Право на счастье каждой Женщины

Культура
19 Июль 2024
04:21
1679
Право на счастье каждой Женщины

Премьера Иреванского драматического театра на основе теории нечеткой логики Лютфи Заде

Закрытие 142-го сезона Иреванского государственного азербайджанского драматического театра ознаменовалось премьерой одноактного мистико-психологического, гротескного спектакля «Силуэт» по пьесе «Женщина» поэта-драматурга Имира Мамедли.

Постановка осуществлена на сцене Театра юного зрителя заслуженным деятелем культуры, режиссером Ифтихаром Пириевым, превратившим спектакль в вымысел, использовав теорию нечеткой логики ученого с мировым именем, нашего выдающегося соотечественника Лютфи Заде.

Творческая группа - ассистент режиссера Имамали Имамалиев, заведующей литературной частью театра Нармина Агаева, актеры Хадиджа Мамедова, Гюней Алиева, Пярвин Дадашева, Амрулла Нуруллаев, исполнительный художник Айгюн Махмудова и заведующий музыкальной частью театра Чингиз Халилов сделали все возможное, чтобы спектакль завоевал признание зрителей.

Афиша и пригласительные билеты с изображением женского силуэта выдержаны в трех цветах: черном, красном и белом. В этих же тонах зрители увидели минималистическую декорацию сцены, в центре которой находился треугольник, символизирующий место происходящих событий - дом. По ходу представления из него выходили героини, мелькали мужские и женские силуэты, периодически покидавшие жилище, в котором то включался, то гасился свет.

Очень интересной находкой режиссера стало совершенно неординарное начало спектакля. Зрители, поглядывавшие на часы в ожидании начала премьеры, вдруг стали свидетелями шумной, визгливой перебранки трех девиц. Многие предположили, что это была стычка из-за места в зале, но, когда девушки, продолжая спор, буквально взлетели на сцену, зал взорвался оглушительными аплодисментами. Последовал прекрасный танец трех граций (две в черном, одна в ярко-красном одеянии), продолживший спектакль. Героини держали в руках платки с символами «инь» и «янь», как известно, являющихся фундаментальными понятиями в китайской философии, символизирующих противоположные и взаимосвязанные силы во Вселенной. Символ «инь-янь» уже сам по себе предвещал конфликт героев, связанных общими узами.

Пьеса повествует о пике ревности, которую главная героиня испытывает к мужу. Женщина уверена в измене супруга, но доказать этого не может и считает, что, будучи правой, оказалась в безвыходной ситуации. Подобные мысли наносят ей сильную психологическую травму и создают раздвоение личности. Она представляет себя на месте женщины, с кем изменяет ей муж, и, воссоздавая в своем уме образ соперницы, одновременно проживает ее жизнь. Она глубоко потрясена, испытывает массу эмоций: мучается, страдает, переживает, сокрушается, горюет, борется с внутренними противоречиями. Зрителям знакомы эти жизненные обстоятельства, им понятны события, произошедшие в судьбе героини, ведь аналогичные события могут произойти с каждой женщиной.

Героиня, представляя законную супругу и любовницу, тем самым обобщает судьбу обеих женщин. Она как бы призывает каждую женщину быть готовой к похожим событиям, но при этом стараться не винить ни себя, ни противоположную сторону, потому что созданный ею образ объясняется просто: это - жизнь, в которой случается все.

Интересно, что Хадиджа Мамедова, создавшая обобщенный образ Женщины (представляющей себя то женой, то любовницей) и Гюней Алиева в образе Силуэта, являющаяся плодом фантазий главной героини, одеты в черное. Рядом с ними все время вертится девушка, одетая в ярко-красный наряд. Если две предыдущие героини подразумевают хотя бы относительно конкретных женщин, то третья героиня создает не реально существующий образ, а нечто, воплощающее отрицательные черты человеческого характера: пагубную страсть, похотливость, распущенность. Молодая актриса Парвин Дадашева, прекрасно справившаяся с этой ролью, наглядно демонстрирует, как эти чувства уживаются в человеке, и что происходит, когда они выходят из-под контроля, то есть налицо обычная жизненная ситуация.

Однако режиссер, использующий в спектакле «Теорию нечеткой логики», предлагает взглянуть на события с его точки зрения: он подтверждает, что все происходящее на сцене - это жизнь, и в ней все неопределенно, границы происходящих событий нечеткие и размытые.

Дело в том, что в реальном мире мы сталкиваемся с различными ситуациями, когда имеем неуточненную или субъективную информацию. В этом случае поиск решения проблемы с помощью традиционных методов, основанных на четкой логике, может оказаться неэффективным. Режиссер впервые в театроведении использует «Теорию нечеткой логики» Лютфи Заде, которая предлагает альтернативный подход к моделированию неопределенности и принятию решений в условиях нечеткой информации. То есть выход из конфликта жены и мужа, у которого есть любовница, имеет множество вариантов и может быть решен, как угодно.

