Лема Мабиди: «Футбол XXI века — явление глобальное»

Спорт
11 Декабрь 2020
11:41
216
Лема Мабиди: «Футбол XXI века — явление глобальное»

О переходе в ряды «Аль-Кува» — самого успешного футбольного коллектива в истории Ирака — сообщил журналистам полузащитник сборной Конго и теперь уже экс-игрок бакинского «Сабайыла» Лема Мабиди.

Африканский спортсмен, приобретенный столичным коллективом 8 месяцев назад у марокканского «Раджа», за несколько дней согласовал с багдадцами условия сотрудничества и подписал контракт, о котором, по признанию самого 27-летнего плеймейкера, «не смел и мечтать».

О том, какое впечатление произвело на него знакомство с новым рабочим местом, о плюсах высшего азербайджанского дивизиона и основных тенденциях современного спорта легионер рассказал СМИ.

 

— Интересно, a как на вас вышли менеджеры из Багдада? 

— Я до сих пор еще не в курсе. Самому интересно, в составе сборной Конго или «Сабайыла» они видели мои выступления.

— Вероятнее всего, и в клубе, и в сборной.

— Честно говоря, мне этот вариант также представляется наиболее правдоподобным. Чем больше игр просмотрит скаут, тем лучше он будет знать своего подопечного. Это старая и четкая аксиома. 

— В случае с Лема Мабиди скауты получают самую разнообразную пищу для размышлений и анализа. Потому что в составе сборной вы работаете в одной манере, а надевая форму «Сабайыла» — в другой.

— Очень тонкое и верное замечание. Что ни говори, африканский и европейский футбол — это разные стили. Первых отличают физическая мощь и любовь к импровизации, вторых — доведенная до автоматизма сыгранность плюс контроль мяча. Кому-то нравится игра Камеруна, Кот-д’Ивуара, Египта или Конго, кто-то приходит в восторг от французов, немцев или испанцев.

Оба стиля хороши и эффективны. Если же кто-то говорит о превосходстве одного из них, не сомневайтесь — перед вами дилетант. 

Потому что во главу угла ставится исполнительское мастерство, а не стиль, в котором работает футболист.

— Придерживаемся мнения и также считаем, что стиль вторичен. Главное — это мастерство и опыт. 

— Если бы все «упиралось» в стиль, Джордж Веа не прижился бы в начале 90-х в «Милане». Попросту оказался бы в роли «белой вороны». Но либериец не потерялся: он и на «Золотой мяч» «наиграл», и лучшим бомбардиром сезона (не помню, уж, какого) в Лиге чемпионов становился.

— Исчерпывающий момент. Добавим, что Джордж Веа, избранный в январе 2018 года президентом Либерии, прекрасно чувствовал себя не только на Апеннинах, но и во французских «ПСЖ», «Монако» и «Марселе», английских «Челси» и «Ман Сити» и ряде сильнейших коллективов США.

— Из года в год в мире происходит смешение стилей. Африканский, европейский, азиатский, латиноамериканский, североамериканский... А как иначе, если в одной связке, 5-6 сезонов бок о бок играли в «Реале» португалец Фигу и бразилец Роналдо, или в наши дни барселонская атака — француз Гризманн и аргентинец Месси. В процессе притирки каждый что-то берет у партнера. Это закономерный процесс, который делает футбол ярче и разнообразнее. 

— Примечательно, что чаще всего человек не замечает перемен в своем футболе.

(смеется) Он замечает это самым последним.

— Расскажите о новом клубе.

— Несколько дней назад я прибыл в Багдад и уже у трапа самолета был встречен клубной делегацией и журналистами. После импровизированной пресс-конференции меня усадили в шикарный черный лимузин и привезли на базу «Аль-Кува», которая, к моему огромному удивлению, отвечает самым высоким стандартам. Не каждый клуб в Европе, между прочим, может позволить себе подобный объект. Да, у «Сабайыла» замечательная база. Как, впрочем, у всех представителей высшего дивизиона и большинства выступающих в первой лиге. Но Азербайджан, наряду с Китаем, США, Россией, Бразилией и Германией, входит в число лидеров и законодателей мод в спорте, ежегодно проводящих десятки чемпионатов мира и Гран-при. О многом говорит и тот факт, что УЕФА доверил вам несколько матчей футбольного Евро-2020, перенесенного на следующее лето. Совсем другая ситуация в Ираке, где пару лет назад гремели взрывы. Поэтому я и был приятно удивлен, оказавшись в Багдаде на территории функционирующей и оснащенной всем необходимым базы. Меня, конечно же, познакомили с тренерским штабом, игроками, массажистами, медперсоналом, водителями и поварами, после чего провели экскурсию по лагерю. Спустя еще полчаса состоялась первая тренировка с «основой». Все было бы замечательно и безупречно, не сообщи багдадцы после ужина, что «дней 5 или 6, не более, придется пожить на базе».

— Почему?

— Они не ожидали, что переговоры продлятся всего пару дней и банально не успели решить квартирный вопрос. Ну, ничего страшного. Это обстоятельство не смущает меня. Сейчас цель №1 — закрепиться и стать полезным новому коллективу. Это — принцип, которым я всегда руководствуюсь и ставлю во главу угла. Меня, кстати, спрашивают о причине, побудившей сменить «Сабайыл» на «Аль-Куву». Отвечаю: исключительно финансовая сторона вопроса. Багдадцы предложили в 5 раз больше, чем я получал в Баку. 

