Басти Паша

Басти Паша

Исповедь ходжалинки

Общество
24 Февраль 2024
05:22
2283
Исповедь ходжалинки

Назакят Исмаилова: Мы восстановили достоинство азербайджанского народа!

В ночь с 25 на 26 февраля 1992 года вооруженные силы Армении при поддержке незаконных вооруженных банд и формирований и непосредственном участии 366-го мотострелкового пехотного полка советской армии захватили азербайджанский город Ходжалы. Учинив один из самых кровавых геноцидов в истории человечества, они убили 613 мирных жителей, включая 106 женщин, 63 ребенка и 70 стариков. 

Ныне весь мир знает о массовых убийствах, зверствах, геноциде против мирных жителей, учиненных на азербайджанских землях в различные периоды истории армянскими террористическими организациями. Азербайджан более 30 лет терпеливо ждал признания совершенного в Ходжалы и Карабахе геноцидом освобождения 20% территории Азербайджана. Но позиция мировых политиков оставляла желать лучшего… 
Все изменилось в 2020 году, когда под руководством Президента, Верховного Главнокомандующего Ильхама Алиева доблестная Азербайджанская армия в результате 44-дневной Отечественной войны и мероприятий локального характера в сентябре 2023 года полностью восстановила нашу территориальную целостность и суверенитет. Государственный триколор был поднят в Ханкенди, Агдере, Ходжавенде, Ходжалы, Аскеране, на Сарсангском водохранилище... на всех освобожденных землях.

