Монолог вместо диалога?

Политика
18 Ноябрь 2023
06:29
1902
Монолог вместо диалога?

Вопиющая беззащитность и беспомощность Вашингтона

Присущие сильным слабости порой высвечивают у носителей завидного потенциала такие нелестные стороны, от которых становится не по себе даже видавшим виды наблюдателям, знатокам человеческой психологии. 

Например, не всем сильным присуще умение воспринимать по достоинству успехи других, радоваться достижениям тех, кого еще вчера многие видели в ранге начинающих и неопытных, слабых и малоспособных. 
Носители мощи ведь тоже не сразу достигли того, что вызывает восторг или восхищение. К вершинам умения и достоинства всегда приходят через движение и рвение, когда труды и старания мало-помалу приносят плоды, придают уверенность, превращаясь в силу. А далее все идет по нарастающей, и вера в себя не позволяет расслабляться, тратить энергию и возможности понапрасну. 
Так уж повелось, что сильные мира сего уже не одно столетие объединяются в едином порыве, чтобы поделить мир между собой и держать ключи от глобального управления в своих руках. Им свойственны менторство, высокомерие и надменность, а также нежелание уважать тех, кто проявляет достоинство и своеобразные нрав и умение отстаивать свои принципы и интересы.   
В истории азербайджано-американских отношений отмечены периоды взлетов и падений, и они в основном развивались по положительной спирали, показывая, как можно добиваться рациональности в важных ипостасях сильным странам и государствам из дивизиона относительно новых. Политическая элита Азербайджана всегда внимательно относилась к позиции американского истеблишмента по широкому кругу вопросов, особенно в самых важных направлениях сотрудничества. За тридцать с небольшим лет взаимодействия обозначились три главных направления, где Баку и Вашингтон гармонично дополняли друг друга, несмотря на разницу в геополитическом весе. Энергетика, безопасность и развитие демократических свобод стали теми областями жизнедеятельности, где стороны сообща накапливали совокупный потенциал. Благодаря слаженности видений и используемых возможностей на почве этих сфер сторонам удалось наработать общий потенциал, из чего стали вырабатываться контуры стратегического партнерства. 
В таком формате участникам процесса важно не только дополнять, но и слышать друг друга. Как раз в те моменты, когда диалог прерывается и ему на замену приходит монолог, случаются срывы и недоразумения. Наблюдаемый в наши дни диссонанс в контактах есть следствие нежелания определенных американских кругов вникнуть в тонкости процессов, которые обозначились на Южном Кавказе. Азербайджан, как и всегда это было, продолжает находиться в поле предсказуемости, чего нельзя сказать об американской стороне, которая на ровном месте чудит, выискивая причины для осложнений. 
Вопрос восстановления территориальной целостности Азербайджана с момента обретения независимости был для нашего народа не только делом чести, но и задачей стратегического значения. Поколения азербайджанцев, на долю которых пришлись лихолетья и потери, научились смотреть на вещи трезво. 

