Дубина «демократии»

Политика
28 Август 2024
11:22
5175
Дубина «демократии»

или О том, как шьют дела в «цивильной» Франции 

Париж и Вашингтон не раз схлестывались в борьбе за первенство по свободе слова, однако американская «эпопея» с Джулианом Ассанжем и недавнее задержание основателя Telegram Павла Дурова в столице Франции не вяжутся с заявленными намерениями. 
 
Правда, во французском законодательстве нет первой поправки к конституции, тем не менее уродливый мэм в виде недавней церемонии открытия Олимпийских игр доказал, до чего может докатиться понимание предмета «свободы слова» в условиях, когда нет баланса между абсолютным тоталитаризмом и безвластием. И ситуация с Дуровым, против которого выдвинут целый букет обвинений «в рамках расследования в отношении неназванных лиц, подозреваемых в целом ряде преступлений» - всего лишь банальное подтверждение того, до чего можно докатиться при отсутствии независимой внешней политики. 
Во-первых, официальная суть претензий властей к бизнесмену неизвестна. По данным местной прессы, ему могут предъявить обвинения по целому ряду преступлений, в том числе в отмывании денег, мошенничестве и даже пособничестве терроризму (из-за отсутствия модерации на платформе, а, главное, из-за отказа от сотрудничества со спецслужбами). 
Дуров летом 2021 года стал гражданином Франции - СМИ узнали об этом лишь через несколько месяцев и фактически случайно, из архивных данных бюллетеня, в котором публикуются имена сотен людей, получивших гражданство страны пармезана. 

