Басти Паша

Басти Паша

Картина-разоблачение  

Культура
07 Март 2024
08:44
3308
Картина-разоблачение  

В Центре современного изобразительного искусства представлено полотно «Ходжалы»

В Центре современного изобразительного искусства по инициативе председателя Союза художников Азербайджана Фархада Халилова состоялась встреча художников, на которой было представлено полотно Эмина Гахраманова «Ходжалы».

Тема «Ходжалы» отзывается болью в сердце каждого азербайджанца, ведь ни один адекватный человек не может остаться равнодушным к трагедии, которая произошла в ночь с 25 на 26 февраля 1992 года в маленьком мирном городке в Карабахе. И только сильные мира сего, мировая общественность все еще абстрагируются от ходжалинской резни, не хотят дать ей справедливую оценку.

На мероприятие были приглашены именитые и талантливые мастера кисти Азербайджана. Они бурно обсуждали работу живописца Эмина Гахраманова. Своим мнением поделились народные художники Азербайджана Агали Ибрагимов, Ариф Гусейнов, Гусейн Агвердиев, Салхаб Мамедов, художник Интигам Агаев, искусствовед Залимхан Алиев и др. Многие из них сами прошли через жерло войны. Они вспоминали дни боев, гибель друзей, концентрировали внимание на страдании и стойкости азербайджанского народа, боль и героизм которого потрясают сердца.

«Сама встреча определила, что надо делать, - заметил в беседе с нами Фархад Халилов. – Участникам мероприятия представлено масштабное полотно Эмина Гахраманова, над которым, как он сообщил, еще будет работать… Поэтому простая встреча превратилась в обсуждение полотна Эмина. Художники, конечно, высказывали свои пожелания, над чем надо бы еще поработать. И это, полагаю, очень важно для самого автора. Тема «Ходжалы» - сложная, она под силу только высокоталантливым мастерам. Мы не должны молчать, потому что мир не хочет признавать очевидное, то, что произошло, мир не желает черное назвать черным… У нас имеется 30-40 работ, которые можно и нужно представлять широкой публике не только у нас в Азербайджане, но и в странах Европы и Америки. Эти работы объединены под общим названием Soyqırım («Геноцид»). Но тему «Ходжалы» мы выделили из общей тематики».

Автор картины Эмин Гахраманов в своем выступлении отметил, что полотно «Ходжалы» еще не завершено: «Однако приступая к этой работе, я уже знал, что хочу изобразить не саму агрессию. Моя картина - призыв к миру, попытка оставить агрессию, не губить человеческие жизни, которые пришли на эту землю по воле Творца».

И он прав. Через зрительское восприятие живопись доступна широкой аудитории и способна тронуть сердца людей без лишних слов и эмоциональной ораторской речи.

-  Вы сказали, что работа не закончена, потому презентация картины и эта выставка превратились в ее обсуждение, - спрашиваю у Эмина Гахраманова.

- Идея проведения выставки включает в себя и обсуждение. Сначала мы хотели провести просто выставку и пригласили председателя Союза художников Азербайджана Фархада Халилова. Но когда он увидел полотно, предложил пригласить именитых художников, что и вылилось в обсуждение.

- Сколько времени вы работали над этим масштабным произведением?

- Картина занимает полотно размером 2х4 метра, я писал ее на протяжении нескольких лет. Много раз переделывал ее, сам рисунок менялся 3-4 раза. Но для того, чтобы работу довести до логического завершения, требуется определенное время, особенно для больших работ, иногда на это уходят годы.

- Несмотря на то, что картина не закончена, она уже передает определенное состояние. Я внимательно наблюдала за аудиторией, ваша работа никого не оставила равнодушным.

- Есть определенная энергия, которую художник вкладывает в картину. Можно сделать любую работу, но если ты ее не прочувствуешь и не вложишь в нее свою энергию, она не трогает душу. Я думаю, что из-за этой внутренней энергии Фархад муаллим настоял на встрече-выставке профессионалов. «Делаем выставку, показываем художникам… законченная, незаконченная, это не имеет значения. Показываем и всем художникам нужно сказать, что надо делать такие вещи», - сказал он.

Это послужило как бы триггером, что ли. Я писал картину для себя… Я считал, что это мой долг Родине. Не надо забывать нашу историю, ее нужно показывать. Я с уважением выслушал мнения художников, они были самые разные. Кто-то предложил внести символику, кто-то - нечто другое. Эта тема глубокая, широкая. Каждый видит ее по-своему. Такими полотнами можно донести правду и боль до людей.

Рождение этой картины было предопределено временем. Потрясение, которое испытал художник в юношеские годы, росло вместе с ним и выплеснулось в полотно «Ходжалы».

- Правильно было сказано, что когда у армян происходит малозначительное событие, они его раздувают до невероятных размеров. И раскручивают, и постоянно показывают, и пиарят, они даже свои зверства, снятые покойным Чингизом Мустафаевым, выдают за деяния азербайджанцев. Поэтому, думаю, моя картина - это маленький шаг в деле разоблачения армянского фашизма.

