Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Школьные психологи могут предотвратить многие конфликтные ситуации в учебных заведениях
Школьный психолог - профессия относительно новая в нашей стране, хотя на Западе его услугами пользуются уже давно. Сам термин появился в далеком 1910 году, а впервые официально первого школьного психолога приняли на работу в США, в штате Коннектикут в 1918 году.
Министерство образования Азербайджана начало разработку положений о психологических услугах в общеобразовательных заведениях в 2013 году. Сейчас это штатная единица, призванная мониторить состояние психологического здоровья школьников, помогает им справляться с непростыми жизненными ситуациями, способствуя улучшению климата в учебном заведении в целом. Многих негативных ситуаций в школах и их печальных последствий можно было бы избежать, если бы учащимся оказывалась своевременная и квалифицированная психологическая помощь.
Об этом и многом другом в беседе с нами рассказала исполнительный директор организации «Надежное будущее» Кямаля Ашумова.
- Хотела бы начать с того, что в последнее время некоторые СМИ все чаще распространяют информацию о якобы насилии в школах, при этом обнародуются имена детей, места их проживания, в социальных сетях выставляются подозрительные видеоролики. Все это, безусловно, нарушение прав несовершеннолетних и полностью противоречат Конвенции ООН о правах ребенка. Они ущемляют, повторно травмируют детскую психику и семью в целом.
- Достаточно ли в школах психологов?
- Эта должность в средних учебных заведениях очень нужна. В последние годы Министерство науки и образования работает над повышением знаний школьных психологов. Мы как представители организации, работающей с детьми, часто посещаем средние учебные заведения и знакомимся с состоянием дел на местах. Надо сказать, что в последнее время ситуация в этом направлении заметно улучшилась. В Баку во многих школах два психолога: один работает с детьми младшего школьного возраста, другой - с подростками. Конечно, на большую школу и этого недостаточно, но прогресс есть. Штат психологов надо увеличивать. Психическому здоровью сейчас во всем мире, и в Азербайджане в частности уделяется особое внимание, особенно после пандемии.
- С какими проблемами сталкиваются штатные специалисты в повседневной работе?
- К сожалению, условия для полноценной работы - специально оборудованные комнаты, достаточное количество часов и пр. оставляют желать много хорошего. Сами школьные психологи не всегда присутствуют на родительских собраниях, часто родители учащихся их просто не знают в лицо. А ведь иногда возникает необходимость в общении школьного психолога с родителями. Однако, насколько они готовы идти на контакт? Есть ли у него авторитет среди педагогического коллектива и родителей? Порой психолог начинает работать с ребенком с опозданием, а ведь помощь должна быть оказана как можно своевременно. Потому педагоги, психологи и родители должны действовать сообща в интересах несовершеннолетнего. Роль этих специалистов трудно переоценить. Ведь, в школах учатся разные дети - у кого-то разводятся родители, кто-то стал жертвой буллинга, кто-то может подвергаться бытовому насилию и т.д. И всем надо помочь, всех надо поддержать.
- Как, на ваш взгляд, соответствует ли уровень подготовки школьных психологов современным вызовам?
- Одним из главных требований - привлечь психолога и социального работника к практической деятельности с первого, а не с четвертого курса, как это сейчас происходит. Ведь когда окончивший вуз психолог идет работать в школу, у него нет навыков, практики взаимодействия с детьми, с семьями, педагогами. А это негативно сказывается на его работе. Однако радует то, что все чаще у выпускников вузов есть желание идти работать в школу.
- В чем особенность работы таких специалистов?
- Они могут оказывать психологическую помощь ребенку только в рамках школы, но не могут и не должны вести углубленную реабилитацию. Если в ней есть необходимость, то им следует направить детей и семьи в соответствующие социальные сервисы. Но многие школьные психологи не знают, какие реабилитационные центры и социальные сервисы действуют по месту их работы в том или ином районе. Потому проблемы часто остаются нерешенными, а травмы детей углубляются.
Они беседуют с учащимися, делают оценочные тесты. Все сказанное в беседе должно носить конфиденциальный характер, не выходить за рамки школы. А потому психологам необходимы процедурные правила, где эти пункты были бы прописаны. По каждому частному случаю нужно вести документацию. Школьный психолог должен стать связующим звеном между учащимися, педагогами и родителями, помогать учащимся социализироваться, принять то или иное важное для них решение. Прежде всего они должны любить свою специальность, детей и был профессионалом своего дела.
Не менее важны личные качества. Ребенку нужны искренность, понимание, неравнодушие, готовность помочь и объективность. Да, это новая для Азербайджана сфера, но психологу нужно постоянно совершенствоваться.
- Школьными психологами в нашей стране в основном работают женщины. Должны ли привлекаться мужчины к такой работе? Возможно, мальчикам в каких-то случаях будет проще общаться с ними?
- Мужчин-психологов в отечественных школах я не встречала вообще. Но гендерный баланс желателен. Иногда подросток не может довериться одному психологу, и дело тут не в том, какого пола специалист, а просто общение не складывается. А вот, к примеру, психологом-мужчиной, у него получится откровенный разговор. Поэтому хорошо, когда у ребенка есть выбор.