Тофик АББАСОВ

Тофик АББАСОВ

Новая история Гянджи, или Еще раз об уроках несгибаемости

Мнения
05 Октябрь 2021
10:12
567
Новая история Гянджи, или Еще раз об уроках несгибаемости

В стремительно цифровизирующемся мире проблема адаптации современника к новым условиям не менее актуальна, чем, скажем, забота о денуклеаризации Вселенной. Психологи и социологи настойчиво предлагают гуманизацию цифрового мира через очеловечивание среды.  

Одним из подходящих методов, как считают знатоки, является активное использование так называемого «сторителлинга» (storytelling - повествование о личном). Считается, что истории и рассказы о личном облагораживают среду обитания, не дают атрофироваться естественным человеческим чувствам.  

Не спадающий новостной вихрь воссоздал жесткую конъюнктуру, когда повсеместно много информации, но мало правды. Поневоле возникает вопрос - что же важнее, дань мейнстриму или же бескомпромиссность в защите правды.  

Стратегически важным и спасительным видится изменение баланса в пользу истины. Правду необходимо тиражировать и транслировать всеми силами и возможностями, несмотря на растущие мощности конвейера «фейк-ньюс».

Прошел год с момента ракетного обстрела Гянджи Арменией. Азербайджан и вместе с ним справедливый мир содрогнулись от формы и масштаба варварства, которое продемонстрировал Иреван. Он показал, что ему чужды понятия «честь», «достоинство» и «благородство», раз поднял руку на мирно спящий город.  

Есть истории, которые не забываются. Причина не только в том, что от них веет ужасом, стынет кровь в жилах и они ассоциируются с зоологической ненавистью и злобой. Они остаются в памяти как хрестоматийное пособие, показывающее, чего категорически делать не следует, с чем нельзя смириться и что требует безоговорочного осуждения.  

Провалы человечности, а в случае с армянской оккупацией современник как раз столкнулся именно с этим трендом, необходимо всячески избегать упадка нравственности, чтобы в будущем не срабатывали грабли трагедий.  

Гянджу хотели сломить, вместе с ним думали схватить Азербайджан за сонную артерию, как никак Гянджабасар во все времена был передним краем борьбы за национальное достоинство, и продолжает оставаться таковым. Но все получилось с точностью до наоборот.  

Все, кто приезжает в город, а он привлекает многих своим колоритом и темпераментом жителей, непременно направляются в места катастрофы. Их два, и там и там установлены импровизированные мемориальные уголки, куда люди направляются по зову сердца, приносят живые цветы. Уже год сплоченный народ поминает невинно убиенных.  

Среди 26 шехидов шестеро детей, в трех семьях погибли оба родителя. Детей, конечно же, взяли на попечение родственники. «Даже не родные по крови горожане вызвались усыновить сирот, уж настолько все прониклись болью за пострадавших, - говорит депутат Милли Меджлиса от Гянджи Парвин  Керимзаде. - Трудно представить, как люди мгновенно ринулись к разрушенным кварталам, чтобы спасти людей, вызволить раненых, помочь хоть чем-то».  

Народная избранница вспоминает, как в одночасье все изменилось, то был миг сурового испытания для горожан, которые не дрогнули, не испугались коварного и малодушного врага.  

«Тяжелая участь еще больше укрепила наших людей в том, что мы ведем справедливую борьбу, и во что бы то ни стало должны победить, - продолжает она. - Мы должны были доказать противнику, что нас не сломить, и, слава Всевышнему, доказали».  

П.Керимзаде справедливо возмущается тем, насколько терпимо и вяло среагировали мировые центры на преступления, совершенные армянами против человечности. Она представляет страну в ПАСЕ, и в ходе всех заседаний и слушаний, что имели место за прошедший год, не упустила ни одной возможности, чтобы проинформировать коллег по ассамблее о случившейся 4 октября 2020 года трагедии в Гяндже.  

Сам факт удара баллистической ракетой по мирному городу, который от линии фронта разделяли 100 километров, это уже инцидент из разряда вопиющих. Ведь агрессор открыл огонь из систем «Скад» и «Точка-У».

«Я убеждена, что мы доведем до логического завершения расследования преступлений армянской военщины, чтобы привлечь к ответственности виновников, - продолжает П.Керимзаде. - У нас достаточно для этого квалифицированных юристов-международников, средств и механизмов, чтобы врагу больше неповадно было. В процесс включен Гянджинский офис омбудсмена Азербайджана. Руководящий им Сабухи Аббасов вместе с командой находится на постоянной связи с международными арбитражными инстанциями и профильными структурами, чтобы ничто не осталось за кадром. Цель - донести совершенные Ереваном преступления во всех деталях до внимания Европейского суда по правам человека, Международного суда и судов, работающих под началом ООН».      

