Абульфаз БАБАЗАДЕ

Абульфаз БАБАЗАДЕ

В плену неофашизма

Политика
17 Февраль 2024
10:11
804
В плену неофашизма

или Куда скатывается Пятая французская республика

С тех пор как президент Франции Эмманюэль Макрон назначил Габриэля Атталя главой нового правительства Пятой республики, рабочий класс снова вступил в борьбу за свои права.

Недавние забастовки учителей и призывы к забастовкам на транспорте являются предвестниками более широкой вспышки классовой борьбы во Франции и во всем мире. Они разворачиваются на фоне международной волны массовых протестов против войны в секторе Газа, провоцируемой Макроном и другими высокопоставленными чиновниками НАТО.

Гнев рабочего класса нарастает на фоне всплеска капиталистической эксплуатации, которая ведет к историческому падению уровня жизни. Капиталистическая олигархия Европы направляет триллионы евро на помощь банкам и увеличение военных расходов на фоне эскалации войны между НАТО и Россией в Украине. В то время как французские миллиардеры увеличивают свой собственный капитал на сотни миллиардов каждый год, с 2021 года цены на продукты питания выросли на 20%, на энергоносители - на 30%, а заработная плата традиционно стагнирует.

Складывающаяся революционная ситуация ставит насущные вопросы перспективы. Рабочие сталкиваются не с профсоюзной борьбой, которую можно вести в национальных рамках, а с международной политической борьбой против погружения капитализма в войну и фашистской реакции. Сегодня во Франции в кулуарах ведущих неправительственных организаций и профсоюзов нередко можно услышать о том, что решающими вопросами являются создание международного революционного руководства, борющегося за свержение капитализма, приведение рабочего класса к власти и построение социализма.

Франция дает множество примеров того, что без такого руководства даже самое воинственное движение не сможет остановить натиск на рабочий класс. Он стал свидетелем почти десятилетия взрывной борьбы: против трудового закона Социалистической партии в 2016 году, протестов «желтых жилетов» в 2018-2019 годах, приказа Макрона вернуться к работе во время пандемии COVID-19. В прошлом году во Франции вспыхнули крупнейшие с 1936 и 1968 годов массовые забастовки против использования Макроном чрезвычайных полномочий для введения крайне непопулярного сокращения пенсий без голосования в парламенте. Однако «взрыв снизу» не изменил реакционного курса правящей элиты, которая отреагировала сдвигом не влево, а вправо.

Это воплощено в назначении Макроном Атталя, шаге, явно предназначенном для проведения политики войны и фашистской реакции, практически неотличимой от политики неофашистского Национального объединения Марин Ле Пен. В декабре партия Макрона проголосовала за принятие антииммиграционного закона, отвергающего принцип гражданства по праву рождения и ставящего под угрозу доступ неграждан к медицинской помощи. Ле Пен назвала этот шаг «идеологической победой» крайне правых.

Придя к власти, Атталь пообещал атаковать законы о страховании по безработице и минимальной заработной плате, укреплять огромные полицейские силы Франции, запретить мусульманскую одежду и внедрить «патриотическое» воспитание в государственных школах. Наконец, следуя примеру британских офицеров, которые требуют, чтобы британцы подготовились к массовому призыву на военную службу для ведения тотальной войны с Россией, Атталь планирует ввести обязательную универсальную национальную службу для местной молодежи, координируемую французской армией.

Командный состав буржуазии открыто заявляет, что новое правительство стремится поставить неофашизм в центр общественной жизни. Выдвижение Атталя, как писала газета Le Monde, сигнализирует о решении «бросить вызов» Ле Пен, основанном не на моральных принципах, которые стали недействительными, а на ее способности найти серьезное решение проблемы, на которые она указывает».

Почему в протоколе французской буржуазии утверждается, что принципиальные возражения против наследия фашизма «недействительны»? В конечном счете это связано с сегодняшней геноцидной политикой империализма. Историческая защита неофашизмом Холокоста, войны на уничтожение Советского Союза и сотрудничества Франции с нацизмом важна для правящего класса, который поддерживает геноцид в других частях планеты, вступление в новую мировую войну с Россией и фашистскую реакцию внутри страны.

