Самую высшую награду боец Джавид Гасанов получил, став шехидом
Среди наших павших героев, нашедших последний приют на Аллее шехидов, на фоне портретов строгих военных своей лучезарной улыбкой выделяется один - Джавид Гасанов, нефтяник, мечтавший, как многие ребята его поколения, сделать успешную карьеру, путешествовать, создать семью. Те, кто был свидетелем его героической гибели, говорят, что и смерть свою он принял с улыбкой на губах.
Биография Джавида типична для многих мальчишек непростых 90-х. Он родился в марте 1993 года в Баку в семье гази первой Карабахской войны Микаила и бухгалтера Мирвари Гасановых.
С детства рос смышленым, активным, по характеру был лидером, обладал музыкальными и сценическими способностями - на главные роли в детсадовских постановках всегда утверждали Джавида.
Когда учился в школе, всерьез занялся спортом. И на этом поприще имел определенный успех. Проучившись до пятого класса в средней школе №214 Низаминского района столицы, перешел в специализированный лицей (физика, математика и информатика). А по окончании его, набрав около 600 баллов, поступил в Азербайджанский госуниверситет нефти и промышленности.
Завершив учебу, стал работать в различных компаниях - в Digital Service Company LLC, Azercell Telecom LLC, SOCAR AQS LLC, ООО EasyDrill. Затем служба в армии и поступление в магистратуру Университета Хазар. Правда, учебу решил заморозить - получил предложение занять позицию инженера по решению проблем бурения в одной из престижных нефтяных компаний - National Oilwell Varco LLC. Кстати, Джавид был одним из немногих азербайджанцев, кто смог устроиться туда, - помогли хорошее образование, прекрасное владение английским и русским языками.
Вечное стремление к совершенству
Часто менял места работы, потому что всегда стремился к новым высотам: если в работе ощущал застой, не задумываясь искал другие позиции - более интересные и на его взгляд более перспективные. С удовольствием принимал участие во всех проектах ГНКАР, по карьерной лестнице продвигался исключительно за счет собственных знаний и стремления к совершенству. «Он всегда углублялся в тонкости своей работы, развивался, систематизировал свои знания и навыки в области бурения, получал различные сертификаты», - вспоминает его коллега Фаик Нагиев.
Парнем был амбициозным. Выучился водить машину, как-то решил отвезти сестру Сабину на учебу. Поинтересовался у нее: «Ну, как я вожу?» Сестра в шутку ответила: «Если бы села в автобус, уже давно была бы на месте». «А ты умеешь мотивировать», - ответил брат и стал совершенствовать свои водительские навыки.
Характером Джавид обладал решительным. Нефтяники вспоминают о чудесном спасении, когда в 2018 году на одной из платформ случилась аварийная ситуация, которая могла привести к взрыву и масштабному возгоранию. «Начала гореть литиевая батарея, - вспоминает Тамерлан Ахмедов, - я хоть и не из робкого десятка, но в тот момент почему-то растерялся, а Джавид, наоборот, начал проводить все необходимые манипуляции, потом позвал крановщика, чтобы прикрыть очаг возгорания. Несмотря на то, что старшим группы был я, но единственно верное, судьбоносное решение в той экстремальной ситуации принял Джавид. И тем самым спас всех нас. Он не побоялся совершить ошибку, а действовал четко и хладнокровно, как и подобает настоящему мужчине».
20 сентября в стране отмечался День нефтяника, и, несмотря на локдаун из-за ковида, ребята собрались, чтобы отметить профессиональный праздник, много шутили, веселились. Оказалось, в последний раз.
Навсегда - в зоне недосягаемости
Джавид обладал феноменальной памятью, учился всегда и везде, благо учеба давалась легко. Мирвари ханым вспоминает, что никто и никогда не напоминал ему, что надо сесть за уроки, он был очень самостоятельным и целеустремленным. «Мой сын - гордость нашей семьи. Сознательно не произношу «был», потому что он есть. Он рядом с нами, он в моем сердце», - говорит, смахивая слезы с повлажневших глаз, рано поседевшая еще достаточно молодая женщина.
21 сентября 2020 года Джавиду пришло предписание из военкомата явиться на воинские сборы - тренинги, учения. Неделю был в Пиркешкюле, а 27 сентября позвонил двоюродному брату и сообщил, что записался добровольцем в ряды Вооруженных сил. Успел повоевать только 28 дней, пройдя в солдатских сапогах дорогами Джебраила, Физули, Гадрута. Погиб 20 октября на одной из высот на Ходжавендском направлении фронта - группа попала под минометный обстрел. Тело долго не могли забрать из-за интенсивной стрельбы, кроме того, у него не было бойцовского брелока с именем и фамилией, поэтому долго не могли опознать и сообщить семье.
Тем временем 8 ноября стало известно, что война закончилась, в доме Джавида, как у всех, был настоящий праздник, страна торжествовала и благодарила тех, кто принес нам долгожданную Великую Победу, радовались родственники, тети-дяди, бабушка с дедушкой (он ненадолго переживет внука), отец. А мать неустанно повторяла: «Мои молитвы дошли до Аллаха, и мой сыночек наконец-то вернется домой». Все были уверены, что Джавид просто находится в каком-то недоступном месте, раскрыть свои координаты не может, он же военный, тем более ведь накануне предупредил, что на связь не выйдет долго, будет в зоне недосягаемости. Это и успокаивало родных. Хотя сны им снились один страшнее другого.
Пятерка - за школу мужества
А Джавид на тот момент уже двадцать дней, как стал шехидом. 19 октября вечером перед последним боем позвонил всем родственникам, всем сказал хорошие теплые слова. А боевым товарищам передал код-пароль с зарплатной карточки, наказал: «Передайте маме, если со мной что-то случится, чтоб она смогла снять деньги».
Он всегда заботился о матери, хотел видеть ее счастливой. Мирвари ханым может рассказывать о нем часами, вспоминая и его детские шалости, и его серьезное отношение к делу, и доброе мягкое сердце, полное нежности к близким. «Мой сын прожил свою жизнь достойно, - говорит она. - Везде получал только пятерки. И в своей последней школе - школе мужества тоже получил пятерку, став частью доблестной Армии, освободившей наши земли, и удостоившись высоких наград - медалей «За освобождение Физули», «За освобождение Ходжавенда» и «За Родину». Он очень любил людей, всем помогал, всегда поддерживал друзей, близких. А мы, матери шехидов, хоть и скорбим по безвременной кончине своих мальчиков, но мы ими очень гордимся. Мы знаем, что сыновья рождаются для Родины. Я могу назвать себя счастливой матерью, потому что у меня есть такой сын».
А для отца нашего героя, мужественного человека, прошедшего первую Карабахскую войну, самые горькие воспоминания связаны с детством Джавида. Перед глазами все время одна и та же картина - Микаил киши заходит в детский сад, открываются двери и навстречу ему с раскинутыми руками и криком «Па-а-а-па!!!» бежит сорванец.
«Горше этих воспоминаний не было в моей жизни ничего», - произносит отец и отворачивается, пряча глаза.
