Тамила ХАЛИЛОВА

Тамила ХАЛИЛОВА

В зоне комфорта

Общество
07 Июнь 2024
12:04
725
В зоне комфорта

Нулевая инфляция вредна для экономики 

Известно, что высокие темпы инфляции приводят к потере покупательной способности населения, обесцениванию доходов и сбережений, в чем мы успели убедиться на волне предыдущего сильного ценового роста. Однако полное отсутствие ценовой динамики чревато торможением экономики. 

Высокая инфляция на местном потребительском рынке все это время запускалась чрезмерной динамикой глобального подорожания. С начала пандемии коронавируса зарубежные рынки погрузились в известные проблемы, связанные с приостановкой производств и затрудненной логистикой, а война на востоке Европы вовсе разогнала мировые цены, запустив высокие темпы подорожания на международных сырьевых рынках, привела к серьезному повышению себестоимости в мировых производственных центрах. По данным Международного валютного фонда, глобальная инфляция ускорилась с 2,9% по итогам 2020 года до 6,3% - в 2021 и 8,9% - 2022 годах. 
На этом фоне отечественный потребительский рынок в нынешнем году несколько отдохнул от ценового цунами, привносимого в нашу страну вместе с импортом. Судя по данным Государственного комитета статистики, динамика потребительских цен в стране повторяет глобальные тенденции. Так что потребительская корзина растет у нас уже не так сильно, а в апреле цены и вовсе пошли на спад. По словам министра финансов Самира Шарифова, в прошлом месяце на местном потребительском рынке зафиксирована нулевая инфляция, что само по себе не внушает особого оптимизма. 
Ведь нулевая или отрицательная инфляция сильно тормозит развитие экономики. Население покупает меньше товаров и уже не стремится держать свои кровные на банковских депозитах при околонулевой ставке. Поэтому падает спрос, компании начинают меньше производить, а экономический рост, соответственно, замедляется. 
Есть и другой момент. При низкой инфляции цены на товары практически не растут, но при этом кредиты остаются дорогими. Из-за этого люди покупают меньше дорогих товаров, например, техники, машин или недвижимости. Поэтому бизнес не рад такой перспективе, ведь из-за низкого спроса у компаний падает прибыль, денег становится меньше и предпринимателям сложнее закрывать кредиты. Иными словами, возникает замкнутый круг, поскольку люди по итогам такого удешевления теряют работу, из-за безработицы не могут позволить себе покупки, а это приводит к дальнейшему снижению спроса.
Минфин утверждает, что для местной экономики комфортное значение и находится в области однозначной инфляции на уровне 4-5%. Тогда люди покупают товары, инвестируют, производство растет, экономика развивается. В то же время не лучшим является показатель инфляции на уровне 16-17%, сообщил глава ведомства в ходе обсуждения законопроекта «Об исполнении государственного бюджета на 2023 год», отметив целесообразность добиваться удержания темпов прироста цен в периметре однозначных значений. 
Тем временем ежемесячные сводки статистики говорят, что инфляция благодаря усилиям властей и заграничному ценовому затишью продолжает снижаться и на нашем потребительском рынке. В этом году темпы подорожания замедляются еще более заметно. Ответственный за поведение цен Центробанк считает, что после продолжительного забега инфляцию удалось загнать в целевой коридор. В ЦБА уверены: в этом и следующем году динамика повышения не выйдет за пределы целевого диапазона (4±2%). Однако это условие будет соблюдаться с оговоркой: если не изменятся поддержавшие стабилизацию цен нынешние условия. 
Ведь риски повышения тоже присутствуют. В их числе, по убеждению главного банка страны, геополитическая напряженность и препятствия на важных международных торговых путях. Цены в Азербайджане могут подстегнуть и перемена погоды, и нестабильность сырьевых котировок в мире. Конечно же, не стоит сбрасывать со счетов инфляцию у торговых партнеров, ведь оттуда в нашу республику завозится масса первостепенной продукции. Впрочем, как говорят в Центробанке, существенных изменений в балансе рисков пока не наблюдается, а значит, повода для беспокойства нет.  В Госкомстате сообщили, что за три месяца - с января по апрель годовые темпы подорожания не дотянули до 1%. Причем цены растут преимущественно на непродовольственную продукцию и услуги, а на продукты они снижаются уже на протяжении двух месяцев.
В апреле, например, по официальным подсчетам, отечественный рынок даже накрыла дефляция. По мнению депутата и экономиста Вугара Байрамова, сейчас мы наблюдаем ниспадающий инфляционный фон: «Эффективное инфляционное таргетирование и невысокая динамика роста цен чрезвычайно важные в социально-экономическом контексте факторы оптимизации на потребительском рынке, - поясняет собеседник. - Кроме прочего, текущая оптимизация ценового роста справедливо считается ключевым позитивным элементом влияния на реальные доходы наших граждан в плане экономии семейных бюджетов и оптимизации расходов населения. Разумеется, стабилизационные тренды в сегменте продовольствия должны опираться на фактор растущего внутреннего производства, поэтому в этом направлении важно придерживаться государственной политики, направленной на стимулирование частных инвестиций и, как следствие, развитие ненефтяного сектора, особенно в сегменте наиболее потребляемых продуктов питания».
Эксперт напомнил, что годовые цели по инфляции заявлены в республике на уровне 4% ценового роста: «Полагаю, текущие тенденции позволят нашей стране удерживать инфляцию на прогнозируемом уровне, - говорит он. - Однако следует помнить, что с наступлением лета обычно приходит и некоторый спад темпов прироста цен, учитывая понижение расценок на сезонную сельхозпродукцию, тогда как осенью динамика повышения традиционно повышается во многом за счет удорожания в сегменте импорта, а также искусственного повышения цен. Поэтому уже сейчас нужно задуматься о путях оптимизации инфляции в перспективе наступающей осени, усиливая противостояние нерыночным факторам повышения».

Экономика
Новости