Роман ТЕМНИКОВ

Роман ТЕМНИКОВ

«Зеленая» повестка

Экономика
15 Декабрь 2023
09:31
1812
«Зеленая» повестка

Чтобы успешно осуществить энергопереход, Азербайджан должен двигаться втрое быстрее, чем развитые страны Европы в свое время

Накануне 198 стран подписали соглашение о совместных усилиях в борьбе с изменениями климата. Оно стало итогом всемирного климатического саммита СОР28 в Дубае (ОАЭ). Участники соглашения приняли план по снижению вредных выбросов в атмосферу и переходу на экологичные, возобновляемые источники энергии.

Как уже известно, на конференции в Дубае официально было объявлено о том, что 29-я сессия Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (COP29) пройдет в ноябре 2024 года в Азербайджане. Выступая на COP28, министр экологии и природных ресурсов Азербайджана Мухтар Бабаев заявил, что Азербайджан готов принять у себя это масштабное мероприятие. «Азербайджан с его богатым культурным наследием и динамичной энергией станет подходящей площадкой для того, чтобы мировое сообщество вновь собралось вместе для решения насущных проблем нашего времени», - сказал министр.
Свою точку зрения на проведение СОР29 в Азербайджане и на климатическую проблематику в целом высказал нашему корреспонденту отечественныйэксперт в сфере энергетики, руководитель Центра нефтяных исследований Ильхам Шабан.
- Вначале хочу заметить, что климатические изменения в мире начались не в 2015 году, когда было подписано знаменитое Парижское соглашение, а намного раньше - примерно в начале 90-х годов прошлого века. Первыми на угрожающие изменения в атмосфере Земли, связанные с исчезновением озонового слоя по вине парниковых газов, обратили внимание специалисты ООН благодаря соответствующим снимкам из космоса. В результате тогда же на повестке дня возник вопрос повышения температуры атмосферы Земли. Данные негативные изменения были объяснены влиянием антропогенного фактора: повышение численности населения Земли, ускоренные темпы развития промышленности в развитых и развивающихся экономиках мира и связанный с этим процесс урбанизации. 

