Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Альтернативные методы наказания доказали свою эффективность
Одним из направлений реформы уголовно-исполнительной системы Азербайджана стало уменьшение использования лишения свободы в качестве меры уголовного наказания.
10 февраля 2017 года Президент Ильхам Алиев подписал распоряжение об упорядочении деятельности в пенитенциарной сфере, гуманизации политики наказания, а также расширении применения альтернативных видов наказания и процессуальных мер принуждения, не связанных с изоляцией от общества. А в 2018 году Кабмин принял постановление «Об утверждении перечня электронных средств контроля, а также правил их применения к осужденным, либо лицам, в отношении которых была избрана мера пресечения». На сегодняшний день в республике электронные браслеты носят более 5200 осужденных граждан.
О применении альтернативных мер наказания и их эффективности мы беседуем с руководителем Правозащитного центра Азербайджана Эльдаром Зейналовым.
- Как можно уменьшить число заключенных?
- В первую очередь это достигается применением таких альтернативных мер уголовного наказания, не связанных с лишением свободы, как штраф, общественные и исправительные работы, условное лишение свободы. Для контроля их исполнения в Министерстве юстиции в 2017 году была создана Служба пробации (отдельно от Пенитенциарной службы).
Конечно, с учетом требований времени совершенствуется законодательство. Например, некоторые правонарушения декриминализуются, то есть переносятся из разряда уголовных преступлений в административные правонарушения. Пересматриваются сроки лишения свободы по преступлениям, не представляющим большой общественной опасности.
Постепенно меняется и судебная практика, в которой унаследованный от советских времен карательный подход к преступившим закон гражданам меняется на воспитательный. К судьям приходит понимание того, что альтернативное наказание, оставляющее человека в семье, временами может воздействовать на сознание преступника эффективней, чем его изоляция от общества. Помимо назначения альтернативных мер наказания по приговору суда к уже лишенным свободы гражданам по отбытии определенной части наказания и при положительной личной характеристике нередко применяется условно-досрочное освобождение либо замена неотбытой части срока на более мягкое альтернативное наказание. Так, в 2021-2022 гг. условно-досрочно были освобождены более 3,5 тыс. заключенных.
Наконец, применяются и такие меры, как амнистия и помилование, с помощью которых также корректируется уголовное наказание. Например, две амнистии, объявленные парламентом в 2016 и 2021 гг., были применены в отношении более 28 тыс. осужденных, причем из мест лишения свободы были освобождены более 5600 осужденных - население 5-6 колоний. По прошлогодней майской амнистии был помилован 801 осужденный, из них 463 вышли на свободу, а еще 220-и сократили неотбытую часть срока.
Эти акты гуманизма имеют и вполне конкретное финансовое измерение. Так, при почти постоянном количестве заключенных, в течение года колеблющемся между 20 и 24 тыс. человек, из года в год растет сумма, выделяемая из государственного бюджета на их содержание. Если в 2016 году она составляла 78,6 млн манатов, то в 2023-м - уже 144 млн, увеличившись почти вдвое. В прошлом году на охрану, питание, одежду, лечение, коммунальные расходы каждого заключенного было потрачено примерно 6-7 тыс. манатов (около 600 манатов в месяц). И это при том, что работа была гарантирована лишь для 10% заключенных, остальные просто были на иждивении у общества.
- Как обстоят дела с контролем над такими осужденными?
- Применение альтернативных мер наказания не может не создать проблему контроля над осужденными, которой не существует, если они содержатся за тюремным забором. Поэтому Кодекс по исполнению наказаний предусматривает т.н. пробационный контроль за осужденными к альтернативным наказаниям.
Служба пробации, на которую возложен этот контроль, в 2018-2023 гг. наблюдала за почти 89 тыс. осужденными, а также за подследственными под домашним арестом. Из них до конца 2023 года были сняты с учета более 65 тыс. человек. Эта работа была бы невозможной без современных средств электронного мониторинга - браслетов, которые начали применяться с апреля 2018 года. В частности, по решению суда их носят условно осужденные, условно-досрочно освобожденные, осужденные к общественным работам и ограничению свободы, а также лица, находящиеся под домашним арестом.
- Что из себя представляет «средство электронного контроля»?
- Оно очень напоминает популярные сейчас электронные «умные» браслеты, связанные с мобильными телефонами. Здесь также есть браслет, домашний сигнальный передатчик и мобильное контрольное устройство (похожее на смартфон). Водонепроницаемый и противоударный браслет закрепляется на щиколотке, в нем можно купаться. А освободиться от него можно, лишь разрезав, о чем сразу же уйдет сигнал в центр мониторинга. Умышленное повреждение этой техники, отказ поддерживать его работу или отказ от браслета приводят к замене наказания на лишение свободы.
Браслет носят вместе с мобильным устройством, по которому сотрудники Службы могут связываться с осужденным. При отдалении на 20 и более метров от браслета в центр подается сигнал. С осужденным связываются и сообщают ему о нарушении, которое надо устранить не позже 75 минут. При нарушении правил исполнения наказания 3 и более раз за год осужденному объявляется выговор. После трех выговоров, по представлению Службы пробации, суд может заменить наказание на лишение свободы.
- Возникает вопрос: насколько это окупается?
- Сообщалось, что в 2018-2023 годах они были применены к 20 тыс. осужденных и подследственных - каждому четвертому. Их количество растет из года в год. Если в первый год браслеты носили более 230 осужденных, то в 2023-м - более 5200. Если последние сидели бы в тюрьме, то на них было бы потрачено более 30 млн манатов. При этом бюджет Службы пробации (а она следила еще за 24 тыс. человек без браслетов) составлял в 2023 году 2,8 млн манатов.
Но здесь важно и качество. У меня, к сожалению, данные только на конец 2019 года, когда более чем 2 тыс. осужденных носили электронные браслеты, и из этого числа около 70 (3,5%) совершили новые преступления. 89 осужденных (4,5%) отправили в тюрьму за многократные нарушения, а 24 (1,2%) - за отказ носить браслет. В целом эти показатели находятся на уровне стран Европы.