Менее чем за год до того он стал гражданином Объединенных Арабских Эмиратов благодаря специальной программе, разработанной для богатых иностранных инвесторов. До этого «коллекционер гражданств» также получил экзотический паспорт Сент-Китс и Невиса (небольшого островного государства в Карибском море). 
Касательно французского гражданства - сам Дуров лет десять назад говорил, что изучал французский язык в школе несколько лет и неплохо понимает его, однако предпочитает отвечать по-английски, в том числе в беседе с франкоговорящими людьми. Однако перед предоставлением гражданства Дуров действительно занялся изучением языка - в ответ на официальные запросы пресс-служба Telegram показала сертификат о том, что он владеет французским неплохо, так как сдал экзамен на 92.5 балла из 100 в конце 2020 года. Кстати, в комиссии по делопроизводству, где хранятся архивные документы, заявили, что записи, касающиеся французского гражданства Дурова, «по соображениям конфиденциальности» могут быть раскрыты не ранее, чем через 40 лет - ну чем не задел для шпионского повествования с последующей интригой? И вот почему…
Министерство внутренних дел и минюст Франции еще с середины 2010-х годов вели полуоткрытую войну с Telegram из-за принципиальной публичной позиции руководства мессенджера, которое отказывалось от сотрудничества с властями и спецслужбами любых стран. Кстати, примерно в те же сроки, когда Дурову выдали французский паспорт, президентская партия «Вперед, республика!» и помощники Макрона потребовали от Telegram раскрыть данные владельца фейкового канала, который вели якобы от ее имени. Но администрация мессенджера и лично Дуров отказались выполнить соответствующее судебное предписание. Хотя мотивация самого Павла Дурова с учетом его позиции также была не до конца ясна. 
Вспомним, как в середине ноября 2015 года после терактов в Париже бизнесмен заявил, что французское правительство ответственно за атаки «так же, как ИГИЛ». В посте, который позже был удален, он писал, что власти страны «отбирают деньги у трудолюбивых людей с помощью возмутительно высоких налогов и тратят их на бесполезные войны на Ближнем Востоке и создание паразитического социального рая для иммигрантов из Северной Африки». 
Впрочем, после поражения социалистов на президентских выборах 2017 года и прихода Макрона к власти сам Дуров был очень воодушевлен его политикой, не говоря о том, что также «всегда был поклонником французской культуры и истории». И вот сейчас его арестовали в любимой им стране, причем есть подозрения, что конечный бенефициар заказного «спектакля» находится не в Париже, а за океаном, на берегах Потомака. 
И эта версия вполне имеет право на существование. Формально французы и американцы являются как бы торговыми партнерами с более чем $70 млрд совокупного товарооборота и членами НАТО, формируя ось «евроатлантической цивилизации», с другой стороны, обе нации (вспомним средневековые войны между англичанами и французами, двухвековую историю владения последними Туманного Альбиона, благородных и не очень героев Фенимора Купера и пр.). Кстати, знаковое расторжение Австралией контракта с Францией на поставку подводных лодок океанского класса на сумму около $60 млрд тоже высветило проблему геополитической конкуренции в евроатлантическом сообществе. Если пересчитывать все случаи, когда британцы с американцами «по-братски» наказывают французов (преследование и арест экс-президента Николя Саркози, показательная моральная расправа с бывшим главой МВФ Домиником Стросс-Каном и пр.), пальцев не хватит. 
И то, что Париж решил арестовать Павла Дурова, - тоже отнюдь не случайность, тем более что он прекрасно понимал, что, отказав в сотрудничестве спецслужбам, в первую очередь заокеанским, он подверг себя колоссальному риску. И это хорошо видно из апрельского интервью бизнесмена известному американскому журналисту Такеру Карлсону. Если коротко, то бизнесмен признался, что «официальный Вашингтон пытался получить доступ к Telegram». Тогда ведущий поинтересовался, верны ли разговоры о том, что его детище считается связанным с российским правительством, на что Дуров ответил, что «не связан, и подобные заявления - некомпетентные», при этом он не исключил, что к ним приложили руку конкуренты с целью дискредитации ресурса. Ведь за маркетинговые услуги они платят колоссальные деньги, пояснил он, в то время как Telegram не тратит ни цента. 
Кстати, для Парижа этот бизнесмен может быть «легитимной целью» еще по одной причине: до посещения столицы Франции Дуров провел несколько дней в Баку, и его отдых пришелся на время государственного визита президента России Владимира Путина в Азербайджан. Что касается «сладости» ареста бизнесмена после его вольного хождения по столице Страны огней, лично ненавидимой Макроном, то позволим себе предположить, что она для неадекватного финансиста особо возбуждающа, потому как Азербайджан «враг» и ему, и его сестричке, а гражданин его страны посетил «заклятого врага». Нет для мелочных людей чувства слаще, чем мстительность, и бросить тень на всех, кто «не с нами» (а значит, против нас) - признак «изысканной» глупости. Сегодня именно Баку в любом проявлении является главным раздражителем официального Парижа. 
Во-первых, не прошли попытки французского МИД протащить через Совбез ООН резолюции по поводу «агрессии Азербайджана и блокады «нкр», во-вторых, тема сепаратизма в нашей стране сошла на нет вопреки пожеланию Парижа и Вашингтона, которые теперь усиленно вооружают реваншистов, а Карабах и Восточный Зангезур окончательно стали частью Страны огней. 
В-третьих, слыхано ли, чтобы бывшая периферия постсоветского пространства внезапно стала ведущим участником антиколониального движения, «работающим» на ослабление Франции, - «королевы» заморских территорий. А тут еще Президент Ильхам Алиев совсем не уважает «свободный мир демократии», не прислушиваясь к телефонным звонкам из Госдепа и Елисейского дворца и принимая в Баку «тирана» Владимира Путина, хотя мог бы «побрататься» с «демократом» Николом Пашиняном. Поэтому неудивительно, если французская пресса обвинит Дурова в «создании шпионской сети под присмотром Баку». Правда, национальному правительству все равно, кто что инкриминирует ему в порыве злости, и оно не робкого десятка, будучи готовым к отповеди любому «демократу». Кстати, сегодня истекает срок содержания Дурова под стражей, но на этом триллер не закончится, потому как есть подозрения, что Белый дом будет и дальше «копать», чтобы довести до логического конца контроль над всеми значимыми социальными сетями мира. 

Фидан САЛМАНЛЫ