Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Ширятся горизонты сотрудничества с Францией
Начало добычи «голубого топлива» на газоконденсатном месторождении «Абшерон» с ростом доставок товарного газа на международные рынки дало старт еще большему укреплению не только энергетического, но и геополитического потенциалов Азербайджана.
Президент Ильхам Алиев, принимая в этой связи генерального исполнительного директора французской компании Total Energies (оператора проекта) Патрика Пуянне, выразил уверенность не только в скором переходе на стадию полномасштабной разработки месторождения, но и в более глубокой заинтересованности глобальной структуры в освоении отечественных проектов, в том числе касающихся возобновляемой энергии. По логике вещей так оно и произойдет, и в этой связи хотелось бы предостеречь некоторых «экспертов» Армении и коллективного Запада от скоропалительных выводов относительно «резкого охлаждения» дипломатических отношений между Баку и Парижем.
Начнем с того, что президент Эмманюэль Макрон никакой не архитектор государственного строительства, да и период его руководства Пятой республикой войдет в историю, мягко говоря, не совсем блистательной страницей во внутренней и внешней политике государства.
Более того, если перелистать внимательнее фолианты азербайджано-французских связей периода государственной независимости, официальный Баку всегда считал приоритетом всесторонние связи с Евросоюзом, а следовательно и с Парижем, как «двигателем дипломатии» крупнейшего в мире межгосударственного образования.
Так, спустя буквально 2,5 месяца после избрания Президентом общенациональный лидер Гейдар Алиев совершил свой первый официальный визит 19-22 декабря 1993 года в качестве главы государства именно в Париж по приглашению своего коллеги Франсуа Миттерана. Ильхам Алиев, как продолжатель стратегической линии мудрейшего патриарха геополитики, также спустя три месяца после избрания Президентом свой первый зарубежный официальный визит совершил 22-23 января 2004 года тоже в столицу этой страны по приглашению своего коллеги Жака Ширака, с именем которого у азербайджанских историков связаны теплые воспоминания. Он, впрочем, как и его предшественники и последователи в лице Николя Саркози и Франсуа Олланда, несмотря на многовековое заступничество своей страной армянской и в целом антитурецкой общины, всегда придерживался взвешенного подхода к региональным процессам и никогда не был особо замечен в риторике, которую предпочитает сегодняшний «хозяин» Елисейских полей. Это качество сыграло крайне позитивную роль в закладке стратегического фундамента двусторонних межгосударственных отношений, успешно развивающихся в различных областях, в том числе в политической, экономической, культурной и др. Не считая последних лет, когда кому-то совершенно необоснованно кажется, что он имеет исключительное право на менторский тон, между Баку и Парижем ведется активный и конструктивный диалог, что отражается на промежуточных результатах по итогам ряда официальных визитов главы государства.
Так, в феврале 2007 года, отвечая на вопросы корреспондента влиятельного французского журнала La Lettre Diplomatigue, Президент Ильхам Алиев сказал: «По итогам моего визита 29-31 января этого года была принята Совместная декларация, подписано девять документов, охватывающих экономическую, туристическую, гуманитарную и социальную сферы. Французские компании вновь выразили заинтересованность во вкладывании инвестиций в развитие экономики Азербайджана. Одним из моментов, нашедших отражение в итоговых документах визита, было решение о проведении Года Азербайджана во Франции и Года Франции в Азербайджане». Примечательно, что все планы, озвученные главой государства, были реализованы в полном объеме, и все потому, что между политическим руководством на ту пору были созданы и отрегулированы меры взаимного доверия, а официальный Париж демонстрировал, что на нем, как на одном из сопредседателей Минской группы ОБСЕ, лежат обязательства (!) не просто по вовлечению в процесс переговоров по стабильному замирению на Южном Кавказе, но и в деле поддержки независимости, суверенитета и территориальной целостности обеих договаривающихся сторон.
Президент Ильхам Алиев, будучи к тому же опытным дипломатом, никогда не допускает резких высказываний в отношении адекватных оппонентов, при этом его высокая оценка двусторонних отношений зиждется на объективных реалиях. «Около 10 городов Азербайджана и Франции стали городами-побратимами. Открытие Бакинского французского лицея, а также Азербайджано-французского университета также следует вписать в актив в качестве весьма положительных результатов по наращиванию многогранных культурных связей. Что касается общеполитических отношений, то я бы сказал, что они тоже уже нормализовались. При этом мы понимаем, что сильная армянская диаспора во Франции оказывает негативное влияние не только на процесс принятия решений, но и на мозги людей. Впрочем, отношения с Францией всегда были важны для нас, потому что речь идет об одной из лидирующих стран мира. Мы также хотим сказать, что Азербайджан совсем не такой, как его представляет Армения», - сказал глава государства 29 апреля прошлого года на международной конференции на тему «Южный Кавказ: развитие и сотрудничество» в Университете АДА.