Как следствие, заметно увеличились выбросы в атмосферу диоксида углерода, который и принялся уничтожать озоновый слой, являющийся защитным полем Земли от вредоносных ультрафиолетовых солнечных лучей. Их негативное влияние было уже вскоре подтверждено, когда в середине 90-х годов публиковались снимки Арктики из космоса, на которых было четко заметно начавшееся таяние ледников. Таким образом, 30 лет назад у ученых и экспертного сообщества, проводивших свои исследования под эгидой ООН, уже появились опасения за земной климат. Однако в то время далеко не все осознали серьезность угрозы, полагая это очередной блажью ученых, которым больше нечем заняться. Даже когда в ЕС в 2005 году на законодательном уровне было принято решение о развитии «зеленой» энергетики и начале энергетического перехода с целью снизить выбросы диоксида углерода в атмосферу, другие государства с большим скепсисом отнеслись к шагам ЕС. 
- Но уже в 2015 году большинство стран - членов ООН в Париже подписали соглашение по защите климата, признав опасность парниковых газов, суть которого в недопущение к 2050 году повышения температуры атмосферы Земли на 1,5 градуса. 
- Благодаря Парижскому соглашению Конференция сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (COP), проходившая с 1992 года, приобрела важное значение для всех стран. Данная конференция проводится ежегодно в разных частях мира. К примеру, на этот год в качестве региона был выбран Ближний Восток, а местом проведения стал Дубай. На будущий год таковым регионом стала Восточная Европа.
Претендентов в качестве места проведения конференции было много. Но шаги, предпринятые руководством Азербайджана в защиту климата, а также активная позиция, проявленная нашей страной на недавней конференции в Дубае (COP28), привели к тому, что именно кандидатура Азербайджана была выбрана в качестве места проведения COP29. Таким образом, уже менее чем через год - в ноябре 2024-го именно в нашей стране будут обсуждаться текущее состояние климата, «зеленая» повестка, достижения и неудачи мирового сообщества в борьбе за сокращение выбросов парниковых газов, новые цели и пути их достижения и т.д.
С другой стороны, выбор Азербайджана в качестве места проведения очередной конференции COP важен с той точки зрения, что это Каспийский бассейн, и все государства, расположенные на побережье этого уникального водоема, не имеющего выхода к Мировому океану, являются богатыми углеводородами, ведущими активную нефте- и газодобычу. Кроме того, Россия и Казахстан в огромных объемах добывают уголь. С этой точки зрения проведение конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата в Азербайджане в следующем году позволит организовать специальную сессию, посвященную положению Каспия.         
- Какой вклад готов внести Азербайджан в дело сохранения климата?
- Первый большой шаг в этом направлении Азербайджан сделал 17 декабря 2022 года, когда вместе с соседней Грузией и двумя членами ЕС - Румынией и Венгрией подписал межправительственное соглашение об экспорте «зеленой» электроэнергии из Азербайджана через Грузию и по дну Черного моря в Румынию. Это соглашение важно для нашей страны, так как учитывает наш потенциал возобновляемой энергетики как суши (в том числе освобожденных территорий), так и моря. Данный проект позволит Азербайджану экспортировать в Европу 4 ГВт «зеленой» электроэнергии. Более того, благодаря ему в перспективе можно будет транспортировать транзитом через Азербайджан «зеленую» электроэнергию из Казахстана и Узбекистана по дну Каспия. 
Если вспомнить современную историю Азербайджана, то он уже реализовал целый ряд проектов в контексте Великого Шелкового пути, то есть поставки товаров с Востока на Запад. Вначале это был транспортно-логистический маршрут по перевозке различных грузов, потом к нему добавился нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, прозванный «железным Шелковым путем». Позднее появился Южный газовый коридор. А сейчас речь идет о реализации масштабного проекта по переброске «зеленой» электроэнергии с одного континента на другой. Данный проект должен заработать в 2028-2029 годах. Но на этом Баку не собирается останавливаться. В будущем, когда Европа уже достигнет углеродной нейтральности, на повестку дня выйдет экспорт в ЕС «зеленого» или, как минимум, «голубого» водорода. Таким образом, в этих проектах Азербайджан является с одной стороны инициатором, а с другой - связующим звеном между странами Центральной Азии и Европой. 
- По словам регионального директора Всемирного банка (ВБ) по Южному Кавказу Роланды Прайс, главный совет ВБ заключается в том, что Азербайджану с целью декарбонизации своей экономики необходимо правильно установить цены на энергоносители, то есть сократить субсидии на ископаемое топливо. Насколько это подходит нашей стране?
- Первые серьезные шаги в вопросе декарбонизации экономики наша страна начала предпринимать только в 2018 году, а на реализацию мы вышли лишь в октябре 2023-го, когда была введена в строй первая в Азербайджане крупная электростанция, работающая на возобновляемых источниках энергии (ВИЭ). Законодательно все тоже было утверждено только в этом году, когда в апреле был принят новый Закон «Об энергетике». Тем самым мы отстаем от Евросоюза на 18 лет. 
Тем не менее закон предусматривает реформирование всего сектора электроэнергетики к 2028 году, что подразумевает его полный переход на рыночные рельсы. Согласно принятому закону, с 2028 года Тарифный совет уже перестанет устанавливать цену на электроэнергию. Тем самым цена на нее будет формироваться свободным рынком. Дело в том, что оптовая цена на уровне 5,5 гяпиков (3,2 цента) за киловатт-час электроэнергии, произведенной из ВИЭ, не выгодна инвесторам. 