Существует широко распространенная оппозиция правительству Макрона-Атталя: менее чем через месяц после выдвижения премьер-министром рейтинг Атталя упал до 32%. Но для оппозиции рабочего класса нет пути вперед в избирательно-парламентских рамках. Электоральной альтернативой, которую правящий класс, ведущие буржуазные СМИ и политический истеблишмент готовят к власти, является неофашистская партия Ле Пен, которая эксплуатирует социальные обиды и апеллирует к антимусульманскому расизму, одновременно наживаясь на неофашистской ориентации всей буржуазии.

В рабочем классе должно быть создано новое революционное руководство. Фашистская эволюция Макрона обнажает банкротство тенденций, основанных на традициях союзов Народного фронта с либеральной буржуазией. Сюда входят не только сталинистские и социал-демократические партии, но и потомки среднего класса, ренегаты троцкизма, которые отделились от Международного комитета Четвертого Интернационала (МКЧИ), чтобы ориентироваться на сталинистскую или социал-демократическую бюрократию.

Французские социалисты считают, что революционное руководство должно быть построено на основе защиты МКЧИ традиций Октябрьской революции и троцкизма. Это следует из обзора роли профсоюзной бюрократии и ее политических союзников в прошлогодней пенсионной борьбе во Франции. По мере того, как забастовки и протесты росли в течение нескольких месяцев, и особенно после того, как вспыхнули протесты против решения Макрона провести свои сокращения, не имея даже фигового листка в виде голосования в парламенте, эти тенденции отступили из-за страха перед событиями.

Опросы показали, что две трети французов хотели заблокировать экономику и свергнуть Макрона путем всеобщей забастовки, но главы социал-демократической и сталинистской профсоюзных конфедераций заявили, что протесты угрожают неприемлемым насилием и должны быть прекращены. Пока ОМОН нападал на забастовщиков и молодежь, бюрократия работала над демобилизацией оппозиции и, наконец, призвала прекратить все забастовки против Макрона. Это позволило сократить пенсии, несмотря на сопротивление подавляющего большинства французов.

Жан-Люк Меланшон из France Unbowed получил 8 млн голосов на президентских выборах 2022 года. Однако он не обратился с призывом мобилизовать своих избирателей для подготовки всеобщей забастовки, желаемой народом. Как и другие псевдолевые группы - паблоистская Новая антикапиталистическая партия, мореноитская перманентная революция и Независимая демократическая рабочая партия Ламбертиста, его партия заявила, что ситуация не является революционной. Эта среда ограничивалась призывами к Макрону о здравомыслии или призывами к профсоюзам проводить популярную, воинственную политику.

Партия социалистического равенства, французское отделение МКЧИ, была единственной, кто боролся за создание политического движения против Макрона. Она призвала рабочих и молодежь принять на рабочих местах и в школах резолюции, призывающие свергнуть Макрона, объяснив, что это необходимый первый шаг в борьбе за рабочую власть и социализм. Принятие Макроном неофашистской политики подтверждает эту позицию.

Широкие слои французского рабочего класса знают, что правила Макрона направлены против народа. Однако существует пропасть, отделяющая объективно-революционную ситуацию от политического сознания широких масс рабочих. Это связано с доминированием над борьбой рабочих национальных профсоюзных бюрократий и псевдолевых партий богатого среднего класса, которые стремятся отделить борьбу рабочих от борьбы своих классовых братьев и сестер на международном уровне и привязать их к капиталистическому государству.

Эксперты и аналитики из социалистического лагеря считают, что критической задачей во Франции и во всем мире остается борьба за марксистское революционное сознание в рабочем классе. Единственный путь вперед, как они говорят, это пропитать рабочий класс сознанием необходимости международного объединения его борьбы в борьбе за власть и проведение социалистической политики. Как тандем Макрон-Атталь справится с этим феноменом, покажет время.

 

Экономика
Новости