Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Выжидательная тактика армян себя не оправдала
В интервью немецкой газете Berliner Zeitung помощник Президента Азербайджанской Республики - заведующий отделом Администрации Президента по вопросам внешней политики Хикмет Гаджиев сказал, что после антитеррористических мероприятий локального характера 19-20 сентября 2023 года и полного восстановления суверенитета Азербайджана основной источник напряженности между Баку и Иреваном - карабахский вопрос - полностью был снят с повестки дня.
В итоге сейчас нет серьезных препятствий для заключения мирного договора, подчеркнул Х.Гаджиев. «Сейчас мы наблюдаем самые спокойные дни за последние тридцать лет в отношениях между двумя странами. С возвращением обеих армий в казармы не зафиксировано даже случаев стычек. А недавняя неформальная встреча Президента Азербайджана и премьер-министра Армении в Санкт-Петербурге также прошла в позитивном ключе. Но пока сложно говорить о конкретных сроках, так как для завершения процесса необходимо проведение дальнейших переговоров между Арменией и Азербайджаном», - отметил помощник Президента, подчеркнув, что недавно обе страны поразили мир позитивной повесткой. «Я имею в виду знаковое совместное заявление администраций Президента Азербайджана и премьер-министра Армении от 7 декабря 2023 года, итогом которого в рамках сделки по взаимному обмену стало освобождение 34 солдат.
Вдобавок Азербайджан поддержал кандидатуру Армении на членство в Бюро конференции по климату Восточно-Европейской группы, а Армения - кандидатуру Азербайджана на проведение 29-й конференции ООН по климату (COP29). Это показывает, что Азербайджан и Армения способны вести прямые двусторонние переговоры без посредников».
Тем не менее, несмотря на столь позитивные достижения в прошлом году, мирный договор между Азербайджаном и Арменией, невзирая на все ожидания и надежды, так и не был подписан.
Своим видением причин затягивания Иреваном подписания мирного соглашения и перспектив окончательного урегулирования конфликта в интервью газете «Бакинский рабочий» поделился отечественный политолог, директор Центра исследований Южного Кавказа Фархад Мамедов.
- Почему, несмотря на устранение основного препятствия, мирный договор между Азербайджаном и Арменией так и не был подписан в 2023 году?
- Конечно, главное препятствие к заключению мира было снято в сентябре прошлого года, но должно пройти определенное время для адаптации к новым реалиям, как в самой Армении, так и за рубежом. Дело в том, что внешние акторы очень активно вовлеклись в переговорный процесс между Баку и Иреваном. Не секрет, что они преследуют здесь собственные амбиции, которые стараются продвигать в основном за счет интересов Армении, ибо Иреван сам предоставляет им такую возможность.
Первые месяцы после завершения антитеррористических мероприятий мы видели, как некоторые страны, в особенности Франция и США, никак не могли смириться с реальностью, сложившейся к тому времени. В итоге мы просто потеряли это время для активизации переговорного процесса.
Президент Ильхам Алиев констатировал, армянская сторона почти 80 дней не давала ответа на азербайджанские предложения. Фактически эти дни армяне просто выжидали, чем закончится тактика давления стран Запада на Баку. Но эта тактика никаких результатов не принесла, потому армянская сторона поняла, что двусторонний формат безальтернативен, и тогда начались активные переговоры, которые в итоге привели к совместному заявлению. То есть дальше переговорный процесс будет активно развиваться, как по вопросам, связанным с мирным договором, так и по делимитации и демаркации границы только между Баку и Иреваном.
- Да, прошедший год продемонстрировал всем, что Баку и Иреван могут вести переговоры и договариваться без посредников. Получится ли и дальше двум странам обходиться без посредников?