Разнообразие жанров, принцип многоплановости игры, сочетание всевозможных театральных элементов в одном спектакле, выразительная и красноречивая мимика, точные жесты, зрительный контакт с залом, элементы языка тела, вытекающие из текста, но не адекватные ему, взаимно обогащаясь и разумно соединяясь с текстом, создавали синергетическую адаптацию теории нечеткой логики к театральному искусству.

Спектакль «Силуэт» - очень живая, интересная, заставляющая размышлять постановка. Вместе с тем, это совершенно новый по своему эмоциональному воздействию, не похожий ни на какие другие, спектакль. В нем правильно расставлены акценты, начиная с видения пьесы режиссером, отбора событий, поступков, обострения конфликтов, в результате чего получилась трогательная история с элементами грустного юмора, потому что спектакль - это история про любого человека, сидящего в зале, это серьезное повествование о важных, подчас решающих моментах жизни человека. Спектакль до конца держит зрителей в напряжении. Каждая из замечательных, талантливых молодых актрис Хадиджа Мамедова и Гюней Алиева как могут защищают своих героинь. Слушая их реплики и монологи, зрители проникаются их проблемами в обществе и в жизни. Как законная жена, так и любовница - обе хотят и имеют право быть счастливыми!

Что касается Мужчины в исполнении актера Амрулла Нуруллаева, то ему удалось важную, поскольку спор идет из-за него, тем не менее, фоновую эпизодическую роль превратить в интересный, прекрасно исполненный и полноценный образ, сорвавший в итоге шквал аплодисментов зрителей на поклоне.

Несмотря на определенные неудобства, связанные с временным отсутствием своего помещения, Иреванский драматический театр под руководством Ифтихара одержим творческими задачами и будущими планами, и ставит спектакли с острой психологической нагрузкой. Ведь задача театра состоит не только в том, чтобы привлечь и развлечь зрителя, но и предоставить ему возможность поразмыслить, задуматься о главном - о сути своего существования, взаимоотношениях с самим собой, с обществом и с миром. Думается, со всем этим прекрасно справились режиссер, актеры и вся творческая команда.

Нельзя обойти вниманием прекрасный подбор мелодий заведующим музыкальной частью театра Чингизом Халиловым, представившем народную песню Bəri bax, мелодии М.Леграна из кинофильма «Шербурские зонтики», Руди Видофта «Смеющийся саксофонист», а также изумительно красивую песню Ağlama, canım, музыка и слова которой принадлежат режиссеру спектакля. Тонко подобранная музыка еще более обогатила сценическое действо, придав ему более выраженную психологическую глубину.

В зале царила теплая, дружелюбная обстановка, зрители, пришедшие по пригласительным билетам, представляли несколько коллективов разных структур. Здесь были сотрудники НАНА, Министерства культуры, педагоги Университета культуры и искусств, члены Бинагадинского отделения партии «Ени Азербайджан», представители общины Западного Азербайджана и другие.

После окончания спектакля мы побеседовали с некоторыми членами творческой группы.

- Имир Мамедли написал моноспектакль «Женщина» с всего лишь одной героиней и представил его театру, - рассказывает режиссер театра Ифтихар Пириев. - Мы добавили в спектакль еще трех персонажей. В спектакле «Силуэт» есть разделение мысли на параллели и поиски решения того, куда мы пойдем, если начнем свой путь от какой-то конкретной параллели. В этом и суть нечеткой логики. В воплощении женского образа героини произведения мы видим красочную картину судьбоносных событий всех представительниц прекрасного пола. Здесь показана внутренняя борьба Силуэта и Страсти с чувствами, оживающими в мыслях Женщины. Образ Женщины говорит: «Это жизнь», мы говорим: «Жизнь не имеет четких границ».

- Спектакль отличается жанровым многообразием, наличием множества театральных элементов, которые допускают режиссерские дополнения при постановке действий, соответствующих тексту, - уточняет заведующая литературной частью театра Нармина Агаева. - Сценография, актерский перформанс, зрительный контакт создают синергетическую гармонию теории нечеткой логики с театральным искусством. В постановку и текст пьесы, в конфликт, рождающийся на сцене, сделаны существенные дополнения. Режиссер, трактующий пьесу как лирико-психологическое, мистическое действо, представляет совершенно новый продукт и новую концепцию театральной системы. Это первая в азербайджанском театре постановка с применением системы нечеткой логики.

Среди гостей театра мы видим народную артистку Азербайджана Джаннет Салимову, двоюродную сестру Лютфи Заде. Свое мнение опытный режиссер выразила лаконично и просто: «Думаю, теория Лютфи Заде не только открытие в математике, но и в логике, потому что все научные достижения связаны с логикой и познанием. Своим открытием Лютфи доказал, что в мире нет четких измерений, что мир, в котором мы живем, нечеткий по своему происхождению. Что касается Ифтихара Пириева, то он - режиссер-новатор, и спектакль мне понравился».

И с этим трудно не согласиться!

Аделя ИМАНОВА