В то же время региональный менеджер Международной финансовой корпорации по Южному Кавказу Ивана Фернандес Дуарте на презентации отчета о климате и развитии по Азербайджану заявила, что для повышения устойчивости к изменению климата Баку необходимо сосредоточиться на декарбонизации экономики и повышении устойчивости энергетического сектора. В докладе отмечается, что для этой трансформации Азербайджану необходимо около $44 млрд до 2060 года.
Дороговизна связана с инновационностью применяемых технологий. И оно понятно, все новое всегда бывает дороже традиционного - это аксиома. Но чтобы эта дороговизна не легла непосильной ношей полностью на плечи государства, ЕС, начиная с 2007 года, постепенно повышал цены на электроэнергию. К примеру, если раньше стоимость электроэнергии в ЕС составляла 7 евроцентов за кВт/ч, то перед войной в Украине достигло 20 евроцентов. Понятное дело, что такие цены далеко не всем нравятся в ЕС, но это вынужденная мера, призванная обеспечить капитало­вложения в дальнейшую декарбонизацию европейской экономики и развитие «зеленой» энергетики. При этом повышение в ЕС происходило постепенно - на проценты ежегодно, а не в разы, как это нередко бывает у нас в стране. 
Следовательно, сейчас Азербайджан находится если не в цейтноте, то как минимум в предцейтнотном состоянии в вопросе подготовки к переходу на рыночные рельсы в сфере электроэнергетики. У европейцев было как минимум 15 лет на это, а у нас - всего 4 года. Потому масштабные инвестиции в декарбонизацию азербайджанской экономики очень важны, так как помогут при­йти к углеродной нейтральности.
Однако, как неоднократно заявлял Президент Ильхам Алиев в своих выступлениях и интервью, особенно в этом году, Азербайджан - маленькая страна, ее возможности ограничены, и чтобы стать частью глобального рынка, представители этого рынка должны нам помочь в реализации масштабных отечественных проектов по энергопереходу. Тем самым, чтобы успешно осуществить этот энергопереход, нам необходимо двигаться втрое быстрее, чем ранее двигались развитые страны Европы. 
- В последнее время наряду с углеродом в парниковом эффекте обвиняется и природный газ - метан. Притом на уровне Программы ООН по окружающей среде внушается мысль, что сокращение выбросов метана необходимо проводить в первую очередь за счет снижения добычи нефти и газа. Как это отразится на нефтегазодобывающем секторе Азербайджана?
- Никто не говорит об одномоментном отказе от нефти и газа. Первое, что требуется от Азербайджана, это технологическое усовершенствование добычи нефти и газа. Во вторую очередь на законодательном уровне и на практике необходимо достичь сокращения потребления на внутреннем рынке углеводородов. 
К примеру, в нынешнем году потребление газа в нашей стране составит около 13,5 млрд кубометров. По сравнению с европейскими странами Азербайджан потребляет вдвое больше газа. У нас 5,5 млрд кубометров газа ежегодно сжигается только для получения электроэнергии. Как известно, в Азербайджане абсолютное большинство электростанций являются тепловыми, где электроэнергия вырабатывается за счет сжигания природного газа. При этом мы до сих пор продолжаем строить новые ТЭС, где капиталовложения осуществляются на уровне самых развитых стран мира. Однако, когда дело доходит до расхода условного вещества на выработку 1 кВт/ч электроэнергии, выясняется, что в развитых странах тратятся 160-170 граммов, а у нас - 250-260 граммов. Таким образом, на наших ТЭС происходит перерасход газа. 
Перерасход газа связан еще и с тем, что в Азербайджане до сих пор действует единственный газоперерабатывающий завод, введенный в строй в далеком 1961 году. В 1999 году по нему уже было дано заключение, что он не подлежит ремонту. Ведь даже по советским нормам такой завод после 20 лет эксплуатации подлежит капитальному ремонту, что продлевает его жизнь еще на 20 лет, после чего его надо уже закрывать. Однако этому заводу уже свыше 60 лет и его перерабатывающие мощности значительно сократились. Так, если в 80-х годах прошлого века он перерабатывал 6,5 млрд кубометров газа в год, то в настоящее время - не более 3,5 млрд кубометров. Таким образом, из 13,5 млрд кубометров газа, потребляемых внутри страны ежегодно, только 3,5 млрд перерабатывается и превращается в так называемый «сухой» газ, то есть очищенный от различных примесей. Остальные же 10 млрд идут на внутренний рынок неочищенными. С этим в основном и связан перерасход топлива при использовании такого газа в бытовых целях. 
А ведь неочищенный газ содержит много различных посторонних веществ, примесей, полезных в химической промышленности. Поэтому, если бы у нас перерабатывался весь газ, а полученные примеси отдельно шли бы на экспорт, то вырученные средства максимум за 5 лет окупили бы строительство нового газоперерабатывающего завода. Его стоимость не превысила бы $1,5 млрд.     
В то же время не будем забывать, что в настоящее время загрязнение воздуха в Баку на 83% связано с автотранспортом. Те же седаны марки "Мерседес" и других известных брендов в европейских городах тратят в среднем 8 литров топлива на 100 км, а у нас - 12 литров. Такой перерасход связан с более низким качеством азербайджанского топлива. То есть, если бы у нас в автомобилях использовалось топливо, отвечающее стандартам  Евро-5, то и у нас был бы примерно равный с европейцами расход топлива.  
На меньший расход ископаемого топлива большое влияние оказывает и внедрение энергосберегающих технологий. К примеру, Европа идет по этому пути с 2007 года. Данные технологии в европейских странах применялись повсюду - от бытовой техники до сложных производственных машин и двигателей. При этом государство дотировало повсеместное внедрение таких технологий. В итоге сейчас это в  Европе стало нормой. 
В результате применения всех вышеперечисленных сберегающих технологий Азербайджан сейчас ежегодно потреблял бы не более 9 млрд кубометров газа. Так что в первую очередь необходимо вкладывать средства в сокращение расходов ископаемого топлива, чтобы хотя бы к 2030 году достичь европейских норм потребления. 

Экономика
Новости