— Очень большая разница. 

— Если бы не гонорар, я не покинул бы клуб, в котором провел 8 месяцев и только начал выигрывать конкуренцию за место в основе. Плюс ко всему чемпионат Азербайджана в разы сильнее иракского. Многих удивляет, что у вас в высшем дивизионе выступают 8 команд. Дескать, маловато. Может быть и так. Но это сильнейшая восьмерка, там каждому по силам завоевать «золото».

Лично я нахожу бессмысленным турнир с 20 или 22 клубами, большинству из которых важно лишь выживание в элитном дивизионе. Будем откровенны и признаем, что именно так и происходит во многих странах. Ваша страна пошла своим путем и в итоге получила первенство, в котором отсутствует деление на «фаворит» и «аутсайдер», а словосочетание «проходная игра» удалено из лексикона. Сегодня класс команд в чемпионате Азербайджана примерно равен, и необходимо во всеоружии подходить к каждой игре, чтобы добиться успеха.

— Сколько официальных игр вы провели в форме «Сабайыла»?

— 8.

— Kакая запомнилась больше всего?

— Самая первая. Я тогда вышел на замену против «Габалы». Именно дебютные полчаса удались мне лучше всего. Нет, 7 остальных игр не были провальными, но КПД с «габалинцами» остался самым высоким. Дело в том, что в Баку я приехал в качестве основного центрального полузащитника «Раджи» и смог произвести впечатление против «Габалы». Не знаю, как бы сложилась карьера в «Сабайыле», не повреди я на разминке пятку. Когда вернулся в строй спустя полмесяца, обнаружил, что моя физическая форма сильно «подсела». Пришлось немало потрудиться, чтобы вновь оказаться на поле. Как бы то ни было, полгода с лишним в Баку доставили мне удовольствие, и этот период своей жизни я запомню навсегда. Я был членом классного и дружного коллектива, пребывание в котором обогатило мой футбол. Смею надеяться, что и мой стиль пришелся по душе одноклубникам. Что касается разговоров о том, что покидать команду в середине чемпионата некрасиво и где-то сродни предательству… Увы, несколько фанатов клуба придерживаются именно такого мнения. Я не принимаю их слова близко к сердцу и, в целом, не воспринимаю на свой счет, так как они далеки от истины. Фанаты во всем мире одинаковы, и среди поклонников любого клуба найдутся люди, крайне болезненно воспринимающие новость о переходе в другую команду. Никто из них не обратил внимания на то, в какой атмосфере прошло наше с «Сабайылом» прощание. Она была искренней, теплой и дружеской. Разве с улыбками на лицах, крепкими рукопожатиями и совместными фотографиями коллектив провожает обманщика?

— Нет, не провожает.

— В таких случаях официальными сухими фразами сообщается о переходе человека в другую команду. Ни совместных фото, ни улыбок, ни рукопожатий. Ни-че-го! И это скажет любой, хоть немного знакомый с традициями и этикетом профессионального спорта. Сравните описанное прощание и имевшее место в моем случае. Думаю, комментарии излишни. Мало кто знает нюансы договора, заключенного между мною и «Сабайылом». На самом деле, я не скрывал, что хочу показать себя в Азербайджане с лучшей стороны, чтобы впоследствии мною заинтересовался какой-нибудь из клубов испанской Ла-лиги, итальянской Серии А или английской Премьер-лиги. 

— Одним словом, были нацелены на один из топ-чемпионатов Европы. 

— Мы живем в XXI столетии, футбол которого отличается от прежнего. Это в ХХ веке переход игрока в другой, тем более иностранный, клуб считался событием. Сегодня иные реалии. Футбол нашего времени — настолько глобальное и повсеместное явление, что выходит за рамки просто спортивной дисциплины. Об этом можно судить по гонорарам ведущих игроков, по их популярности и силе влияния на массы. Лионель Месси, Криштиано Роналдо, Мохаммед Салах, Роберт Левандовски или Серхио Рамос имеют миллионы фанатов и узнаваемы зачастую больше звезд Голливуда. Проверить это легко, достаточно зайти на страницу Роналдо или Неймара на Instagram или  Twitter и узнать, сколько у них подписчиков. 

— Между прочим, размещение одного рекламного ролика или фото в Instagram Криштиано стоит ни много, ни малоровно 200.000 евро.

— Не поймите превратно, я не ставлю себя на одну ступень с гениями футбола. На их примере мне легче донести свою мысль. Но у жизни всегда свой, отличимый от нашего, сценарий. Вместо ведущих первенств Европы она «командировала» меня в совершенно ином направлении — на Ближний Восток.

— Позвольте ремарку: не командировала, а предложилa вариант. Окончательное слово оставалось за вами, согласитесь.

(смеется) Ремарка принимается. Багдад предложил гонорар, который трудно было отклонить. Надеюсь, что смогу оправдать возложенные надежды. Как сложится карьера в «Аль-Куву», не знаю. Только время в состоянии дать ответ на этот вопрос. Зато точно знаю, что еще не раз посещу вашу замечательную страну.

 

Новости