Ни войны, ни мира

Политика
01 Март 2024
09:50
529
Ни войны, ни мира

Затягивая подписание соглашения с Баку, Пашинян продлевает свое пребывание у власти

Интервью с директором Института современного государственного развития (Россия), политологом Дмитрием Солонниковым.

- Недавно премьер-министр Армении Никол Пашинян заявлял, что архитектура и принципы мирного договора между Арменией и Азербайджаном согласованы. Однако буквально на днях обвинил Баку в подготовке к нападению на Армению и назвал немыслимым сейчас мир между Арменией и Азербайджаном. Как объяснить такое поведение Пашиняна, бросающегося из одной крайности в другую?
- Те или иные вбросы, осуществляемые Пашиняном, обусловлены различными факторами. Во-первых, он играет на разные аудитории. То есть одни его заявления рассчитаны на внутреннее потребление, другие - для европейцев, третьи - для соседей, в том числе для России. Соответственно, разные аудитории требуют разных нюансов, разной коннотации при объяснении тех или иных событий, а также разных провокационных вбросов. Также не следует забывать, что Пашинян решает сложную задачу. Во-первых, ему необходимо усидеть в кресле премьер-министра. А это подразумевает определенные шаги, в том числе, время от времени ему надо потакать реваншистским силам в Армении, считающим его предателем, чтобы они его не свергли. С другой стороны, Пашиняну надо тонко вести себя с населением страны, которое не хочет новой войны, новых жертв. То есть ему нельзя провоцировать новый полноценный конфликт на Южном Кавказе. И Пашинян прекрасно понимает, что у него просто нет сил для нового конфликта. Он и так уже совсем недавно позорно проиграл две войны. Куда еще третью начинать? 
Во-вторых, ни в коем случае нельзя спровоцировать быстрый разрыв в отношениях с Россией и партнерами по ЕАЭС, иначе это резко обрушит экономику страны и соответственно вызовет волну протеста в Армении, которая может его сместить. 
В-третьих, Пашинян должен выполнять задания Вашингтона и Брюсселя по постепенному развороту на Запад, выходу из-под внешнеполитического контура российского интеграционного процесса и заходу под интеграционный контур НАТО и ЕС.   
Следовательно, Пашинян должен маневрировать между вышеперечисленными позициями. С этим связаны его противоречивые заявления. В частности, он неоднократно говорил о готовности подписать мирный договор, выступал за мир. Хотя какой политик будет выступать за войну? Потому Пашинян будет далее твердить о мире, о том, что он лично и его правительство сделали все для подготовки мирного договора. 
С другой стороны, ему очень опасно подписывать мирное соглашение прямо здесь и сейчас. Ведь как только он подпишет договор с Азербайджаном о добрососедских отношениях, договор о делимитации и демаркации границы, то всем станет ясно, что он свое дело сделал, поставил окончательную точку в итогах 44-дневной войны и однодневной спецоперации, проведенной азербайджанской стороной для восстановления полного суверенитета Баку над территорией Азербайджана. 
Конечно, сейчас все эти итоги есть, они хорошо известны, но пока зафиксированы только на словах, но не юридически в виде соответствующего армяно-азербайджанского договора. Соответственно, Пашинян затягивает юридическое оформление произошедшего, так как его подпись будет окончательно означать, что он все сдал, все проиграл и более он никому не нужен. Далее Армения начнет жить с чистого листа и в этом случае страна прекрасно обойдется без него. В Армении найдутся гораздо более опытные экономисты, политики и управленцы, чем Пашинян. То есть мавр сделал дело, мавр может уйти. Тем более что он даже не мавр, а лишь жалкая пародия на него. И чем дальше Пашинян балансирует, поддерживая ситуацию «ни мира, ни войны» в лучших традициях Троцкого, тем дольше он продлевает себе правление в Армении, так как он нужен для подписания мирного договора, ибо никто другой брать на себя всю полноту ответственности за поражения и капитуляцию страны не готов. Это именно та чаша с ядом, которую Пашинян должен испить до конца, а он ее всеми силами пытается не пить. 