 - Вы разделили картину на три части. Что вы хотели этим передать?

 - Это технический момент, когда художник пытается как бы соединить три картины в одном. Сгруппировав людей в три разные группы, я разделил работу на три части. Потому когда смотришь на полотно, кажется перед тобой сразу три картины. Три в одном целом, их объединяет одно событие, одна трагедия, и каждая часть - это как бы отдельная повесть, отдельное изложение.

- Что вы хотели передать, в частности, самым темным изображением в правом нижнем углу полотна?

- Я изобразил старую женщину, которая замерзла в пути, в руках у нее Коран, она его как бы обнимает… Она бежала от вооруженных армян, которые напали на беззащитных, слабых, невооруженных людей, и ищет спасения в холодных безлюдных горах. Эта часть картины еще не завершена, над ней предстоит еще много работать. Картина не призывает к возмездию, отнюдь, просто я хотел показать, что бесчеловечно поступать так людьми, эта трагедия не должна повториться.

- Вы будете участвовать в выставке в следующем году?

- К 26 февраля Фархад муаллим предложил провести вернисаж, посвященный геноциду в Ходжалы. Постараюсь завершить свою работу и показать ее на выставке.

- На выставке вы представили незаконченную работу на суд стольким знаменитым лицам. Скажу вам, вы - смелый человек.

- Здесь нет ничего из ряда вон выходящего. Мы работаем, показываем свою работу сначала друзьям и коллегам. Так должно быть. И я могу высказать свое мнение по поводу работ моих коллег по цеху. Не просто что-то сказать ради красного словца, а действительно если что-то увижу. Это полезно для развития и становления художника.

Решение Фархад муаллима, что незаконченное полотно надо выставить, стало для меня сюрпризом. Это он сказал, что картина - месседж всем, что надо писать картины на эту тему. Некоторые считают важным присутствие на полотне атрибутики, у меня же другое мнение на этот счет - в картине важно присутствие энергии художника.

Он вложил свою энергию в полотно, вдохнув в него жизнь. Он изобразил мертвых, но они как живые, когда смотришь на них, щемит душа. Импульсы художника передаются через его картину.

По завершении просмотра экспозиции, мы поинтересовались мнениями ряда именитых художников о полотне «Ходжалы» Эмина Гахраманова.

«Очень хорошо, что Эмина волнует эта тема и он над ней работает, - сказал в беседе с нами Гусейн Агвердиев. - Я надеюсь, что по завершении работы его картина произведет яркое впечатление. Тема «Ходжалы» для Азербайджана очень важна, она важна для каждого из нас. Хочу пожелать Эмину удачи и успехов в дальнейшей работе».

«Даже в незавершенном варианте работа просто великолепная, - подчеркнул Сергей Агриков. - Я потрясен, картина - одна сплошная боль. Она мне напоминает «Гернику» Пикассо. Хотя технические решения - разные. К Пикассо однажды пришли немецкие офицеры и один из них спросил: «Это вы сделали?» - «Нет - ответил художник, - это сделали вы». Вот и нам надо дашнакским отродьям продемонстрировать их деяния».

«Есть такой художник Мунк, - рассказывает Ниджат Гахраманов, менеджер по продаже работ, брат Эмина. – Так вот я смотрел документальный фильм о его работе. «Крик» называется. Там час шла беседа только об одной картине. Сегодняшняя встреча, которая продлилась полтора часа, мне напомнила то обсуждение. Я думаю, надо привлечь к таким беседам и искусствоведов, которые описывают и оценивают работы. Ведь, порой мы требуем от художника очень многого. Не все зрители могут понять картину, в этом случае им на помощь приходят искусствоведы. За эти годы мы организовали выставки более 100 художников. Здесь, в центре, я работаю уже 7-8 лет и впервые выставляю картину Эмина. Считаю, что он истинный патриот своей Родины и взялся за тяжелую тему».

Кстати, у Ниджата была встреча с Президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, которому очень понравилась картина. «Мне было тогда 23-24 года, - вспоминает Ниджат. - Президент спросил: «Это работа твоего брата?». «Да», - ответил я. – «Он Ван Гог, а ты Тео», - пошутил Ильхам Алиев.

Я горжусь, что у меня есть такой талантливый брат, который любит свою Родину, любит свою страну и народ. Сегодня выставку посетили видные мастера кисти. Эмин выступал перед ними. Они его поддержали. Когда у нас шла 44-дневная Отечественная война, мы объединились вокруг нашего Президента и Верховного Главнокомандующего Ильхама Алиева и победили. Наша борьба за новый Азербайджан, за торжество справедливости для Ходжалы продолжится до тех пор, пока нас не услышит мир».

 

 

Экономика
Новости