Хаджар ВЕРДИЕВА

Хаджар ВЕРДИЕВА

На матрице истины

Политика
12 Январь 2024
08:52
483
На матрице истины

«Армянский вопрос» на Кавказе в годы Первой русской революции

«И дальнейшее существование «Дашнакцутюн», «Гнчака» и других обществ будет вечно грозить армянскому населению все новыми и новыми бедствиями…»

В.Ф.Маевский, 
вице-консул России в Ване и Эрзеруме на рубеже XIX-XX вв.

В начале ХХ века романовская Россия вступила в коллапс, который проявился как в политической, так и в социально-экономической жизни империи. Она уступала западноевропейским странам, а также США по всем параметрам: политическим, экономическим и социальным. 
Страны Запада, перешедшие в систему парламентаризма, не страшились реформ в отличие от России, которая характеризовалась непоследовательностью, лавируя между консервативными и либерально настроенными политическими силами империи. Обострившийся мировой кризис 1900-1903 гг. усугубил социальные противоречия в империи и тяжело повлиял на жизненный уровень населения романовской России, а русско-японская война 1904-1905 гг. подтолкнула общество к революции. «Кровавое воскресенье» (9 января 1905 года) стало началом Первой русской революции.
После «кровавого воскресенья» социально-политическая ситуация на Южном Кавказе еще более усугубилась. Почувствовав брожение в обществе, армянство начало действовать более лицемерно и цинично, а акции армян-террористов стали более радикальными. Напичканные националистическими идеями, они уничтожали простых прохожих, торговцев, чиновников кавказской администрации и сеяли ужас и панику среди населения (Архив общественно-политических документов Управления делами Президента Азербайджанской Республики (далее АОПД УДП АР), ф.276, оп.8, д.61, л.78). Именно в этот период в истории Российской империи армянство, вдохновленное всеобщим коллапсом в обществе, стало еще сильнее проявлять свою радикальность. Однако преступная деятельность армян-националистов во главе с партией «Дашнакцутюн» этим не ограничивалась. На начальном этапе Первой русской революции «Дашнакцутюн», в прокламациях демонстрируя свои преступные замыслы, объявляла всем «городовым, стражникам, приставам, уездным начальникам жандармской и земской полиции, что отныне всякий из них будет беспощадно и 
неумолимо уничтожен, если осмелится отнимать оружие и делать обыски и аресты с этой целью у армянского населения Закавказья» (АОПД УДП АР, ф.276, оп.8, д.61, л.84). 
Свои угрозы дашнаки приводили в исполнение без промедления. 28 апреля 1905 года армянами-террористами был убит пристав Шушинского уезда Елизаветпольской губернии Шумакевич. Причиной послужил принципиальный подход пристава к своим служебным обязанностям по «армянскому вопросу». В ходе расследования убийцы Шумакевича не были найдены (АОПД УДП АР, ф.276, оп.8, д.334, лл.21-22). Армянский террор продолжался, и 11 мая 1905 года были убиты бакинский губернатор М.А.Накашидзе (1844-1905) и его личный стражник. Этот акт был совершен по приговору бакинского ЦК «Дашнакцутюн». Подлинные материалы свидетельствуют, что «убийство 
кн.Накашидзе было в принципе решено за деятельность его в Эривани, при конфискации армянского церковного имущества» (АОПД УДП АР, ф.276, оп.8, д.110, л.2). Следовательно, данный теракт никак не был связан с армяно-азербайджанским противостоянием, и гипотеза советских историографов по данному факту теряет всякую почву и превращается в «мыльный пузырь». «Дашнакцутюн» в прокламации, касаясь данного убийства, не скрывал своей террористической деятельности: «До сего времени мы очищали оставленную Голицыным грязь, а теперь начнем чистить грязь новых правителей. Борьба после этого примет более грозный и кровавый характер» (АОПД УДП АР, ф.276, оп.8, д.107, л.8). И дашнаки не шутили. После убийства князя М.А.Накашидзе разгул террора армянских комитетчиков достиг кульминационной точки. Он свирепствовал везде и всюду. Продолжались теракты и угрозы в отношении полицейских чиновников Тифлисской, Кутаисской, Иреванской губерний. Были убиты помощник нухинского уездного начальника Абрамович, жандармский вахмистр Звонов, совершено покушение на помощника шарур-даралгезского уездного начальника Скибинского и др. (АОПД УДП АР, ф.276, оп.8, д.113, лл.18-19, 27-31). За непримиримую позицию к действиям террористов-дрошакистов на Южном Кавказе пристав 4-го участка Тифлиса Бачурин по приговору Тифлисского центрального комитета «Дашнакцутюн» был приговорен к смерти (АОПД УДП АР, ф.276, оп.8, д.61, лл.65, 79, 81). Интересен еще и тот факт, что в одной из прокламаций, подброшенной помощнику пристава сел.Игдыр Сурмалинского уезда Иреванской губернии, упоминались примеры исполнения угроз, как против «бакинского губернатора Накашидзе, елизаветпольского губернатора Андреева, уездных начальников Богуславского, Шмерлинга, Нащанского, Павлова, полицмейстера Сахарова, приставов Джавахова, Шушакевича, околоточного надзирателя Тер-Саакова» (АОПД УДП АР, ф.276, оп.8, д.61, лл.65, 84). 
В эти годы армянский террор был направлен также против гражданских лиц. Особенно бушевал он в Иреванской губернии.16 января 1905 года управляющий Иреванским отделением государственного банка в своем донесении написал о бесчинствах комитетчиков, которые терроризировали население Иревани после административной высылки 14 армян-террористов. «Свое­образность» их действий заключалась в том, что дашнаки совершали теракты против гражданских лиц, которые не поддерживали мифические идеи армянства. 
22 января 1905 года помощник по военной части главноуправляющего кавказской администрацией генерал-лейтенант Я.Д.Малама (1841-1912) написал министру внутренних дел А.Г.Булыгину (1851-1919), что 8 января в Иревани на улице убит неизвестным лицом пятью выстрелами учитель гимназии Храпко (АОПД УДП АР, ф.276, оп.8, д.61, л.65).  А в октябре 1905 года были убиты в Иревани на главной улице местный торговец Эдельсон и его жена (АОПД УДП АР, ф.276, оп.8, д.61, л.70). 

(Продолжение следует)
 

 

Экономика
Новости