Отсюда и берут истоки все его противоречивые заявления и действия в соответствии с изречением Ленина «Шаг вперед, два шага назад». Отсюда и игра вокруг готовности подписать мирный договор и фактического нежелания его иметь в окончательном виде. При этом Пашинян надеется, что со временем ситуация изменится: поменяется положение России, что-то изменится в давлении Запада на евразийское пространство. Таким образом, уже встав на сторону Запада, Пашинян ожидает полной победы Старого Света над странами, не признающими его гегемонию. Он надеется, что в случае победы Запада его не забудут, как одного из первых, кто признал гегемонию Запада в начале 20-х годов, и за это его наградят плюшками. Это долгосрочная стратегия Пашиняна, рассчитанная на годы вперед. Но ему эти годы еще надо усидеть в премьерском кресле, а для этого необходимо сохранять ситуацию неопределенности вокруг мирного договора с Азербайджаном, чтобы в нем продолжали нуждаться. 
- Чем объяснить тот факт, что недавно, после пяти месяцев тишины, армянская сторона возобновила свои вооруженные провокации и обстрелы азербайджанской стороны на линии условной границы?
- Это как раз часть той игры Пашиняна, о которой я уже говорил. Надо сказать, что эта провокация произошла в период активных переговоров Армении в Европе, и именно тогда надо было продемонстрировать актуальность армянского вопроса, чтобы про него не забыли, чтобы он не ушел на третий-четвертый план на фоне Украины, Израиля, хуситов. Поэтому нужна была провокация, кровь. Соответственно, 12 февраля стреляли с армянской стороны, на что азербайджанская сторона адекватно ответила. 
Что касается Макрона, то ему нужно объяснять французскому обществу свою активную позицию в армянском вопросе. Конечно, армянская диаспора во Франции крупная и влиятельная, но все равно ее доля в общем населении Пятой республики незначительная. Соответственно, для французов гораздо важнее выступления в стране фермеров, падение уровня жизни, а не дела далекой Армении. Однако Макрон не занимается внутренними делами Франции. Ну поменял недавно правительство страны, назначил нового премьера. Что-то изменилось к лучшему во Франции? Нет, конечно, все осталось по-прежнему, просто вид стал сбоку. 
Таким образом, провокация не является частью какой-то стратегии, это было важно в рамках текущей конъектуры.     
- Какую роль в этом играет наблюдательная миссия ЕС в Армении, давно уже занимающаяся «бинокльной дипломатией» и использующая все свои возможности для антиазербайджанской пропаганды?
- Разумеется, наблюдательная миссия ЕС была важным в этом отношении фактором, учитывая, что обстрел территории Азербайджана велся именно с того района, где располагались наблюдатели. То есть если раньше, когда осуществлялись подобные провокации, вина за них списывалась на неких полевых командиров, не подконтрольных официальному Иревану. Вторая версия, которая также всегда была, это осознанные действия армянских властей, специально готовивших провокации и преследующих тем самым некие цели. Но теперь к прежним версиям добавилась еще одна, что это все могло быть организовано с подачи европейцев. Таким образом, роль европейских наблюдателей, а на самом деле натовских офицеров, находящихся сейчас с армянской стороны условной границы с Азербайджаном, стала гораздо более интересной и открытой. С одной стороны, они теперь являются уже главными подозреваемыми в организации последней вооруженной провокации на условной границе, а с другой - провокацию надо было организовать именно там, где находятся эти самые «дипломаты с биноклями», чтобы они могли эффективно зарегистрировать ответ азербайджанской стороны. Так европейских наблюдателей подключили к международному процессу, создали для них поле для работы, легитимизировав их нахождение в Армении, подтвердив их работоспособность, так как теперь у них появилась функция. Так что все произошло совсем не случайно, а в нужном месте и в нужное время.    