Мы добились того, чего хотели, претворили в жизнь мечты азербайджанского народа, которыми он жил на протяжении десятилетий! Мы восстановили достоинство азербайджанского народа!
Вот как вспоминает этот день жительница Ходжалы Назакят Исмаилова
- Когда я услышала весть о Победе, что над Ходжалы и Ханкенди реет наш флаг, мои глаза наполнились слезами. Дорогой ценой нам дались победа и свобода. То, что чувствую сейчас, сложно передать словами. Но то, что кровь погибших отомщена, радует меня очень сильно. Мы так долго этого ждали. 
В том страшном 1992 году погибли и мои родные, защищая Родину, нашу свободу и независимость. Сестра, Зохра Гулиева - медсестра, была награждена медалью «За отвагу» - в 90-х годах сражалась в отряде Алифа Гаджиева, Национального героя Азербайджана. Мой брат Закир Гулиев попал в плен и был убит армянами. 
Когда в сентябре 2023 года был освобожден Ходжалы, я почувствовала, что и Зохра, и другие погибшие родственники, все шехиды радовались вместе со мной и гордились тем, что их кровь отомщена.
- Светлая память нашим шехидам… 
- В то время мне было 18 лет. Не было и года, как я вышла замуж. Зохра ушла на фронт добровольцем. Она отличалась своей смелостью и решительностью. Ходжалинцы ее называли «киши гейрятли». Она была и дружелюбна, и отважна, не могла смириться с несправедливостью, не давала в обиду никого…
Помню, как в октябре 90-го мой младший брат Имран заболел, а в больницу Агдама можно было попасть только через Аскеран, но та дорога была очень опасной - когда проезжали машины с азербайджанцами, армяне камнями закидывали их и обстреливали. Возвращаясь домой, мои родственники попали в ожесточенную перестрелку. Ильгар, водитель автобуса, был ранен в голову. Зохра перевязала Ильгара. Армянские боевики приблизились к автобусу, потому что хотели взять людей в плен. Сестра села за руль, ей удалось уйти от преследования и спасти жизнь односельчан. После этого случая Алиф Гаджиев предложил Зохре вступить в отряд добровольцев, обороняющих Ходжалы. Родители были против…
- Но Зохра поступила иначе… 
- Да, во время вторжения в Ходжалы Зохра с автоматом в руках спасала людей, выносила из-под обстрела раненых, оказывала им помощь. Алиф, смертельно раненный, до последнего руководил отрядом добровольцев, обороняющих Ходжалы. Многие ходжалинцы смогли выжить благодаря героизму бойцов этого отряда. В тот трагический день Зохра, отстреливаясь, прикрывала спасающихся людей и погибла на подступах к Агдаму. Ее тело было обнаружено через четыре дня, похоронили ее в Агдаме в Аллее шехидов.
Тяжелые воспоминания не дают ей говорить… 
- Мой супруг Видади Исмаилов попал в окружение в селе Нахчиваник и был расстрелян. Однажды ко мне подошел незнакомый парень и сказал, что видел моего брата Закира в плену. Его расстреляли в упор. Он рассказал, что через три дня всех расстрелянных и убитых погрузили на грузовики и отвезли на край села Галадереси, там за поворотом села находились шахты… Тела всех убитых азербайджанцев сбросили в эти шахты. Туда же живьем сбрасывали обессиленных и раненных, другим пленным приказывали забрасывать их землей. Я запомнила этот ориентир и все эти годы жила одним желанием - поехать и разыскать это место массового погребения, чтобы поклониться общей могиле моих родных и сельчан. 
- Там, в Ходжалы, находился филиал Шекинской шелковой ткацкой фабрики, - продолжает Назакят ханым. - Мы, две сестры, раньше работали там. Тогда еще нам не была выделена квартира. Потом в Ходжалы построили двухэтажные здания. И в одном из них в мае 1991 года нам выделили квартиру. Знаете, в Ходжалы шло активное жилищное строительство. С одной стороны, армяне притесняли нас, с другой - за наш счет создавали уплотненную зону проживания азербайджанцев и требовали от местных властей создания условий для этой категории населения и все для того, как потом стало ясно, чтобы изгнать азербайджанцев и завладеть всеми постройками, предприятиями с оборудованием. 
Время шло, Ходжалы разрастался… На аэропортовской дороге было поселение месхетинских турок. Они как-то вдруг враз исчезли, и никто не знает, как и куда они исчезли, что с ними стало. Мы находились в осаде и слухи до нас уже почти не доходили. Вокруг были только боевики-армяне. По всей вероятности, село с месхетинскими турками было безжалостно истреблено…
Мы голодные, без электричества, в осаде держали оборону Ходжалы. Под Ханкенди в соседних селах жили мои родственники. В каждом селе при каждом обстреле погибали по 30-40 человек, армяне оставшихся в живых брали в плен. А к нам в Ходжалы армяне боялись соваться. Об этом нигде не говорилось, потому что Азербайджан находился в те годы в информационной блокаде. Но благодаря героическому подвигу населения и оборонявших нас отрядов добровольцев мы могли еще какое­-то время продержаться. 
В селе был уважаемый человек Закяра дайы, он и еще несколько аксакалов собрались и пошли к Алифу Гаджиеву, который отвечал за без­опасность аэропорта: «Помоги, чтобы вертолеты порожняком не улетали, хотя бы женщин и детей спасите». «Закяра дайы, не беспокойся, пока я здесь, вас никто не тронет, - ответил Алиф. - Пока я жив - Ходжалы будет жить». 
И он стоял до конца, разделив трагическую участь ходжалинцев.
- Вы в ту ночь были в Ходжалы?
- Нет, я уже была в Агдаме, куда прилетела 25 февраля на последнем вертолете. Потом от мамы и родных узнала все подробности. В Ходжалы большинство родственников погибли. Последствия той ночи я видела в Агдаме - сожженные, изуродованные со следами надругательств трупы, которые нескончаемым потоком доставляли из пригородов Ходжалы в Агдам...
Когда в ноябре 2020-го и в сентябре 2023 года армяне покидали Карабах, они увозили с собой наше имущество - ходжалинцев, ханкендинцев, агдамцев, шушинцев и других карабахцев. 
Мне, ходжалинке, в этой бесчеловечной резне потерявшей близких, право слово, обидно. Вспомните, как мы покидали родные края - армяне в ночь с 25 на 26 февраля 1992 года большую часть населения Ходжалы загнали в засаду, которую потом по прошествии времени стали называть «коридором спасения», но ни один ходжалинец не выжил… А за теми, кто в эту морозную ночь бросился в реку вплавь спасаться, кто искал спасения в горах, им вдогонку были посланы отряды боевиков, которые каких только зверств не учинили над настигнутыми в горах и лесах азербайджанцами… 
- Мне больно и обидно, что у моих земляков нет могил на родной земле, а они, наши палачи, забирали с собой все вплоть до унитазов, а землю минировали, дома поджигали, чтобы нам ничто не досталось, - с болью вспоминает Назакят ханым. - Вот делай добро таким. Я убеждена, если армянам, не дай Бог, представится еще одна такая возможность, они будут еще беспощаднее. Им не должно быть пощады. Если бы им не предоставили бы столько времени для переезда, то и минировать территорию у них не было бы времени, и поджигать дома тоже, но… 
Но, с другой стороны, мир так и не узнал бы о сущности армян. Наш Президент - великий стратег, он вывел армян на чистую воду. Я горжусь своим Президентом Ильхамом Алиевыми!
- После освобождения Карабаха вы были на родине?
- 2 сентября 2023 года я была в Шуше. Там с одной из возвышенностей видно и наше село Алхан… Родные места словно звали меня в свои объятия. 
В середине сентября прошлого года мой родной Ханкенди, Ходжалы были освобождены. Наше знамя теперь гордо реет на всей территории Карабаха. Руководство страны во главе с господином Президентом планомерно работает над восстановлением освобожденных территорий: они очищаются от мин, возрождаются города, села, население возвращается в родные очаги… Молодое поколение, освободившее землю предков, возвращается в родные края с одной целью - возродить землю и стать хозяином на своей земле. Пришло время созидания!

Экономика
Новости