Политическая элита видела свою миссию в решении вопроса прекращения армянской агрессии так, чтобы его тяжесть не досталась будущим поколениям. 
Впервые о важности этой проблемы заговорил общенациональный лидер азербайджанцев Гейдар Алиев, который, кстати, и оказался одним из архитекторов азербайджано-американских отношений. Его заслуги в закладке фундамента двусторонних связей неоспоримы. Если вспомнить роль Гейдара Алиева в заключении «Контракта века», где заметный пай застолбили за собой нефтегазовые гиганты США, выработку энергетической стратегии молодой республики, которая сразу же обозначила в качестве приоритета интеграцию на Запад, и другие усилия десяти лет его управления, то невольно приходится признать, насколько внешнеполитический вектор Баку был выстроен выверенно. 
Политический преемник Алиева-старшего Президент Ильхам Алиев продолжил политику прагматизма, на которую встал Баку в самый ответственный момент своей новой истории. В определенном смысле он внес масштабный вклад в развитие отношений своей страны с Западом, где главный упор пришелся на Америку как на страну, которая пред­определяла новые дискурсы во всей системе международных отношений. Не случайно Азербайджан, превратившись в одно из локомотивных звеньев в реализации программы энергетической безопасности Европы, стал еще и одним из важных фигурантов в деле обеспечения глобальной безопасности. 
Вашингтон с начала нулевых всегда чувствовал плечо Баку, который всецело поддерживал усилия мирового лидера в процессе нейтрализации рисков и новых вызовов. Будучи требовательным к себе во всем, что касалось судьбы общей безопасности, Азербайджан превратился в одного из активных двигателей важных миротворческих миссий, зачинателем которых выступал Вашингтон. Высокий уровень ответственности, который демонстрировал Баку, не оставался незамеченным в политических кругах заокеанского партнера. 
Азербайджан в судьбоносных процессах свой выбор сделал и всегда шел к обозначенным целям осознанно и ответственно. Но когда вдруг представители американского истеблишмента неожиданно и без надобности начинали выдвигать перед партнером невостребованные задачи, да еще и не вникая в суть предметов, похолодания не заставляли себя ждать. Нечто подобное происходит сейчас. 
Как бы это парадоксально ни звучало, к Азербайджану совершенно безосновательно выдвигаются абсолютно неприемлемые требования по части региональной безопасности. По итогам слушаний в Госдепартаменте США на предмет угроз безопасности в отношении Армении подозрения, претензии и даже требования безосновательно обращены к Баку. 
С какой стати? Вопрос не праздный.
Если бы было не так, то внешнеполитическое ведомство Азербайджана не выступило бы с официальной реакцией относительно сложившегося положения. Западный полюс во главе в США почему-то избрал путь осложнения ситуации там, где для этого нет никаких оснований. 
Соло помощника государственного секретаря США Джеймса О’Брайена, заместителя помощника администратора бюро Евразии и Европы агентства США по международному развитию Александра Соколовского и других по теме «Будущее Нагорного Карабаха» априори вызывает возмущение, если не сказать гнев. 
В том, что прошлые три десятка лет Карабаха, который азербайджанский Президент Ильхам Алиев навсегда избавил от прилагательного «нагорный», были весьма стремными, мутными и трагичными, сомнений быть не может. А по поводу будущего все ясно и без колебаний: во-первых, это сугубо внутреннее дело Азербайджана, а во-вторых, оно будет намного лучше и содержательнее чем то, что происходило в исконно тюркском крае по милости преступного сепаратистского режима на протяжении почти тридцати лет. 
В выступлениях спикеров в комитете по иностранным делам Палаты представителей действительно разразилась буря в стакане и полился поток совершенно необоснованных выпадов в адрес суверенной страны, которая по всему спектру внешних вопросов неизменно занимает четкую и недвусмысленную позицию. 
В недавнем обращении к азербайджанскому народу из освобожденного Ханкенди Президент Ильхам Алиев послал месседж всему мировому сообществу, сказав, что его стране война не нужна. Иначе не стал бы официальный Баку сразу после завершения 44-дневной Отечественной войны предлагать мирные инициативы поверженной Армении. 
«Мы расцениваем эти слушания и выступления как удар по отношениям между Азербайджаном и США в двустороннем и многостороннем форматах. Обвинения, выдвинутые против Азербайджана, не только необоснованны, но и подрывают мир и безопасность в регионе», - говорится в заявлении МИД Азербайджана. 
Все, что касается событий 
19-20 сентября, не укладывается в рамки нормального восприятия только потому, что Армения пыталась с помощью десятитысячного военного контингента, оставшегося на территории Азербайджана, главным образом в Карабахе, застолбить за собой стратегическое преимущество и путем шантажа добиться легитимации грязного сепаратистского плана. Взрывы двух мин уже в деоккупированной части карабахских земель показали, что нарушители не собираются разоружаться и их методом борьбы так и останется террор. 
Единственно верным решением стали антитеррористические мероприятия, санкционированные Президентом Ильхамом Алиевым, которые получили филигранное решение. Ни один гражданский объект не пострадал, гражданские лица тоже не стали мишенью в ходе проведенных операций. Баку, вынужденно прибегнув к эксклюзивным действиям, продемонстрировал высокую подготовку и уважительное отношение к мирному населению Карабахского экономического района. 
А самороспуск марионеточного режима стал свидетельством правильности курса, которым руководствовался официальный Баку. Отчаяние и безысходность сепаратистов проявили себя в том, что самозваные руководители никем не признанной республики приказали бесправному населению массово покинуть пределы Азербайджана. Они руководствовались соображениями разыграть карту так называемой депортации азербайджанских армян, хотя их никто никуда не гнал и не выгонял. 
Реинтеграция не отменилась, наоборот, оставшиеся в азербайджанских пределах армяне стали оформлять свое желание о принятии азербайджанского гражданства через официальный электронный портал, который был учрежден специально для безболезненного разрешения вопроса легализации жителей Карабаха.  
Представители Государственного департамента, комментируя те события, как сказано в официальном заявлении МИД Азербайджана, проигнорировали очевидные факты, побудившие Азербайджан к экстренным мерам. 
Сегодня, когда американская сторона говорит о важности продвижения мирного процесса, она забывает, что Армения уже более двух месяцев не отвечает на предложения Азербайджана по мирному соглашению. Она фактически торпедирует процесс, перекладывая ответственность за подвешенное состояние на Баку. 
Азербайджан же, инициировав мирную повестку на основе базовых принципов, учитывающих демаркацию и делимитацию границ, открытие коммуникационных линий, находится в постоянной готовности к действиям. Баку всегда уважал суверенитет и территориальную целостность Армении, и коль скоро премьер Никол Пашинян говорит о том, что уважает территориальную целостность Азербайджана, то возникает резонный вопрос: в чем загвоздка, почему Иреван после своих заявлений не торопится действовать? 
Причина в том, что наряду с армянскими политическими кругами реваншистские планы вынашивают западные круги, движимые армянскими диаспоральными кругами и лобби. Это их «заслуга» - чинить препятствия на пути к окончательному миру, перекладывая ответственность за бездействие на Азербайджан. 
США и их европейские союзники достаточно сильны, и будь у них добрая воля, они не пошли бы на поводу у своих меркантильных служивых. Последним, которые пляшут под дудку армян Америки и Европы, важно сохранить платформу противостояния, чтобы на этом греть руки. А большим силам необходимо разместиться в горячем регионе ради своих кровных интересов. 
Вашингтон и Брюссель кооперируются на Кавказе, чтобы выдавить оттуда Россию и Иран, оказать ограничительное воздействие на Турцию. Но они сбрасывают со счетов фактор сильного Азербайджана, который не торгуется своими интересами, отстаивает свои рубежи, становясь сильным игроком. 
В том и проявляется слабость сильных, что они действуют по инерции, игнорируя очевидные данности. Им бы смириться с новыми поствоенными реалиями Южного Кавказа, который усилиями Баку перемещается из зоны неопределенности в лоно стабильности. Рано или поздно это произойдет, однако потеря времени и сил играет на руку тем, кто сеет хаос и неразбериху. У них, как и у их покровителей, нет будущего. 
Его контуры прослеживаются все четче, и это главная составляющая, дающая вразумительные ответы на все вопросы. 
 

Экономика
Новости