- Как известно, на днях Армению посетила французская военная делегация во главе с министром вооруженных сил Франции Себастьяном Лекорню. Визит французской делегации приурочен к поставке партии военной техники в Армению из Франции. Иреван и Париж по итогам визита французской военной делегации обновили соглашения о военном сотрудничестве. Франция обещала выделить Армении зенитные ракеты, поставить партию бронемашин Bastion и другие средства обороны. В чем причины активизации политики Франции на Южном Кавказе и какие цели она преследует?
- Поставки французского оружия в Армению имеют несколько причин. Конечно же, первейшая задача Франции, как активного члена НАТО, переформатировать армянскую армию из стандартов ОДКБ под стандарты НАТО. Соответственно, туда надо поставлять натовскую технику (ну нельзя же воевать со странами ОДКБ техникой, которую они же поставляют), переобучать солдат, отправлять офицеров в Европу на специальные курсы. Вслед за новой техникой придет новая тактика, стратегия, новое позиционирование, целеуказание, затем должен появиться новый враг на востоке и на севере. 
Второй важный момент заключается в необходимости Парижа продемонстрировать внутри страны свою вовлеченность в мировые процессы. Если Франция проигрывает различные внешнеполитические баталии: ее выставляют из Африки, у нее проблемы во Французской Полинезии, Латинской Америке, то есть Париж превращается в лузера в мировой политике, все менее и менее кому-то интересного, то в таком случае необходимо себя хоть где-то проявить. С этой целью Франция берет под свое покровительство Армению, тем более что Иреван сам не прочь быть управляемым, так почему бы этим не воспользоваться. 
Еще один немаловажный аспект - это рынок сбыта. Париж теряет рынок сбыта своего оружия в Африке и в других частях мира, но куда-то оружие все равно надо поставлять. Так вот теперь это оружие будет продаваться в Армению. Раньше Иреван получал оружие из России во многом за российские же кредиты, теперь же будет закупать во Франции. А деньги, необходимые для покупки оружия, появятся за счет того, что страна со скидкой получает российский газ. Таким образом, фактически именно Россия будет оплачивать натовское оружие, поставляемое в Армению. 
- На фоне визита французских военных Никол Пашинян опять отметился антироссийскими заявлениями, сказав, что участие Армении в ОДКБ «заморожено», а вопрос о сохранении военной базы РФ в стране «не стоит на повестке дня». Насколько Пашинян серьезен в своем стремлении вывести Армению из ОДКБ, закрыть российскую военную базу в Армении и вообще променять Россию на Запад?
- Он очень серьезен в этих вопросах, так как об этом говорит всю свою политическую карьеру. В этом заключается смысл его прихода к власти. Разумеется, делаться это будет постепенно, малыми шагами. Вначале поставят под вопрос присутствие российских пограничников в иреванском аэропорте и, соответственно, выведут их оттуда. Потом поставят под вопрос коммуникации, связывающие российскую военную базу с Россией, а позже и наличие самой базы и т.д. А буквально через пару часов после вступления в НАТО Армения выйдет из ОДКБ. Но до того момента Иреван будет делать различного рода пустые заявления о том, что замораживаются отношения с ОДКБ, при этом никак это юридически не оформляя, не отправляя каких-либо документов об этом в штаб-квартиру ОДКБ, не уведомляя официально организацию о таком решении.
В то же время армянские власти продолжат обвинять ОДКБ в том, что организация что-то там недоделала, недогарантировала, недообеспечила в отношении Армении. Но именно сейчас никаких серьезных шагов по выходу из ОДКБ и ЕАЭС сделано не будет, так как Иревану жизненно важно получать, как прежде, со скидками из ЕАЭС все, что страна обычно получает, жить за счет этого, а также за счет ЕАЭС обеспечивать свое движение на Запад.  

Экономика
Новости