- Полагаю, что обойтись без посредников получится, так как, с одной стороны, практически все посредники в той или иной степени дискредитировали себя. А с другой - руководство Армении осознало, что двусторонний формат является безальтернативным в плане решения вопросов. Свидетельством тому являются недавнее совместное заявление Администрации Президента Азербайджана и аппарата премьер-министра Армении, взаимодействие двух стран. К примеру, на дипломатическом уровне Иреван поддержал кандидатуру Баку на проведение СОР29, в правовой плоскости произошел обмен военнопленными, а комиссии по делимитации и демаркации границы практически в то же самое время согласовали регламент своей работы.
Все это свидетельствует о том, что взаимодействие стран дает результаты именно в двустороннем формате.
- Спустя более чем три года после подписания трехстороннего Заявления Армения так и не выполнила его 9-й пункт о разблокировании сухопутной связи Нахчыванской автономии с материковой частью Азербайджана. Так, может быть, Иреван вообще не заинтересован в реализации проекта Зангезурского коридора?
- Не думаю, Армения заинтересована в разблокировке коммуникаций, но не желает этого делать именно в соответствии с 9-м пунктом трехстороннего Заявления. Дело в том, что согласно данному документу функции обеспечения безопасности на армянском участке Зангезурского коридора будут осуществлять Пограничные войска Российской Федерации. То есть проблема тут кроется не в армяно-азербайджанских отношениях, а в армяно-российских. Поэтому в ближайшее время ожидать какого-то прогресса в этом вопросе не стоит - как минимум до истечения срока действия вышеупомянутого трехстороннего Заявления, то есть до ноября 2025 года. После того как заявление потеряет силу, армянская сторона будет считать себя более свободной в реализации инфраструктурных проектов. Но на сегодняшний день это заявление действует в полной мере, так как ни одна из сторон-подписантов не отозвала свою подпись под вышеуказанным Заявлением. При этом ясно одно: реализовывать 9-й пункт Заявления Армения не собирается, а Россия не обладает такими ресурсами, чтобы заставить армянскую сторону выполнить данный пункт.
- По идее, в Евросоюзе должны быть заинтересованы в том, чтобы в его пределах, в том числе на Южном Кавказе, царил мир. Но почему поведение части стран - членов ЕС отнюдь не способствует прогрессу в мирных переговорах между Азербайджаном и Арменией?
- По Евросоюзу можно сказать следующее: в этом объединении имеются силы, обладающие очень широкими ресурсами, - Франция, Европарламент, отдельные институты ЕС, которые по-своему видят мир между Азербайджаном и Арменией, и это видение входит в противоречие с видением Баку. Таким образом, Евросоюз, безусловно, желает установления мира на Южном Кавказе, но условия, на которых он может быть заключен с европейской точки зрения, не вяжутся с реальностью, международным правом и позицией Азербайджана. Поэтому повестка ЕС в этом отношении ущербна. Баку, со своей стороны, призывает ЕС стать более продуктивным, но, как мы видим, брюссельский переговорный формат больше не имеет особой перспективы, так как председатель Европейского совета Шарль Мишель решил досрочно покинуть должность и принять участие в выборах в Европарламент. Все дело в том, что затея, именуемая брюссельским форматом, не институциональна, так как основана на личной инициативе Шарля Мишеля. Так что не станет Шарля Мишеля, не будет и такого переговорного формата, как брюссельский.
- Каков ваш прогноз на 2024 год? Будет ли подписан мирный договор между Азербайджаном и Арменией и как вообще в текущем году будут складываться отношения между двумя странами?
- Конечно, прогнозирование - дело неблагодарное, тем не менее хочу заметить, что после окончания 44-дневной войны именно сейчас наступило самое благоприятное время для подписания мирного договора. Это необходимо по нескольким причинам: регламентировать форму взаимоотношений между странами, как минимум создать условия для взаимодействия; принять принцип неприменения силы во взаимоотношениях двух стран при решении спорных моментов и взять обязательства друг перед другом решать все вопросы политико-дипломатическим путем. То есть перевести взаимодействие Азербайджана и Армении в регионе в правовую плоскость. А дальше, со временем, с появлением атмосферы взаимного доверия можно будет перейти к сотрудничеству как в двустороннем, так и многостороннем формате.