Роман ТЕМНИКОВ

Роман ТЕМНИКОВ

От слов к делу

Политика
13 Декабрь 2023
09:01
826
От слов к делу

Создание секретариата в Баку свидетельствует о том, что прикаспийские государства переходят к реальным шагам в вопросе защиты экологии региона

Сегодня на Каспии существуют различные форматы взаимодействия, такие как саммиты глав государств, Каспийский экономический форум, встречи глав МИД, рабочая группа высокого уровня, а также механизмы в рамках пятисторонних отраслевых документов, позволяющие в достаточной степени осуществлять каспийское сотрудничество. 

Недавно в Москве прошла встреча в рамках одного из таких форматов взаимодействия - министров иностранных дел прикаспийских государств: Азербайджана, Ирана, Казахстана, России и Туркменистана под председательством главы МИД РФ Сергея Лаврова. 
Следует отметить, что Азербайджан активно участвовал в формировании правового урегулирования деятельности государств на Каспии, и на сегодняшний день наша страна является участником 15 из 16 международно-правовых документов. Официальный Баку позитивно оценивает динамику работы по совершенствованию правовой базы на Каспии и с целью выработки взаимоприемлемых подходов важно продолжить обсуждение проектов соглашений, касающихся мер доверия, поиска и спасания, морского транспорта, безопасности мореплавания, морских научных исследований, борьбы с браконьерством и незаконным оборотом наркотиков. 
Важное место в ходе встречи в Москве имело сегодняшнее состояние окружающей среды Каспия, которое вызывает озабоченность у всех прикаспийских государств и требует консолидированного подхода для решения этих экологических проблем.
Вопросы обмеления Каспийского моря стали предметом всесторонних дискуссий глав наших государств на шестом Каспийском саммите. Президентом Азербайджанской Республики Ильхамом Алиевым была выдвинута инициатива по созданию экспертной группы для выявления причин и определения мер по предотвращению обмеления. В настоящее время достигнута договоренность о проведении 18-19 декабря этого года в Баку первого совещания специальной экспертной группы по подготовке проектов документов по вопросам организации деятельности секретариата Рамочной конвенции по защите морской среды Каспийского моря, что создаст возможности для конструктивного диалога и сближения позиций. Успешная работа экспертной группы позволит начать процесс размещения секретариата в городе Баку. 
Своим мнением по поводу вопросов, обсуждавшихся на очередной встрече глав МИД прикаспийских государств, в интервью нашему корреспонденту поделился старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН (Россия) Станислав Притчин.
- На прошедшей в Москве встрече глав МИД прикаспийских государств было заявлено, что первоочередной задачей каспийского переговорного процесса является скорейшее завершение согласования в рамках рабочей группы высокого уровня проекта соглашения о методике установления прямых исходных линий на Каспийском море. Почему согласование этого документа так затянулось?
- Объективности ради следует отметить, что Конвенцию по правовому статусу Каспия в 2018 году принимали в усеченном виде, так как имелись определенные ограничения по методикам делимитации и этот момент из конвенции был опущен. Выработка методик по размежеванию национальных секторов на Каспии была отдана на рассмотрение на двустороннем и трехстороннем уровнях самих прикаспийских государств. В итоге Конвенция по правовому статусу Каспия получилась довольно обтекаемой в отношении вопросов, касающихся разграничения национальных секторов. И это понятно, так как в 2018 году главной политической целью было оформить конвенцию, обозначить основные принципы (в первую очередь по вопросам безопасности, экологии, судоходства и т.д.), и эти принципы были основательно проработаны в документе. Но так как не все прикаспийские страны к 2018 году завершили процесс делимитации, то возникли некоторые ограничения в этом вопросе, в первую очередь с иранской стороны. Соответственно, данный вопрос был отложен в долгий ящик - до той поры, пока не сложатся условия для диалога и будет отсутствовать политическая спешка для его решения. 
- Иранский министр в своем выступлении высказал необходимость создания единой организации для сотрудничества пяти прикаспийских стран. Насколько это реализуемо?
