Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Запад в итоге все равно придет к нам
Заявление помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии Джеймса О’Брайена «о приостановлении военной и другой помощи Азербайджану, отмене визитов на высоком уровне» официальный Баку расценил как удар по отношениям между Азербайджаном и США в двустороннем и многостороннем форматах.
Обвинения, выдвинутые против Азербайджана, не только необоснованны, но и подрывают мир и безопасность в регионе.
Официальный Баку пообещал адекватный ответ, посчитав неуместной возможность визитов на высоком уровне из США в Азербайджан и отказавшись от проведения 20 ноября 2023 года в Вашингтоне встречи на уровне министров иностранных дел Азербайджана и Армении.
Нормы и принципы международного права всегда были приоритетом во внешней политике официального Баку. Азербайджан всегда будет действовать в соответствии со своими международными обязательствами.
Баку будет решительно и адекватно реагировать на все негативные шаги, противоречащие его национальным интересам.
Свое отношение к действиям Вашингтона в интервью газете «Бакинский рабочий» выразил экс-дипломат, известный отечественный эксперт Тофик Зульфугаров.
- На мой взгляд, - отмечает собеседник, - пока ничего особенного не произошло. Азербайджан в данном случае является лишь косвенным поводом большой проблемы. А проблема заключается в том, что сейчас на политическом поле Армении происходит серьезная конфронтация между Россией и Западом, и для того, чтобы привлечь внимание общественности и позиционировать себя, Запад, включая США и ЕС, всячески пытается привлечь армянскую общественность на свою сторону. То есть все это мало связано с Азербайджаном и по большей части преследует дешевую пропагандистскую цель.
В последнее время у США и Запада повысился геополитический интерес к Центральной Азии. Называют разные причины этого, но, как мы знаем, США желают укрепить свои позиции в регионе Центральной Азии, чтобы противостоять политической и экономической экспансии Китая. В этом смысле Турция, Азербайджан и другие страны - члены ОТГ стратегически привлекательны для Запада. Очевидно, что без содействия Турции и Азербайджана Запад не сможет достичь своей цели. Чтобы это осознать, достаточно просто взглянуть на карту. Поэтому я считаю, что все предпринимаемые США и ЕС против Азербайджана шаги носят временный характер. Однако если им нравится «ездить по ушам» армянам, пусть продолжают себе в удовольствие.
- В своем выступлении на слушаниях О’Брайен заявил, что «любой коридор должен создаваться только с согласия Армении, а транспортный коридор, созданный иным способом, с применением силы или с участием Ирана, встретит решительный отпор». Означает ли это, что реализация Азербайджаном альтернативного маршрута через Иран в Нахчыван столкнется с противодействием США?
- Данное высказывание не совсем понятное, так как именно Армения отказывается от выполнения трехстороннего Заявления от 10 ноября 2020 года. Азербайджанская сторона активно строит свой участок Зангезурского коридора, в то время как армянская сторона вообще ничего не предпринимает для строительства своего участка и тем самым фактически тормозит процесс разблокирования транспортного коридора. Соответственно возникает вопрос: при чем тут Азербайджан? В условиях блокады одного из своих регионов со стороны Армении Баку с целью обеспечения государственных интересов, а они очевидны - необходимо поддерживать связь с Нахчыванской автономией - предпринимает возможные шаги для этого. С этой точки зрения позиция Госдепа США вообще не понятна: что нам тут можно поставить в упрек?
Однако я хотел бы обратить внимание на другое несоответствие. С одной стороны, Запад выступает в защиту территориальной целостности Армении, а с другой - в переговорах он позиционирует себя активным посредником по нормализации отношений и определению границ между Арменией и Азербайджаном.
