Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Умение слушать важнее, чем умение говорить
Посттравматический синдром у пострадавших, как правило, проявляется по-разному.
Одни впадают в глубокое уныние, отдавая предпочтение самоизоляции. Другие начинают роптать и жаловаться в надежде заручиться пониманием окружающих. Третьи, изображая из себя безвинных жертв, добиваются обыкновенной жалости, чтобы все их считали незаслуженно обиженными, а потом выворачиваются, чтобы вернуться к прежнему и продолжить свои неблаговидные дела.
Во всех случаях оказавшиеся у разбитого корыта натыкаются на пустоту, потому что правда об их «мытарствах» уже успевает стать достоянием широкой гласности.
Нынешнее состояние Армении из этой серии, и все ее пропагандисты, говоруны и глашатаи разбрелись по всему свету, чтобы интенсивно распространять ложь. Бесконечный плач - конек армянской психологии и менталитета, и если вспомнить, что он продолжается более века, все становится понятным.
Жалкие стенания - составная часть хайской пропаганды. С ее помощью выбиваются разные ресурсы и дивиденды. Но плач в политике - это пустой номер. В мире интересов мало кто покупается на столь дешевые номера, тем более, если известны причины и следствия печального состояния.
Выступление министра иностранных дел Азербайджана Джейхуна Байрамова на 79-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в армянских источниках комментируется в характерной тональности. В Армении не довольны тем, что озвучил азербайджанский дипломат с трибуны ООН, и каждый его императив они сопровождают язвительными комментариями, считая, что им удается обесценивать тезисы главы внешнеполитического ведомства Азербайджана. «Мыслители» в один голос критикуют позицию азербайджанской стороны, отвергают оценки Джейхуна Байрамова, который будто бы «приписал Баку заслугу прекращения вооруженного конфликта с Иреваном».
Однако, каждый, кто следил за событиями последних четырех лет, вправе задаться вопросом: зачем же ерничать и подвергать сомнению то, что сказано вполне
объективно?!
Вывод вполне логичен и точен, потому что Азербайджанская армия, получив приказ Верховного Главнокомандующего Вооруженными силами Президента Ильхама Алиева о контрнаступлении, заставила агрессора капитулировать за 44 дня. В принципе, Баку принудил Иреван к миру, выбив из его кровавых рук смертоносное оружие. Язык мира армяне не понимали, потому пришлось подобрать более доходчивое средство общения.
Не зря Президент Ильхам Алиев еще по ходу боевых действий осенью 2020 года, обращаясь к своему народу, сказал, что Азербайджан заставил Армению капитулировать, а премьер Никол Пашинян был вынужден подписать акт о капитуляции.
Есть ли в этой истории хоть один проблеск неточности или преувеличения? Нет, нет и сто раз нет! И зачем же грешить против истины, фантазировать и рассказывать всевозможные небылицы? Только ради того, чтобы сбить с толку сообщество и навязать ему ложь?!
По словам Джейхуна Байрамова, «прекращение вооруженного конфликта с Арменией и восстановление суверенитета и территориальной целостности Азербайджана создали на Южном Кавказе совершенно новые условия. Впервые за десятилетия в регионе была достигнута стабильность, де-факто установился мир».
Все в реалиях именно так и произошло. Иреван до начала развязки вел себя совершенно безответственно и нагло. Он отвергал природу миролюбия, видя себя в ореоле непобедимости. Его вооруженные провокации вдоль границы двух государств, на оккупированных азербайджанских территориях стали обыденными, не давая покоя жителям Азербайджана, которые жили в опасных зонах.
Армянам доставляло большое удовольствие подвергать страданиям людей, испытавших участь беженцев и вынужденных переселенцев. Не забылись трагедии времени, которое все привычно называли этапом временного перемирия. Единственный документ, подписанный в Бишкеке между Баку и Иреваном в мае 1994 года, установил режим прекращения огня. Азербайджан очень надеялся на прорыв в мирном процессе, однако…
Армения стала действовать с точностью до наоборот. Изображая из себя голубя мира, она продолжала вооружаться и время от времени испытывала терпение своей жертвы, творя преступления и военные бесчинства. За неполные тридцать лет оккупации с азербайджанской стороны погибли сотни людей, многие из которых были простые мирные граждане. Из дальнобойных орудий армяне били по тракторам, которые вдоль линии разделения вели сельскохозяйственные работы, снайперы брали под прицел азербайджанских солдат, что несли службу вдоль линий водораздела. Необузданность агрессора стала нормой, несколько раз начинались настоящие бои с применением тяжелых орудий. На помощь агрессору все время приходили внешние силы, которые не давали возможности Азербайджанской армии привести в чувство зарвавшегося агрессора.
Помнится, в конце лета 2014 года ситуация накалилась до предела и Азербайджан оказался вынужденным наказать Иреван за нарушение режима прекращения огня.
То же самое повторилось в апреле 2016 года, когда опасные игрища армянских военных в южном направлении привели к четырехдневной войне. Контрнаступательные действия Вооруженных сил АР привели к деоккупации большой территории с взятием стратегической высоты Ляля-тепе. Снова на подмогу беспокойному и агрессивному режиму пришли внешние силы, настояв на прекращении огня.
Баку был верен данному слову, не давая противнику повода для срыва мирного процесса. В планах же Иревана были провокации разного масштаба ради подрыва переговоров, к которым армянская сторона подходила спустя рукава. Ей не только был не нужен мир. Руководители страны-агрессора пользовались всем ради повышения градуса эскалации. В этом они видели смысл того, чтобы сделать оккупацию необратимой.
