Рустам Оруджев: «Домашний ЧМ — это колоссальная ответственность»

Спорт
20 Сентябрь 2018
10:13
65
Рустам Оруджев: «Домашний ЧМ — это колоссальная ответственность»

Считанные дни остались до церемонии открытия в нашей столице 32-го Чемпионата мира по дзюдо, на котором выступит рекордное количество участников — 831 спортсмен из 133 стран.

В течение недели, 20—27 сентября, мы и миллионы болельщиков со всех уголков планеты будем восхищаться работой лучших мастеров этого красивого и динамичного единоборства. И каждый, само собой, будет надеяться на успех своей национальной дружины.

Своими ожиданиями от турнира поделился серебряный призер Олимпийских игр-2016, член сборной Азербайджана Рустам Оруджев (73 кг).

— Итак, до старта мирового первенства в Баку остается менее недели. С каким настроем подходят к нему хозяева татами? 

— Настроение, как всегда, боевое. Все дзюдоисты, которых тренерский штаб хотел привлечь к турниру, находятся в лагере команды. Все чувствуют себя хорошо, пребывают в отличной форме и заряжены на борьбу. А главное — каждый из них способен принести стране награду.

— Вы согласны с мнением, что проходящий в родных пенатах турнир несколько отличается от выездного? 

— Ну, разумеется. И не несколько, а значительно. Родные пенаты придают сил и уверенности. Вместе с тем выступление на домашней арене — это большая ответственность. 

— Здесь от тебя ждут лишь максимального результата?

— На самом деле наша публика всегда ждет от своих дзюдоистов максимального результата. И неважно, где проходит турнир — в Азербайджане, Германии, Китае, Турции, Франции или, скажем, в Хорватии. Но вы правы, когда соревнование проходит дома, болельщики становятся требовательными
вдвойне.

— Зачастую это обстоятельство сковывает спортсменов по рукам и ногам. Согласны?

— Все в этом мире имеет свои плюсы и минусы. С одной стороны, когда турнир проходит у тебя на родине, то тут, как говорится, даже стены помогают. Не говоря уже о публике, которая всячески поддерживает своих. А с другой — боязнь проиграть на глазах у соотечественников, как вы верно заметили, заставляет некоторых ребят нервничать, подчас мешает сконцентрироваться на схватке, сковывает по рукам и ногам. В принципе домашнее соревнование в любой дисциплине — это колоссальная ответственность.

— Будем надеяться, что родные стены придадут нашим дзюдоистам уверенности, а ответственность не сильно будет мешать им в работе.

— Искренне надеюсь, что именно так все и будет. В конце концов команда у нас опытная и титулованная.

— Кстати, о титулах. Даже при большом желании нельзя сказать, что последние несколько соревнований сложились для нас успешно. Честно говоря, накануне мирового первенства это обстоятельство заставляет болельщиков нервничать.

— Право слово, для тревоги нет поводов. Во-первых, не сказал бы, что последние турниры мы провели неудачно. Хотя бы потому, что буквально с каждого из них мы привозили по одной—две медали. Во-вторых, если хотите знать, все без исключения соревнования, в которых этим летом выступила сборная Азербайджана, рассматривались нами как подготовка к Чемпионату мира. Перед нами, дзюдоистами, не ставилось цели завоевать на них награду. Любое соревнование, прошедшее за последние 3—4 месяца, мы воспринимали как подготовительный этап к бакинскому первенству мира.

— Насколько верно воспринимать престижные рейтинговые турниры как подготовительный этап?

— Ну, бывает и такое. Понимаете, чисто физически нам было трудно выступить там в полную силу, так как на соревнования мы приезжали сразу же после напряженных и продолжительных сборов в Испании, Германии, Франции. Так, на Гран-при мы приезжали буквально с корабля на бал. И это при том, что, согласно науке, после любых сборов спортсменам дается как минимум 10 дней отдыха. А у нашей сборной не было и дня отдыха.

— Интересно, остальные сборные так же отнеслись к последним турнирам?

— Честно говоря, не знаю. Как-то не обратил внимания на их физическое состояние. Вот только не забывайте, что предстоящий Чемпионат мира является домашним не для них, а для нас.

— Стало быть, азербайджанские дзюдоисты, которым все-таки удалось взойти на пьедестал, совершили подвиг?

— Это не подвиг, а очередное подтверждение высочайшего уровня подготовки азербайджанских дзюдоистов, которые даже после изматывающих сборов способны приехать на престижный турнир и завоевать медаль, конкурируя при этом с лучшими из лучших.