Понятие «территориальная целостность» появится только после завершения переговорного процесса, когда Баку и Иреван подпишут мирный договор. Поэтому возникает естественный вопрос: что подразумевает Запад, когда говорит о территориальной целостности Армении, ведь еще мирный договор не подписан? Вот в чем загвоздка. Ведь даже Пашинян говорит, что им необходимо получить кадастр, т.е. он понимает, что у Иревана может быть своя точка зрения на территориальную целостность Армении, а у Баку - своя.
Более того, недавно армяне в одностороннем порядке дезавуировали принцип Алма-Атинской декларации, включив поправку о том, что территориальная целостность Армении включает в себя и «Нагорный Карабах». Тем самым армянская сторона в одностороннем порядке отошла от основного принципа Алма-Атинской декларации - о признании административных границ бывших советских республик на момент распада СССР. В итоге возникла необходимость в проведении новых переговоров, что, по сути, и является главной целью Иревана. И в защиту этого выступают Ж.Боррель, О’Брайен и др. Интересно знать, как, по их мнению, должна выглядеть территориальная целостность Армении на карте? Или они полностью поддерживают позицию официального Иревана, когда премьер Пашинян щедро отсчитал нам 86,6 тыс. квадратных километров территории? В международной практике такое не принято - определять квадратуру того или иного государства до определения его границ. Армения пока еще не завершила делимитацию и демаркацию границы даже с Грузией, не говоря уже об Азербайджане. И если вдруг по итогам переговоров с Грузией армяне получат кусок территории и тем самым выйдут за рамки очерченных Пашиняном 29,8 тыс. квадратных километров площади своей страны, будет ли это означать, что в таком случае лишнюю землю они отдадут нам?
В позиции ЕС и Госдепа США отсутствует элементарная логика. Все это носит тактический, пропагандистский характер, нежели дипломатический. Ведь уже завтра США и тот же ЕС для обеспечения собственных интересов, к примеру, в Центральной Азии, вновь постучатся в нашу дверь. К примеру, Макрон. Спрашивается, как он собирается транспортировать урановую руду из Казахстана во Францию для обогащения? Есть ли у него какой-то выбор в вопросе логистики, кроме как через Азербайджан? Нет, конечно. А ведь мы можем по-разному рассматривать вопрос безопасности при транспортировке таких опасных радиоактивных грузов, как урановая руда. Таким образом, все дороги ведут в Азербайджан, и Запад в итоге снова обратится к нам. Пока они играют в эту игру, «ездят по ушам» армянам. Нам же остается только ждать, так как буквально через несколько месяцев Западу придется говорить совсем иные вещи. Поэтому я в целом спокойно отношусь к происходящему.
- Еще 11 сентября Азербайджан через двусторонние каналы передал армянской стороне пятый скорректированный вариант мирного соглашения вместе с соответствующими пояснительными записками. Ожидалось, что Армения ответит в скором времени. Однако, несмотря на публичные заявления о готовности подписать мирный договор до конца этого года, армянская сторона более двух месяцев откладывает представление своего варианта документа.
- Пока речь идет о текстах, требующих согласования. Из задержки можно сделать один вывод: для реализации своей аннексионистской оккупационной политики Армения всегда пользовалась поддержкой внешних спонсоров. На протяжении многих лет это была Россия. Но потом, в силу собственных интересов, этот «чемодан без ручки», как называют Армению российские аналитики, стал Москве не нужен. Но вместо того, чтобы отказаться от аннексионистской оккупационной политики, территориальных претензий к своим соседям, армяне занялись поисками нового спонсора, который, как им кажется, будет поддерживать их в реализации своей политики. Но в этом они глубоко заблуждаются. Ведь единственный способ обеспечить безопасность Армении - это установление добрососедских отношений с соседями, в первую очередь с Азербайджаном и Турцией.
Как следствие, Иреван всячески затягивает переговорный процесс, пытаясь усидеть на двух стульях сразу, играя с этой целью в привлекательность. Очевидно, что Армения потерпит очередное фиаско и будет разочарована. И коль уж они хотят поиграть в эту игру, зачем мешать им делать ошибки, пускай играют.