Знали ли об этом в Баку? Бесспорно. «Если переговоры не дадут результата, мы будем вынуждены силой освободить наши земли», - неоднократно повторяемый тезис лидера Азербайджана Ильхама Алиева адресовался не столько к армянской стороне, сколько к посредникам от Минской группы ОБСЕ, которая заигралась с Иреваном, упустив вожжи мирного процесса.
Официальный Баку не упускал из виду ни одну деталь, ни один нюанс в связи с политическим шулерством, которое разыгрывали агрессор и его внешние лоббисты. Их объединяла единая цель по сворачиванию реальных действий на пути к прорыву в пользу имитации. Кому-то пришла в голову дурная мысль свести на нет дипломатические усилия и воссоздать только видимость заинтересованности в результате. Но дипломатия Азербайджана сломала фальшивую игру, вокруг которой объединились агрессор и его внешние защитники. По факту последние прикрывались масками, дабы скрыть свое подлое пособничество.
Поэтому сегодня с высоких трибун азербайджанские представители озвучивают правду о том, что было очевидным для пострадавшей стороны. Виновник же многолетней трагедии как изображал из себя невинную овечку, так и продолжает врать дальше.
Странно, что провалившись, Армения снова берется за то, что единожды подвело ее под монастырь. Очевидно, что она не умеет играть по правилам. Ее все время засасывает болото кривды. Но нельзя не видеть, как в этом ей помогают иностранные заступники. Они обхаживают Иреван со всех сторон, дабы не дать настроиться ему на здоровую волну. Собственно, армяне сами готовы находиться в путах обмана, лишь бы не лишиться опеки внешних секундантов и спонсоров.
Слово «мир» продолжает пугать не только поверженного агрессора, но и большую команду его сторонников, которые изо всех сил вбивают клинья в хрупкий диалог, начавшийся после абсолютной Победы Азербайджана в многолетнем противостоянии. Разумные подходы и предложения официального Баку на предмет послевоенного обустройства в регионе пугают не столько руководителей Армении, сколько тех, кто взялся им помогать в выработке политической линии.
«Азербайджан продемонстрировал политическую мудрость и волю, предложив Армении мир на равных условиях с соблюдением норм и принципов международного права, на основе взаимного признания и уважения суверенитета и территориальной целостности друг друга», - сказал Джейхун Байрамов с трибуны Генассамблеи ООН, напомнив, что за последний год Баку и Иреван путем прямых двусторонних переговоров добились значительного прогресса в процессе нормализации. В зачет пошли подготовка двустороннего договора, вопросы делимитации и демаркации государственной границы, повлиявшие на разработку мер доверия.
Однако определенные силы изо всех сил пытаются обнулить накопленный актив и заложить основу для новой эскалации ради новой силовой кампании.
Парадоксально, но армянский политес делает невозмутимый вид, словно не осознает, куда клонят зарубежные провокаторы. Война для них - это средство наживы и вмешательства. А армянам-то зачем снова класть голову на плаху унижения и потерь? Неужели они все еще надеются на реванш?!
Здоровый расклад от главы МИД Азербайджана привел в лихорадочное состояние пропагандистов, которые подвергают ревизии бесспорные истины. Они используют затертые клише о «жестокой военной агрессии Азербайджана в отношении мифической «НКР» и Армении». Наводя шум о так называемой «карабахской республике», никто не обременяет себя обязанностью вспомнить, если искусственное образование состоялось, то почему Армения его не признала. История из серии «а был ли мальчик?»
Или другой пример из истории разбитых мифов о «насильственном перемещении более 100 тыс. карабахских армян» или «уничтоженных армянских культурно-исторических памятниках». С помощью набивших оскомину клише армянские пропагандисты забалтывают сообщество, чтобы вызвать жалость к себе и ненависть к азербайджанцам.
Верно замечено, что преступления имеют фамилии и имена. Говорить о них безадресно, абстрактно - это все равно что толочь воду в ступе. Насильственное перемещение 300 тыс. азербайджанцев из Армении зафиксировано документально, а «депортация» армян из Азербайджана - это чистой воды фикция, устроенная ради театральной пропаганды. Это, между прочим, уже доказано фактами и свидетельствами посланников ООН.
А что касается уничтожения памятников истории, тут армянам надо только молчать и не высовываться. Из множества десятков азербайджанских мечетей в Иреване и других местах Армении осталась одна «Голубая мечеть» в столице проблемной страны, которую и то переименовали в «персидскую». Но от этого она не перестала быть азербайджанской.
А что касается судьбы армянских культурно-исторических памятников в Карабахе и на прилегающих территориях, история такова: свыше двадцати церквей, наспех построенных за годы оккупации азербайджанских городов и сел, не могут стать предметом обсуждения. По международным нормам, а в этом контексте Женевская конвенция вносит полную ясность, строительство культовых сооружений на оккупированных территориях является противозаконным действием.
А церковь «Газанчи» в Шуше реставрируется азербайджанскими властями и ей возвращается первозданный вид православного храма. Она никогда не была армянской. Так что все беспокойства по этому поводу беспочвенны.
Беда Армении, ее правящих сил с пропагандистским кластером в том, что они не умеют слушать, а предпочитают говорить, поучать и плакаться. Уж лучше бы внимали тому, что говорится в их пользу. Если мешает посттравматический синдром, надо искать противоядие в тиражировании порядком надоевших штампов. Выход - в поиске мер по избавлению от психических расстройств. Впрочем, это уже тема другого разговора.