На самом деле, в конце можно задать и вопрос, а что из себя представляет Армения, чтобы влиять на общественное мнение французов? Чтобы ответить на него, вспомним в этой связи январское долгожданное (со стороны правительства Никола Пашиняна и ряда жаждущих заботы и защиты обывателей) посещение Иревана французской делегацией во главе с председателем Национального собрания этой страны Яэль Браун-Пиве. Как раз накануне эта структура приняла осуждающую антиазербайджанскую резолюцию, а потому армянское общество ждало, что прямо в аэропорту Звартноц тетенька расчехлит с десяток крылатых ракет, оснастит их ядерным боезарядом и наведет на Баку… Тем более что свежо было их недоверие к ОДКБ, на улицах не стихали митинги по поводу «предательства» России, которая «не помогает многострадальным братьям в беде и преступно бездействует». Но уже на совместной с главой парламента Аленом Симоняном пресс-конференции все пошло не так, как ожидали армяне - по старому доброму известному сценарию. Высокопоставленные представительницы Франции выразили поддержку, озабоченность, жалость, все что угодно, однако потом последовал жесткий холодный душ. Спикер верхней палаты французского парламента так и сказала: Франция не признает независимость «Нагорного Карабаха» в соответствии с международным правом. Мы все подчиняемся международному праву». А призыв о предоставлении Армении военной помощи и введении санкций против Азербайджана г-жа Яэль Браун-Пиве вообще проигнорировала: «Мы считаем, что важнее всего мирное урегулирование и восстановление прямого диалога, на что направлены все наши усилия. Идти же другими путями не к месту, поскольку путь мирного урегулирования и диалога полностью не исчерпан, пока не все испробовано», - тактично увернулась французский спикер. После этого разочарованные «самые древние приматы» стали кричать в социальных сетях, что, оказывается, не только Россия, но и Франция тоже предательница армянских интересов.
На самом деле Иреван должен четко осознать, что у каждого игрока с набором комплекта геополитических интересов есть свой расчерченный план развития, который обязательно должен соотноситься с реальностью, а не с воображаемым успехом, и что та же Франция вкупе с Евросоюзом, и Россия, и США давно определились со стратегическими партнерами на Южном Кавказе. И многомиллиардные инвестиции указанных действующих лиц в экономику Азербайджана являются наглядным подтверждением этих слов (одна только компания Total Energies, с руководством которой накануне встречался Президент Ильхам Алиев, вложила в реализацию проектов на Каспии $2,5 млрд, не говоря о других известных структурах, вроде Airbus, Iveco, Alstom, SUEZ, Thales, Danone, Bouygues, Sanofi, Rotschild и других, которые уже много лет действуют в различных сферах отечественной экономики. Чтобы более научно обозначить стратегическое экономическое значение Страны огней для Франции, обратимся к сухим статистическим цифрам: на Южном Кавказе три республики, при этом удельный вес Азербайджана в экономическом и торговом партнерстве с официальным Парижем превышает 60 процентов совокупного объема. Есть еще один показательный момент - отечественные предприниматели вовлечены во внешнеторговый оборот почти со всеми 193 государствами - членами ООН, и удельный вес Франции в последние пять лет в среднем составляет почти 2,5 процента (10-е место в совокупном списке, что является весьма неплохим показателем).
И самое главное, активное сотрудничество с коллективным Западом, в том числе с Парижем и последовательная интеграция в евроатлантические структуры - стратегический выбор Азербайджана независимо от того, кто официально руководит Елисейским дворцом. При этом вряд ли следует быть в фарватере тех сил, которые считают себя «локомотивом» общественного мнения всего Старого Света и пытаются критиковать нашу страну якобы за «тотальное нарушение прав человека и фундаментальных свобод».
Из Баку виднее масштабная картина государственного строительства и роль Президента
Ильхама Алиева в возведении здания национального самосознания. Глава государства всей своей деятельностью, а не только риторикой наглядно показывает, что при комплексном развитии страны нельзя отдавать предпочтение какому-то одному элементу и обделять вниманием другой, - при верховенстве политического плюрализма и обеспечении верховенства закона такие процессы, как экономический рост, политическое развитие и процесс демократизации, должны происходить параллельно. А стержнем внутренней политики являются вера в гражданина, соблюдение принципа социальной справедливости, создание для всех людей равных стартовых условий и построение сильной экономики. А потому осуществляемая в этой области видимая даже невооруженным глазом конкретная работа вселяет уверенность, что в ближайшем будущем мы добьемся поставленных целей.
Есть еще один момент - некоторые крикуны во французских СМИ, не будучи ни разу в нашей стране, навешивают на азербайджанцев ярлык «исламских фундаменталистов и террористов», однако они забывают, что эти нарративы размыты окончательно, так как Страну огней ежегодно посещают тысячи, а во время чередующихся, а иной раз проводимых параллельно музыкальных и спортивных состязаний - десятки тысяч иностранных туристов. Посещая не только столицу, но и периферию Азербайджана, они видят не постановочную, а реальную картину верховенства светских законов, что наряду с мечетями люди свободно посещают те храмы, которые им по душе, включая церкви, синагоги, костелы, пагоды и даже съемные квартиры сектантов. Причина такой «вседозволенности» в европейском понимании кроется в том, что мы прежде всего ощущаем себя и социально, и как политическая нация азербайджанцами, а уже затем - мусульманами, христианами, иудеями, буддистами или приверженцами экзотических течений с парой десятков апологетов.
Сегодня мы с гордостью можем сказать, а мир воочию видит, что в Азербайджане царит высочайшая степень этнической, религиозной, политической и даже бытовой толерантности. И это результат естественного многовекового, выработанного практикой нормального неконфликтного сосуществования национального менталитета толерантности, помноженного на государственную политику мультикультурализма. Эти безусловные плюсы известны всем без исключения дипломатическим и экономическим партнерам Баку, которые при реализации проектов в нашей стране руководствуются не временными инструкциями МИД, а постоянными интересами мира и процветания на взаимовыгодной основе.