Жизнь всегда удивляет парадоксами. Наибольшие разрушения пришлись в зону Парка Победы в Великой Отечественной войне, к которому примыкали жилые дома горожан. После разрыва ракеты дома и вековые деревья мгновенно были охвачены пламенем. Было понятно, что требовались безотлагательные действия во имя спасения людей.  

Направившийся из другой части города к месту падения «Скада» Мири Алиев вспоминает, что был охвачен страхом за судьбу родной сестры. Около ее дома образовалась большая воронка.  

Ракеты «Скад» предназначены сугубо для военных целей, потому у них большая взрывная волна. Она уничтожает на своем пути даже боевые укрепрайоны и специальные военные сооружения. Обычные же гражданские постройки перед ударной силой реактивной системы и вовсе уязвимы.  

«Я бросился вызволять из-под обломков сестру и ее малолетнего сына Бахтияра, все лицо которого было в крови, - вспоминает Мири. - Как только взял малыша в руки, он вдруг начал смеяться, успокаивать рядом находящихся, и у меня отлегло от сердца».  

Бахтияр цел и невредим, и уже превратился в героя Гянджи, с которым горожане считают за честь фотографироваться. Он привык к знакам внимания, держится невозмутимо, почти как взрослый.

Фото- и видеокадры Бахтияра, сделанные в момент, когда его сажали в карету скорой помощи, облетели мировые телеканалы. Несмотря на кровоточащие осколочные царапины, малыш не выказал ни тени страха и этим возвысился над врагом.  

Стойкость Бахтияра стала символом несгибаемости гянджинцев. Она же стала ответом низко павшим ереванским стратегам, которым не по зубам оказалась азербайджанская военная дружина. Они не нашли ничего лучшего и решили выместить зло на спящих детей, стариков и женщин. Очень низко и подло, что вполне резонно олицетворяет аморальный облик врага.

Городские власти после подписания Президентом Ильхамом Алиевым распоряжений об оказании всяческой помощи семьям погибших и пострадавших делают все возможное, чтобы всех обустроить. Многие семьи уже переселены в новые места, некоторым выделена жилплощадь из Фонда социального жилья.  

Ректор Государственной аграрной академии, член-корреспондент НАНА Ибрагим Джафаров в ту ночь вместе с коллегами оказался в первых рядах заправских спасателей. «Бригады Министерства по чрезвычайным ситуациям оказались проворными, - говорит И.Джафаров, - не мешкая, выполняли профессиональный долг, а люди просто были выше всех похвал, то и дело искали момент, чтобы помочь, что-нибудь да сделать, дабы облегчить участь пострадавших».  

Академия по сей день решает их социальные проблемы на безвозмездной основе. Нескольким семьям предоставлено временное жилье в общежитиях учебного заведения. «Одна из девочек семьи, в которой погибли оба родителя, в нынешнем году стала студенткой нашей академии, - говорит ректор. - Мы дополнительно выделили ей стипендию, очень хотим, чтобы все проблемы жертв ракетных обстрелов были разрешены».  

В ту зловещую ночь Ибрагим Джафаров был еще на переднем крае информационной борьбы. Около десятка зарубежных журналистов, что быстро добрались до места чудовищного события, интервьюировали очевидцев и местных жителей. Ректор академии сразу привлек внимание корреспондентов, передающих подробности с места события, и ученый провел импровизированную пресс-конференцию, дав политическую и правовую оценку происшедшему.  

Многие зарубежные телеканалы и медиаструктуры сообщили об акте государственного террора из уст азербайджанского ученого, который разложил по полочкам причинно-следственные мотивы армянского вандализма. Квинтэссенцией его мыслей стал вывод о том, что нельзя потакать государству, которое нарочито идет на массовое нарушение прав целого народа, сознательно уничтожает его города и села, стирает с лица земли культурно-историческое наследие  Азербайджана.  

Более тридцати лет азербайджанцы рассказывают миру о своей одиссее, называя вещи своими именами. История борьбы азербайджанцев с армянским злом - это дело чести совестливого сообщества, и оно должно знать всю правду об армянской лжи и поднять свой голос в защиту справедливости.

4 октября - это дата, которая олицетворяет стойкость духа и несгибаемость жителей Гянджи, всего азербайджанского народа, которому нечего скрывать от сообщества. Правда страны, не смирившейся со злом, уже есть часть общечеловеческой истории. О ней нужно все время рассказывать, потому что она во всех тонкостях и подробностях отображает смысл и значение нравственной зрелости и лютой безнравственности.  

А армянские истории только и делают, что подогревают агрессию, мотивируют заблудших на преступления и пропаганду ненависти. Это опасные россказни, которым нет и не может быть места в нормальном обществе.  

Как бы то ни было, им не устоять перед потоком правды, которая всегда была дорога людям высокого духовного начала. Армянским идеологам и стратегам, объявившим войну детям, старикам и женщинам, этого не понять.

Тофик АББАСОВ,  

политический  обозреватель


 

Экономика
Новости