Правда, на Гран-при в Загребе, на котором мне удалось завоевать «бронзу», я выступил отдохнувшим. По причинам семейного характера мне не удалось принять участие во французских сборах команды, и на турнир я вылетел из Баку.  В отличие от Мамедали Мехтиева (90 кг), который после энергозатратных сборов нашел в себе силы бороться и тоже завоевал в Хорватии «бронзу».

— Следующий вопрос может показаться вам бестактным, так как касается партнера по сборной — Хидаята Гейдарова (73 кг). Он феноменально провел 2016 год и большую часть 2017-го, буквально ворвавшись в элиту мирового дзюдо. Однако последние 9—10 месяцев о нем практически ничего не слышно. Чем это объясняется?

— Почему не слышно? Он находится в отличной форме и продолжает работать на высоком уровне. К примеру, в этом году стал вторым на чемпионате Европы в Израиле, а на недавнем Гран-при в Германии в первой же схватке встретился с олимпийским чемпионом из Японии Шохе Оно и отлично провел ее, уступив с минимальной разницей. Так что все у Хидаята в порядке и он по праву считается одним из фаворитов предстоящего первенства мира.

— Рустам Оруджев и Хидаят Гейдаров — два дзюдоиста экстра-класса, выступающие в одной весовой категории. Многие наши болельщики считают это иррациональным и уверены, что для Азербайджана было бы лучше, если…

—  …один из нас сменит вес?

— Да, именно так.

— Я тоже часто слышу подобные разговоры. Не знаю, что и ответить. Да и решать это не мне и не Хидаяту, а руководству.

— Лет 6—7 назад Международная федерация дзюдо (IJF) ввела нововведения в правила, которые были неоднозначно встречены мастерами татами из разных стран…

— Да, многие и сегодня говорят о том, что эти нововведения прежде всего на руку родоначальникам дзюдо. Новые правила ограничивают работу в ноги, а это всегда было козырем азербайджанских, российских, иранских, турецких, грузинских дзюдоистов.

— Между тем многие наши мастера, в том числе и ваш товарищ по сборной — Эльхан Мамедов (100 кг), уверены, что нововведения вернули дзюдо его исконную красоту.

— Согласен с Эльханом на все 100%. Понимаете, представители Ирана, России, Азербайджана сильно наклонялись во время схватки, пытаясь провести прием в ноги. Зачастую иностранцы говорили о том, что дзюдо в нашем исполнении напоминает борьбу.

А нововведения в правилах вернули дзюдо его исконную красоту. И пусть после их принятия Япония в одночасье вернула себе лидерство, я все же признаю, что они пошли на благо всего мирового дзюдо.

Кстати, если говорить языком цифр, то приходишь к выводу, что Азербайджану эти нововведения пошли на пользу. Мы стали завоевывать больше наград. Так что впору говорить о том, что введение новых правил сыграло нам на руку.

— Кому уж точно эти правила сыграли на руку, так это японцам. Сегодня их гегемония ни у кого не вызывает сомнений. Как долго, на ваш взгляд, она может продлиться?

— Принято считать, что первая реакция человека на вопрос всегда бывает самая правдивая и искренняя. Поэтому на вопрос: «Когда закончится гегемония японцев», — я хотел ответить: «Никогда!» Но тут же в памяти всплыло другое изречение: «Никогда не говори никогда». Вот я и не знаю, что сказать.

Если основываться на впечатлениях, то еще как минимум лет 10—12 японцы будут лидерами в дзюдо. Мы — европейцы, американцы и остальные — будем работать над собой, усиленно тренироваться, чтобы догнать их. А достигнув их вчерашнего уровня, поймем, что они сделали еще два шага в своем развитии. Вот как-то так.

Но я не склонен драматизировать эту ситуацию и делать из нее трагедию. В любой сфере есть лидер, на которого равняются.

— В истории отечественного дзюдо есть два олимпийских чемпиона — Назим Гусейнов и Эльнур Мамедли, — и болельщики никак не могут определиться, кого следует считать №1…

— Признаться, очень не люблю я этот вопрос. И как назло слышу его регулярно, почти в каждом интервью. У меня нет на него ответа. Потому что Назим Гусейнов и Эльнур Мамедли — великие мастера, которые достигли максимального результата — олимпийского «золота». Оба они взошли на олимпийский пьедестал и прославили свою страну на весь мир. Поэтому оба они — №1.

— И последний вопрос: в чем заключается залог успеха?

— В трудолюбии и вере в собственные силы. Не существует цели, которая не была бы достигнута верящим в себя человеком. Разумеется, если все это подкреплено действием.