- В целом идея создания региональной организации на Каспии не нова. Она обсуждалась накануне 2018 года и даже гораздо раньше. Просто в процессе переговоров возникла пятисторонняя переговорная площадка, которая в итоге привела к подписанию конвенции и тем самым зарекомендовала себя в качестве эффективного инструмента взаимодействия пяти прикаспийских стран в регионе, что позволило в сравнительно сжатые сроки сформировать нормативно-правовую базу взаимодействия, решить ключевые вопросы и достаточно мирно сотрудничать. В результате вопрос создания организации встал сам собой, потому что, с одной стороны переговорный процесс завершился, а с другой - потребность в сотрудничестве остается, и пока это сотрудничество переведено в формат пятистороннего Каспийского экономического форума, который каждые два года проводит свои мероприятия. В то же время возникает вопрос создания организации с постоянным штатом, которая занималась бы регламентированием и регулированием имеющихся вопросов, определяла бы форматы сотрудничества по тем вопросам, по которым каспийские государства заинтересованы в совместной работе.   
- Казахстанский министр обратил внимание на то, что затягивается исполнение поручения глав государств по согласованию о мерах доверия в области военной деятельности на Каспии. Казахстан исходит из необходимости создания механизмов контроля над вооружениями на море, который бы обеспечивал их баланс и согласованные сторонами количественные и качественные пределы. Существует ли опасность безудержной гонки вооружений на Каспии?
- Гонка вооружений действительно в какой-то момент рассматривалась в качестве риска региональной дестабилизации, особенно в условиях существования спорных месторождений нефти и газа на границе национальных секторов между соседними государствами на Каспии. Более того, имели место даже инциденты, но, к счастью, обошлось без жертв. Однако сейчас каких-то серьезных противоречий между каспийскими государствами по принадлежности тех или иных спорных месторождений на море уже нет. В частности, процесс делимитации азербайджанского и иранского, а также азербайджанского и туркменского секторов отложен. Более того, на двусторонних переговорах стороны договорились совместно разрабатывать спорные месторождения на границе секторов.
Таким образом, на сегодня причин для гонки вооружений на Каспии нет. Но это не означает отсутствия причин для сотрудничества между каспийскими государствами по вопросу создания механизмов контроля над вооружениями на море. В этом отношении российская сторона поддерживает своих казахстанских партнеров.     
- На нынешней встрече глав МИД в Москве была достигнута договоренность о проведении 18-19 декабря этого года в Баку первого совещания специальной экспертной группы по подготовке проектов документов по вопросам организации деятельности секретариата Рамочной конвенции по защите морской среды Каспийского моря. Насколько важно создание такой группы?
- Рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря сама по себе является очень важным документом по той причине, что данный документ касается координации усилий всех пяти прикаспийских государств в вопросе экологии, и тот факт, что рамочная конвенция переходит в практическую плоскость - это хороший знак. Это свидетельствует о том, что прикаспийские государства переходят к реальным шагам по вопросам защиты экологии региона. Соответственно, сейчас можно говорить, что с практическим запуском работа по защите экологии станет более эффективной. Появится постоянно действующий инструмент в виде секретариата, который станет заниматься отслеживанием экологических рисков, выработкой совместных шагов по предотвращению ущерба или компенсации за возможный ущерб.    
- Туркменский министр заявил, что строительство подводной энергетической инфраструктуры на Каспийском море отвечает экономическим потребностям всех прибрежных государств. Прав ли он и что мешает прокладывать подводные кабели и трубы между близлежащими национальными секторами на Каспии?
- Относительно создания подводной инфраструктуры сразу можно сказать одно - никаких серьезных препятствий для этого нет. Все имеющиеся препятствия носят чисто технический характер. В рамках специального протокола о воздействии на окружающую среду, который был подписан накануне принятия Конвенции о международно-правовом статусе Каспийского моря, изложены весь инструментарий и механизм того, как необходимо согласовывать шаги по любым трансграничным проектам. Суть протокола заключается в том, что он носит не запретительный, а согласовательный характер. То есть, технико-экономическое обоснование любого крупного проекта должно быть предоставлено соседям по Каспию, не участвующим в этом проекте, на предмет экологической экспертизы. В протоколе прописана длительность экспертизы. В результате у стран, не являющихся участниками проекта, есть право рекомендовать какие-то действия по повышению эффективности защиты экологии. 
В принципе туркменский министр прав - возможности для прокладывания подводной инфраструктуры есть, но при соблюдении тех формальностей, что предусмотрены в рамках принятых всеми прикаспийскими странами документов.  

Экономика
Новости