Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
МИД РФ обижается на разворот Армении в сторону Запада
В заявлении МИД России по поводу очередного Брюссельского раунда переговоров между Азербайджаном и Арменией при посредничестве Евросоюза буквально считывается обида на сателлита, у которого прорезалось собственное мнение.
В официальном документе внешнеполитического ведомства нет реакции на последнюю встречу, зато имеется ссылка на то, что «в октябре 2022 г. и мае 2023 г. на саммитах под эгидой Евросоюза Армения признала Нагорный Карабах (?! - Ред.) частью территории Азербайджана, что кардинально изменило основополагающие условия, при которых было подписано Заявление лидеров России, Азербайджана и Армении от 9 ноября 2020 года, а также положение размещенного в регионе российского миротворческого контингента».
Именно эти строки, значительно понизившие эффект Московской декларации о союзническом взаимодействии между Азербайджаном и Россией, независимо от любых устных комментариев официальных лиц РФ, отныне для широкой общественности нашей страны будут считаться линией двуликого поведения российской стороны. Двух мнений не может быть в том, что, оказывается, РМК был введен в регион не для оправдания собственного названия, а для того, чтобы поддерживать в тлеющем состоянии сепаратизм. И не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять степень обиды Кремля на «свой в доску» Иреван, идущий в фарватере «абсолютно чужого» Азербайджана.
Москва, без преувеличения, взяла курс на противостояние с официальным Баку и встала на одну с Францией ступень пропагандистского нарратива, далекого от принципов международного права. Даже не предприняв обязательной в таких случаях традиционной попытки сгладить углы, внешнеполитическое ведомство северных соседей с откровением, достойным более прагматичного подхода, сообщает: «Вызывает озабоченность то обстоятельство, что сегодня ситуация вокруг Нагорного Карабаха развивается по негативному сценарию. Углубляется гуманитарный кризис на данной территории. Местное население испытывает острую нехватку продуктов питания, медикаментов, предметов первой необходимости, практически лишено электро- и газоснабжения, что может повлечь за собой самые драматические последствия для карабахских армян - простых жителей региона. Настоятельно призываем азербайджанское руководство принять срочные меры для немедленного разблокирования Лачинского коридора (дороги. - Ред.), возобновления беспрепятственного передвижения по нему граждан, транспортных средств и грузов в обоих направлениях, а также энергоснабжения региона. Считаем, что в этих условиях не следует перекладывать ответственность за судьбу армянского населения Карабаха на третьи страны…»
Внешнеполитическое ведомство нашей страны между тем дало четкую дипломатическую характеристику документу, выдержанному в истеричном тоне, подчеркнув, что он не соответствует ни Декларации о союзническом взаимодействии между Азербайджаном и Россией, ни официальным выступлениям Президента РФ Владимира Путина о поддержке территориальной целостности и суверенитета Азербайджана в пределах всех границ, включая Карабахский и Восточно-Зангезурский регионы, вместе с бывшей «НКАО». «Несмотря на то, что наша страна демонстрирует приверженность трехстороннему Заявлению, подписанному лидерами Азербайджана, Армении и России, армянская сторона не выполнила большую часть положений данного документа, а российская сторона не обеспечила полную его реализацию в рамках своих обязательств. Несмотря на многократные предупреждения о незаконной транспортировке посредством Лачинской дороги военного оборудования и мин из Армении, ротации незаконных вооруженных формирований, а также о незаконном пропуске на территорию Азербайджана граждан третьих стран, для предотвращения этих действий не было предпринято никаких шагов. В целях предотвращения незаконной деятельности и обеспечения прозрачности азербайджанская сторона в одностороннем порядке установила пограничный контрольно-пропускной пункт «Лачин», созданный в соответствии с законодательством Азербайджана и соответствующими международными нормами. В течение последних нескольких месяцев через данный пункт был обеспечен проход сотен армянских жителей в организованном и прозрачном порядке. В данном контексте очевидна полная безосновательность попыток озвучить тезис о якобы существующей тяжелой гуманитарной ситуации в регионе...»
На самом деле мы видим классику жанра, так как конкуренцию между Западом и Россией в карабахском урегулировании после разрушения советской системы управления нельзя назвать чем-то новым. Даже когда в 1992 году была создана Минская группа ОБСЕ, острословы в Баку поговаривали, что «лишь бы посредники не напосредничали между собой», имея в виду «братство» русских и американцев. Массу подтверждений тому можно найти и в мемуарах ветеранов тех дипломатических баталий - например, с российской стороны армян наиболее активно поддерживал сопредседатель Владимир Казимиров, а его ярым оппонентом был посол при ОБСЕ Филипп Ремлер.
Конкуренция нарастала по мере ухудшения отношений, а начало российской спецоперации в Украине в феврале прошлого года вконец избавило номинальных сопредседателей Минс-
кой группы ОБСЕ (Россию, США и Францию) от необходимости делать вид, что они сотрудничают. Так что теперь ввиду объективной смены диспозиции участники поменялись местами - Францию сменил Евросоюз, да и в столицы Южного Кавказа переговорщики ездят порознь, потому что «кушать не могут, когда видят друг друга», как говорится в популярной советской кинокомедии.
Кроме того, конкуренция - двигатель прогресса, а потому Брюссель с Вашингтоном, с одной стороны, Москва - с другой всячески стремятся продемонстрировать ущербность позиции соперника, что именно они лучше работают. Как бы того ни хотели стороны, армяно-азербайджанский конфликт перестал быть относительно периферийным с точки зрения глобальной политики, так как очень даже перекликается с цивилизационным противостоянием в самом центре Европы, где защитники центростремительных сил славянского единства «стенка на стенку» схлестнулись с поборниками общечеловеческих ценностей.
Другая причина повышенного внимания держав к региону - ставший актуальным по итогам Отечественной войны 2020 года вопрос открытия региональных коммуникаций. Сейчас традиционная граница России с Европой оказалась по сути закрытой, а потому маршруты через Южный Кавказ в Турцию, Иран, Сирию, глубже на Ближний Восток и обратно приобрели особое значение. Самый главный момент - Азербайджан играет в свою игру, выбирая из пестрой палитры товарищей, как союзников, так и партнеров по интересам, заодно предлагая политическому истеблишменту Армении после недолгих раздумий принять протянутую пока руку помощи, желательно без посредников. Заодно официальный Баку демонстрирует серьезность намерений, в отличие от говорунов, не имеющих рычагов влияния на местах.
Вспомним, как в марте 2021 года в ответ на провокацию у села Фарух была взята одноименная высота, 26 августа прошлого года переселенные из Ливана и Сирии армяне покинули села Забух и Сус Лачинского района после сдачи автомобильной дороги, альтернативной Лачинской и переводу туда личного состава РМК.
Азербайджан сегодня самостоятельно формирует повестку региональной безопасности, ни на йоту не поступаясь принципами международного права, и нам бы не хотелось, чтобы официальная Москва, связанная с Баку пусть даже Декларацией о союзническом взаимодействии, опускалась до уровня нарративов «об углублении гуманитарного кризиса» в зоне ответственности миротворцев.
Фидан САЛМАНЛЫ