведь между ними нет ни сухопутной, ни морской границ. Однако обсуждение идеи «скорого вступления в Евросоюз» выгодно и прозападным партиям соседей, и самому Николу Пашиняну, а армянский народ получит очередную «идейную жвачку» - иллюзию, что если «поезд желаний» раскачивается, значит, страна движется на Запад.
То же касается армянского кейса относительно подписания документа о стратегическом партнерстве с Вашингтоном. Хотя во времена администрации Джо Байдена «сестрички» в лице главы Госдепа Энтони Блинкена и целого ряда сенаторов становились в очередь обхаживать Иреван и внимать его «стратегическим» причудам. А министр иностранных дел Армении Арарат Мирзоян, подзабывший, откуда дует ветер, на недавней пресс-конференции взял и заявил, что двустороннее сотрудничество с заокеанской державой уже носит стратегический характер, пояснив, что их диалог по договоренности сторон «должен быть (!) поднят до уровня стратегического партнерства». Безусловно, перед нами пример того, как армянское руководство в очередной раз кормит народ байками. Да, было дело - уходящее руководство Белого дома периодически встречалось с армянскими чиновниками разного уровня, даже была встреча 5 апреля в Брюсселе, но похлопывание по плечу вовсе не означает повышение статуса - вполне возможно, Блинкен хотел стряхнуть перхоть с неуклюже сидящего пиджака Пашиняна.
Сомнениям есть целый ряд объяснений, начиная с того, что Армения хоть и «заморозила» свое участие в ОДКБ, но все же оттуда официально не вышла, а тем более не подняла вопрос о закрытии 102-й военной базы РФ в Гюмри. Наконец, российские пограничники до сих пор охраняют их рубежи на турецком и иранском направлениях. И как в этих условиях соседняя страна может стать стратегическим партнером лидера НАТО? Да никак, равно как и вступить в Евросоюз. Если не ошибаюсь, сначала нужно расчертить идею, затем создать и апробировать рабочий механизм, и уже потом доводить до ума задуманное, в противном случае все будет маниловщиной…
Фидан САЛМАНЛЫ